Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Агульский шейх Дагестана

Мухаммад Усугский - гордость агульского народа



Богатый на события девятнадцатый век подарил Дагестану много славных сынов, чьи имена на слуху и у нынешнего поколения дагестанцев. Это шейх Мухаммад Ярагский, шейх Джамалуддин Газикумухский, имам Гази-Мухаммад, имам Шамиль, ученый Хаджи Насрулла Кабирский и многие другие.

Однако в созвездии выдающихся личностей есть и те, имена которых незаслуженно забыты. Они как будто специально вычеркнуты из памяти потомков, и поэтому их имена сегодня мало кому о чем говорят.

К числу таких исторических деятелей Дагестана в первую очередь следует отнести Мухаммада Усугского – соратника имама Шамиля и уроженца одноименного агульского селения Усуг.

 Имам Шамиль

На родине Мухаммада считают шейхом, и имя его произносят с таким трепетом, что невольно это привлекает к себе внимание. Здесь же на могиле его возведен небольшой зиярат – скромное строение из грубо обработанного речного камня. Внутри его прибрано и чисто.

Рядом с могилой массивная могильная плита. На гладкой лицевой поверхности ее обширная надпись, выполненная красивым арабским шрифтом. Тут же в углу помещения длинный посох и шапка Магомеда с зеленой лентой вокруг околыша – вот все, что сохранилось от него.

Для того, чтобы попытаться узнать о нем чуть больше, полтора года назад нами была организована поездка в селение Усуг, что находится в Курахском районе. Но, к сожалению, выяснить удалось немного. Односельчане лишь помнят, что шейх Мухаммад был соратником Шамиля, причем одним из тех, кто до конца оставался ему верным.

После пленения великого имама он вернулся домой с женой аваркой, которую звали Патимат. Затем совершил хадж в Мекку, во время которого в турецком городе Карс встретился со своим наставником Джамалуддином Газикумухским.

 Шейх Мухаммад Ярагский

Мухаммад Усугский получил от Джамалуддина Газикумухского звание шейха и благословение на проповедование тариката. По возвращении домой в родном ауле открыл медресе, где обучал детей исламским наукам. Вел также различные проповеди среди населения окружающих сел.

А супруга Патимат занималась кройкой и шитьем одежды, получая за это определенную плату. Так и жили. Но возложенную на него своим наставником миссию выполнить до конца шейх не успел, поскольку вскоре заболел и умер.

Примерно такой же информацией о нем обладают и жители соседних селений. Но некоторое время назад нам улыбнулась удача. В девятом номере «Русского архива» за 1896 год мы обнаружили записи Евгения Козубского, в котором, он, рассказывая о действиях членов семейства Шамиля, упоминает и о Мухаммаде Усугском.

 Усуг

Главным образом потому, что речь идет о зятьях Шамиля, которые приходились сыновьями учителю шейха Мухаммада – Джамалуддину Казикумухскому. Обращает на себя внимание некоторая разница в сведениях сельчан и Евгения Козубского.

Шейх Джамалуддин Казикумухский

Так, если Козубский сообщает, что шейх Мухаммад «хоть и старался, строго исполняя религиозные обряды, выказать свою набожность, но ничего не проповедовал», сельчане же сообщают об обратном.

А именно, что он не только проповедовал среди местного населения, но и открыл медресе в своем ауле. Впрочем, привожу соответствующий фрагмент записей Евгения Козубского:

"...Из прочих лиц семейства Шамиля не раз обращали на себя внимание и возбуждали переписку зятья Шамиля, сыновья его тестя, знаменитого в истории мюридизма в Дагестане, Джемал-Эддина Казикумухского.

 Имам Гази-Мухаммад

О последнем находится в деле канц. нач. Даг. обл. (1861, №175) любопытное сведение. Из присланного к начальнику Дагестанской области, князю Меликову, дневника пристава при Шамиле за 1861 год он усмотрел, что старик Джемал-Эддин, как последний муршид (верховный духовный наставник в суфизме – ред.) в Дагестане, хотя до сих пор не объявил кого-либо себе преемником, но уже назначил для сего звания четырех мюридов, именно:

1) Курали-Магому в сел. Яраге,

2) Уракли-Магоммеда в сел. Уракли, который уже и тогда делал чудеса,

3) Нур-Мухаммеда в сел. Инху и

4) Магома-Дебира в сел. Арчу;

 Усуг

Последний из них старик, а прочие еще далеко не старые люди.

В 1860 году все четверо собирались в Мекку; из них Курали и Нур-Мухаммед, как семейные, хотели возвратиться в Дагестан, а холостой Уракли хотел навсегда остаться в Мекке.

По собранным сведениям оказалось, что Курали-Магома, называемый в народе Молла-Магомед, родом из сел. Усуг, Кюринского ханства, где он имел до 15 дымов родственников и в том числе родного брата.

В начале 40-х годов Молла-Магомед бежал к непокорным горцам и все это время находился при Шамиле, а по покорении Восточного Кавказа перешел в сел. Чиркей, где женился на племяннице тамошнего почетного жителя Джеллала.

Живя в Чиркее, Молла-Магомед очень часто приезжал к бывшему своему учителю Джемал-Эддину, проживавшему после взятия Гуниба, до переселения в Турцию, в сел. Казанищи: с ним Молла-Магомед всегда находился в самых близких отношениях и получал от него не раз материальное пособие будто бы на поддержание себя с семейством.

Зиярат Мухаммада Усугского в родном селе

В 1861 г. он прожил около месяца в сел. Усуг, и здесь хотя ничего не проповедовал в религиозном духе, но как было видно, старался [126] выказать свою ученость и знание религии, был чрезвычайно набожен и весьма строго исполнял все религиозные обряды, чем и успел вселить в обществе о себе мнение, как о человеке весьма ученом и действительном мусульманине.

Усуг 

Из Усуга он возвратился в шамхальство, откуда отправился в Мекку, по возвращении из которой поселился в Усуге, где и умер 14 Января 1863 г. ..."

Таким образом, если суммировать все собранные сведения, можно делать вывод, что из трех муршидов – верховных духовных наставников в суфизме, проповедовавших тарикат в Дагестане в девятнадцатом веке, двое происходили из местности Кюре – шейх Мухаммад Ярагский и шейх Мухаммад Усугский.

О последнем муршиде краткие сведения имеются и в «Асари Дагестан» небезызвестного Гасана Алкадарского. Здесь шейх Мухаммад Усугский упоминается как один из наиболее образованных людей того времени.

Гаджи Алхасов, представитель ФЛНКА в Агульском районе

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Молния! Убит имам Нового Куруша. Двое неизвестных в масках расстреляли Магомеда Хидирова в Дагестане

Праздничный мавлид прошел в мечети «Бабуль-Абваб» города Дербент

Нет Яраги в лезги отечестве

Дагестану передан на хранение волос пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Татарские внуки лезгинского шейха

Комментарии (104)
Комментарий #34, дата: 31 июль 2013 18:11

Гияр,

Цитата: Гияр
1. Доказывать мы не обязаны никому и ничего. Повторюсь- это ваш удел. Доказывать, сочинять и бездарно убеждать. 2. Любите свой народ, прославляйте свой народ, но не за счет других. 3. Ну про то что нахрапом и количеством кого то взять, вы прям угрожаете wink wink wink . Я опять мило улыбаюсь. 4. Я тоже очень люблю Агульцев. Когда садился в Хпюкьский автобус или маршрутку, я наслаждался красотой языка, доброжелательностью этих трудолюбивых людей. И я очень хочу чтобы эта любовь никуда не пропала. Кстати моя невеста агулка winked


За каждое слово надо отвечать таков наш закон, а простая болтовня это удел женщин ты тут про ренегата и предателя заговорил ответь за слова ! Где когда и кого мы предали ?! Отстаивать свои позицию  оказывается уже расценивается как предательство это сверх гениальности. Можете так же мило улыбаться когда азера ваш народ приписывают к себе, когда политеческие деятели подписыватся под титульную нацию ,когда видные исторические личности считаются достоянием азербайджанского народа улыбайтесь в сторонке wink wink wink
Я тоже люблю лезгинский народ, а дальнейший разговор с вами считаю бессмысленным, мы говорим и мыслим по разному.


Комментарий #33, дата: 31 июль 2013 17:53

AGUL,
wink wink wink 

1. Доказывать мы не обязаны никому и ничего. Повторюсь- это ваш удел. Доказывать, сочинять и бездарно убеждать. 
2. Любите свой народ, прославляйте свой народ, но не за счет других.
3.  Ну про то что нахрапом и количеством кого то взять, вы прям угрожаете wink wink wink . Я опять мило улыбаюсь.

4. Я тоже очень люблю Агульцев. Когда садился в Хпюкьский автобус или маршрутку, я наслаждался красотой языка, доброжелательностью этих трудолюбивых людей. И я очень хочу чтобы эта любовь никуда не пропала. Кстати моя невеста агулка winked


Комментарий #32, дата: 31 июль 2013 17:32

Цитата: Гияр
AGUL, wink wink wink Я выскажу простую истину. Ваш удел, с пеной изо рта доказывать что Ярагский Агулец и так далее. А мы в стороне будем просто мило улыбаться. Малым этносам это присуще. Не забывай! Плеваться в колодец откуда пьешь воду- удел ренегатов и отступников.

______________________________

Ренегат ? Вы бы потрудились узнать что это значит прежде чем писать и адресовать мне, а если знаете то с какого это перепугу я отступник и предатель ? что и кого я предал ? Я не меньше вашего люблю свой народ и то что вас больше не дает вам права чем то ущемлять нас, С пеной у рта по большей части как раз ваша сторона и пытается докозать обратное не приводя ни каких докозательств думаете взять нахрапом своим количеством ? пробуйте только я посмотрю на вас когда найдется какой нибудь сборник шейха где он описывает рассказывает про свои корни и что тогда делать будетее в какую щель забьетесь и какими словами будете оправдываться ?! Большим народам много чего присуще чего мне не хочется сейчас говорить, чтоб такого не было не надо быть категоричным в истории это не есть патриотизм !


Комментарий #31, дата: 31 июль 2013 17:08

Хибихан,
Ну хибрихан.что же ты так нервничаешь. Пресмыкаются не лезгины, а как раз таки агульцы (такие как ты), табасаранцы (такие как ты и твой друг). Вы настолько привыкли лизать пятую точку некоторым представителям даг этносов, что уже потеряли реальность, и не можете без этого себя чувчствовать народом.



Комментарий #30, дата: 31 июль 2013 16:35

Цитата: СУВАН
я тебе сто документальных фактов приведу, что он Лезгин. Ты чем обоснуешь свою бурную фантазию ? И еще, ты можешь себя причислить хоть к алеутам, а мой квардальский дед всю жизнь считал себя лезгином его дети так же считают.. могу даже тебе лично номер своего дяди дать, чтобы ты услышал, кем они себя считают.

____________________________________________________________

Ты писал что я из за того что не жил в родных местах не знаю много я тебе докажу обратное, Двоюродная сестра твоей мамы и двоюродная сестра моего отца являются между собой тоже двоюродными сестрами. Можешь перепроверить у своей мамы Я могу даже назвать первого мужа твоей пробабушки по линии деда Мавлуда я могу назвать все семьи которые относятся к тухуму твоей мамы и деда Мавлуда жившие в Квардале и ныне живущие в Гелхене и если кто то из них отричает свое происхлждение это их право пусть они хоть алеутами и представляются . Я в третьем поколении живу в городе и знаю историю своего тухума своего села и жителей этого села и тех которые разъехались  и все они считают себя квардальцами .
И свои "факты" можешь оставить у себя мы тоже читать умеем


Комментарий #29, дата: 31 июль 2013 16:24

Хибихан,

Жаль я не в Махачкале, уехал оттуда только 3 недели назад. Я бы посмотрел что за аварцы лезгин чморят и что ты за агулец такой. А фантастику про азеров в Дербенте и их отношение к лезгинам оставь своим аварским патронам. 
Поезжай в Дербент и заяви там это.

Лучше имей совесть и умнее всяких сасанидов и не поддавайся провокациям. 


Комментарий #28, дата: 31 июль 2013 16:20

Антисасанид, тебе одного форума шарвили мало, что ты решил здесь раздор разносить? В твоей немилости были табасаранцы, теперь и агульцы?

 


Комментарий #27, дата: 31 июль 2013 16:17

Хибихан,
сволочь ты такая, ты откуда, с какого села ?


Комментарий #26, дата: 31 июль 2013 16:16

AGUL,
я тебе сто документальных фактов приведу, что он Лезгин. Ты чем обоснуешь свою бурную фантазию ?
И еще, ты можешь себя причислить хоть к алеутам, а мой квардальский дед всю жизнь считал себя лезгином его дети так же считают.. могу даже тебе лично номер своего дяди дать, чтобы ты услышал, кем они себя считают.


Комментарий #25, дата: 31 июль 2013 14:58

Хибихан,
не неси раздор




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия