Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Агульский шейх Дагестана

Мухаммад Усугский - гордость агульского народа



Богатый на события девятнадцатый век подарил Дагестану много славных сынов, чьи имена на слуху и у нынешнего поколения дагестанцев. Это шейх Мухаммад Ярагский, шейх Джамалуддин Газикумухский, имам Гази-Мухаммад, имам Шамиль, ученый Хаджи Насрулла Кабирский и многие другие.

Однако в созвездии выдающихся личностей есть и те, имена которых незаслуженно забыты. Они как будто специально вычеркнуты из памяти потомков, и поэтому их имена сегодня мало кому о чем говорят.

К числу таких исторических деятелей Дагестана в первую очередь следует отнести Мухаммада Усугского – соратника имама Шамиля и уроженца одноименного агульского селения Усуг.

 Имам Шамиль

На родине Мухаммада считают шейхом, и имя его произносят с таким трепетом, что невольно это привлекает к себе внимание. Здесь же на могиле его возведен небольшой зиярат – скромное строение из грубо обработанного речного камня. Внутри его прибрано и чисто.

Рядом с могилой массивная могильная плита. На гладкой лицевой поверхности ее обширная надпись, выполненная красивым арабским шрифтом. Тут же в углу помещения длинный посох и шапка Магомеда с зеленой лентой вокруг околыша – вот все, что сохранилось от него.

Для того, чтобы попытаться узнать о нем чуть больше, полтора года назад нами была организована поездка в селение Усуг, что находится в Курахском районе. Но, к сожалению, выяснить удалось немного. Односельчане лишь помнят, что шейх Мухаммад был соратником Шамиля, причем одним из тех, кто до конца оставался ему верным.

После пленения великого имама он вернулся домой с женой аваркой, которую звали Патимат. Затем совершил хадж в Мекку, во время которого в турецком городе Карс встретился со своим наставником Джамалуддином Газикумухским.

 Шейх Мухаммад Ярагский

Мухаммад Усугский получил от Джамалуддина Газикумухского звание шейха и благословение на проповедование тариката. По возвращении домой в родном ауле открыл медресе, где обучал детей исламским наукам. Вел также различные проповеди среди населения окружающих сел.

А супруга Патимат занималась кройкой и шитьем одежды, получая за это определенную плату. Так и жили. Но возложенную на него своим наставником миссию выполнить до конца шейх не успел, поскольку вскоре заболел и умер.

Примерно такой же информацией о нем обладают и жители соседних селений. Но некоторое время назад нам улыбнулась удача. В девятом номере «Русского архива» за 1896 год мы обнаружили записи Евгения Козубского, в котором, он, рассказывая о действиях членов семейства Шамиля, упоминает и о Мухаммаде Усугском.

 Усуг

Главным образом потому, что речь идет о зятьях Шамиля, которые приходились сыновьями учителю шейха Мухаммада – Джамалуддину Казикумухскому. Обращает на себя внимание некоторая разница в сведениях сельчан и Евгения Козубского.

Шейх Джамалуддин Казикумухский

Так, если Козубский сообщает, что шейх Мухаммад «хоть и старался, строго исполняя религиозные обряды, выказать свою набожность, но ничего не проповедовал», сельчане же сообщают об обратном.

А именно, что он не только проповедовал среди местного населения, но и открыл медресе в своем ауле. Впрочем, привожу соответствующий фрагмент записей Евгения Козубского:

"...Из прочих лиц семейства Шамиля не раз обращали на себя внимание и возбуждали переписку зятья Шамиля, сыновья его тестя, знаменитого в истории мюридизма в Дагестане, Джемал-Эддина Казикумухского.

 Имам Гази-Мухаммад

О последнем находится в деле канц. нач. Даг. обл. (1861, №175) любопытное сведение. Из присланного к начальнику Дагестанской области, князю Меликову, дневника пристава при Шамиле за 1861 год он усмотрел, что старик Джемал-Эддин, как последний муршид (верховный духовный наставник в суфизме – ред.) в Дагестане, хотя до сих пор не объявил кого-либо себе преемником, но уже назначил для сего звания четырех мюридов, именно:

1) Курали-Магому в сел. Яраге,

2) Уракли-Магоммеда в сел. Уракли, который уже и тогда делал чудеса,

3) Нур-Мухаммеда в сел. Инху и

4) Магома-Дебира в сел. Арчу;

 Усуг

Последний из них старик, а прочие еще далеко не старые люди.

В 1860 году все четверо собирались в Мекку; из них Курали и Нур-Мухаммед, как семейные, хотели возвратиться в Дагестан, а холостой Уракли хотел навсегда остаться в Мекке.

По собранным сведениям оказалось, что Курали-Магома, называемый в народе Молла-Магомед, родом из сел. Усуг, Кюринского ханства, где он имел до 15 дымов родственников и в том числе родного брата.

В начале 40-х годов Молла-Магомед бежал к непокорным горцам и все это время находился при Шамиле, а по покорении Восточного Кавказа перешел в сел. Чиркей, где женился на племяннице тамошнего почетного жителя Джеллала.

Живя в Чиркее, Молла-Магомед очень часто приезжал к бывшему своему учителю Джемал-Эддину, проживавшему после взятия Гуниба, до переселения в Турцию, в сел. Казанищи: с ним Молла-Магомед всегда находился в самых близких отношениях и получал от него не раз материальное пособие будто бы на поддержание себя с семейством.

Зиярат Мухаммада Усугского в родном селе

В 1861 г. он прожил около месяца в сел. Усуг, и здесь хотя ничего не проповедовал в религиозном духе, но как было видно, старался [126] выказать свою ученость и знание религии, был чрезвычайно набожен и весьма строго исполнял все религиозные обряды, чем и успел вселить в обществе о себе мнение, как о человеке весьма ученом и действительном мусульманине.

Усуг 

Из Усуга он возвратился в шамхальство, откуда отправился в Мекку, по возвращении из которой поселился в Усуге, где и умер 14 Января 1863 г. ..."

Таким образом, если суммировать все собранные сведения, можно делать вывод, что из трех муршидов – верховных духовных наставников в суфизме, проповедовавших тарикат в Дагестане в девятнадцатом веке, двое происходили из местности Кюре – шейх Мухаммад Ярагский и шейх Мухаммад Усугский.

О последнем муршиде краткие сведения имеются и в «Асари Дагестан» небезызвестного Гасана Алкадарского. Здесь шейх Мухаммад Усугский упоминается как один из наиболее образованных людей того времени.

Гаджи Алхасов, представитель ФЛНКА в Агульском районе

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Молния! Убит имам Нового Куруша. Двое неизвестных в масках расстреляли Магомеда Хидирова в Дагестане

Праздничный мавлид прошел в мечети «Бабуль-Абваб» города Дербент

Нет Яраги в лезги отечестве

Дагестану передан на хранение волос пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Татарские внуки лезгинского шейха

Комментарии (104)
Комментарий #54, дата: 01 август 2013 01:17

Цитата: Антисасанид
Братство? А на кой хрен нам такое братство? Я не пойму, нам какая польза от вас вообще, если вы не видите пользы в союзе с нами? Было бы, конечно, неплохо, если бы осознали, что вы только потеряли, отделившись, но в союз с нами вы уже не вступите, поэтому флаг вам в руки, ветер вам в паруса... Вот аварцы обогатились от того, что присоединили к себе андо-цезов. Среди андо-цезов есть Герои Советского Союза (Абдулманапов), олимпийские чемпионы (Абдулбеков, Муртазалиев и пр.).Даргинцы обогатились, присоединив кубачинцев. Кубачинцы - известные на весь мир ювелиры. Что приобретем мы, если бы вы стали (или оставались бы) лезгинами? Агульцы - добрый трудолюбивый народ, как и все другие народы. Ну есть вы и есть, дай вам бог здоровья и процветания!

_________________________________

А что ты своими братьями пользуешься как вешью только по назначению ? для этого тебе нужны братья ? а если твой брат инвалид без рукий к примеру ты скажешь а накой хрен ты мне нужет если в хозяйстве помочь не можешь котись ты лучше подальше нам нужны рукастые,так да ? Обогощайся как хочешь но мы отдельный народ со своим языком культурными особенностями историей образования ..... можешь пойти и попросить китайцев побротаться с вами их много сила тоже есть )))


Комментарий #53, дата: 01 август 2013 01:13

Антисасанид,

Цитата: Антисасанид
Вообще-то об аварцах первым заговорил твой зёма Хибихан. Жуванбур ему ответил. Ты не заметил? Почему не заметил? Может, ты привык замечать только то, что тебя устраивает?

_______________________________
Сколько тут земель я вижу каждый второль троль , мне нет дела до аварцев я Хибихана не поддержал так как не сторонник раздора. в отличие например от тебя который в начале коментов судорожно поливал нас грязью из за того что прочитал не так! Уважающий себя человек ни когда не будет говорить последние слова сидя за манитор на другом конце земли. Это косается и Хибихана если он реальный человек


Комментарий #52, дата: 01 август 2013 01:07

[quote=Гияр]

Да Да Да вы самые самые у нас спуститесь с небес давайте поговорим серьезно. Ни какой политики расслоения не существует так как мы изначально не являлись единым народом. Еще со времен Кавказской Албании были 26 народов которые в последствии дали начало 10 народам севАЗ и южДага. Все вы их знаете. И не надо на себя брать такую миссию спасителя мы не вчера на свет появились или как любят говорить "отпочковались" )) не одно тысячелетие уже живем в своих горах и ни чего не случилось разве что только численность изрядно уменьшилась из за многочисленных набегов и карательных походов монголов къажар и прочих интервентов.
Не причисляйте мне того чего я не говорил я противник ассимиляции у меня есть хорошие друзья с того берега я владею информацией и знаю какого им приходится а на этом сайте я не считаю себя гостем как писал ранее раз руководство ФЛНКА решило вести братские отношения с соседями и они откликнулись то я как член своего народа обязан быть тут. Я сторонник братских отношений а не превосходства одного над другим не ущемлений и не поглощении "материнской платой" Любите вы придумывать такие словечки "материнская плата" доказано уже миллион раз что мы не происходили друг от друга а развились бок о бок параллельно, со своими особенностями со своим языком культурными особенностями и прочими отличительными показателями. Брат от брата не происходит у них есть родители в нашем случаи это племена Кавказской Албании.

Справедливости ради надо отметить что не только малые народы теряют свой язык перебираясь в города но и большие теряют этот дар предков в Этом виновны в первую очередь они сами. И винить кого то было глупо с их стороны.
Я не верю во все эти планы по разработке общего языка по крайней мере в ближайшем будущем не вижу развитие этой программы других забот выше крыши как у вас так и у нас


Комментарий #51, дата: 01 август 2013 00:57

Цитата: AGUL
Но видимо это не по адресу братство остается только на словах
 

Братство? А на кой хрен нам такое братство? Я не пойму, нам какая польза от вас вообще, если вы не видите пользы в союзе с нами? Было бы, конечно, неплохо, если бы осознали, что вы только потеряли, отделившись, но в союз с нами вы уже не вступите, поэтому флаг вам в руки, ветер вам в паруса...

Вот аварцы обогатились от того, что присоединили к себе андо-цезов. Среди андо-цезов есть Герои Советского Союза (Абдулманапов), олимпийские чемпионы (Абдулбеков, Муртазалиев и пр.).Даргинцы обогатились, присоединив кубачинцев. Кубачинцы - известные на весь мир ювелиры.

Что приобретем мы, если бы вы стали (или оставались бы) лезгинами? Агульцы - добрый трудолюбивый народ, как и все другие народы. Ну есть вы и есть, дай вам бог здоровья и процветания!


Комментарий #50, дата: 01 август 2013 00:44

Цитата: AGUL
Вижу у кого то фобии с аварцами )) что их сразу в пример приводят. Как дети пугают старшими братья так и тут чуть что сразу аварцы )))
 

Вообще-то об аварцах первым заговорил твой зёма Хибихан. Жуванбур ему ответил. Ты не заметил? Почему не заметил? Может, ты привык замечать только то, что тебя устраивает?


Комментарий #49, дата: 01 август 2013 00:41

Жуванбур,
Вижу у кого то  фобии с аварцами )) что их сразу в пример приводят. Как дети пугают старшими братья так и тут чуть что сразу аварцы )))
Меня они мало интересуют , но есть у них тоже не мало проблем в Аз-не, будет разговор скажу и ми но они и без меня знают о проблемах. Ни кто тут ни кого не упрекал внимательно перечитай все а потм уже кидай понты. Я привел пример с ассимиляцией для того чтоб наглядно понимали и нашу сторону .
Но видимо это не по адресу братство остается только на словах


Комментарий #48, дата: 01 август 2013 00:40

Цитата: AGUL
Какие бы не были вливания, нация у человека идет по мужской линии
 

Тогда ты еврей! Все люди от Адама и Евы. А Адам был еврей.


Комментарий #47, дата: 01 август 2013 00:34

Цитата: AGUL
Ярагский стал Ярагским шейхом именно в Яраге его отец стал алимом в Яраге
 

Ты точно глазами читаешь? У тебя в глазах, что ли, мутится, я не пойму? Тебе русским языком сказали, что ЯРАГСКИЙ В СВОЕЙ ЕДИНСТВЕННОЙ КНИГЕ ПИШЕТ О СВОЕМ ПРАДЕДЕ (это его дедушки отец) - "НЮЗЮР АЛ-ЯРАГИ". Каких-либо сведений об иных предках Ярагского исторически не зафиксированно. Аналогичные сведения не зафиксированы ни за Шамилем, ни за Расулом Гамзатовым, ни за тысячами и тысячами других дагестанцев. Более ранние сведения можно узнать только о ханских родах. А если я тебе скажу, что у нас в селе есть предание, что твой род происходит из нашего села? Ты скажешь, что ты лезгин?

 

 


Комментарий #46, дата: 01 август 2013 00:32

"лезгинец" Я бы пеерстал себя уважать если бы в ответ последними словами отозвался о лезгинском народе, тебя лично я не считаю лезгином ты для меня невоспитаное быдло и просто мусор


Комментарий #45, дата: 01 август 2013 00:27

Цитата: AGUL
Это не вчера-сегодняшний хабар о нем еще говорил мой дед хорошо знавший историю (1890-1976), соседние села тоже знают это предание к тому же лет 30 назад сагратлинские мюриды приехали в село чтоб посмотреть исконную родину шейха
 

Поклянись Аллахом, что все, что ты говоришь, правда!

Я Аллахом клянусь, что ты врешь!




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия