Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Агульский шейх Дагестана

Мухаммад Усугский - гордость агульского народа



Богатый на события девятнадцатый век подарил Дагестану много славных сынов, чьи имена на слуху и у нынешнего поколения дагестанцев. Это шейх Мухаммад Ярагский, шейх Джамалуддин Газикумухский, имам Гази-Мухаммад, имам Шамиль, ученый Хаджи Насрулла Кабирский и многие другие.

Однако в созвездии выдающихся личностей есть и те, имена которых незаслуженно забыты. Они как будто специально вычеркнуты из памяти потомков, и поэтому их имена сегодня мало кому о чем говорят.

К числу таких исторических деятелей Дагестана в первую очередь следует отнести Мухаммада Усугского – соратника имама Шамиля и уроженца одноименного агульского селения Усуг.

 Имам Шамиль

На родине Мухаммада считают шейхом, и имя его произносят с таким трепетом, что невольно это привлекает к себе внимание. Здесь же на могиле его возведен небольшой зиярат – скромное строение из грубо обработанного речного камня. Внутри его прибрано и чисто.

Рядом с могилой массивная могильная плита. На гладкой лицевой поверхности ее обширная надпись, выполненная красивым арабским шрифтом. Тут же в углу помещения длинный посох и шапка Магомеда с зеленой лентой вокруг околыша – вот все, что сохранилось от него.

Для того, чтобы попытаться узнать о нем чуть больше, полтора года назад нами была организована поездка в селение Усуг, что находится в Курахском районе. Но, к сожалению, выяснить удалось немного. Односельчане лишь помнят, что шейх Мухаммад был соратником Шамиля, причем одним из тех, кто до конца оставался ему верным.

После пленения великого имама он вернулся домой с женой аваркой, которую звали Патимат. Затем совершил хадж в Мекку, во время которого в турецком городе Карс встретился со своим наставником Джамалуддином Газикумухским.

 Шейх Мухаммад Ярагский

Мухаммад Усугский получил от Джамалуддина Газикумухского звание шейха и благословение на проповедование тариката. По возвращении домой в родном ауле открыл медресе, где обучал детей исламским наукам. Вел также различные проповеди среди населения окружающих сел.

А супруга Патимат занималась кройкой и шитьем одежды, получая за это определенную плату. Так и жили. Но возложенную на него своим наставником миссию выполнить до конца шейх не успел, поскольку вскоре заболел и умер.

Примерно такой же информацией о нем обладают и жители соседних селений. Но некоторое время назад нам улыбнулась удача. В девятом номере «Русского архива» за 1896 год мы обнаружили записи Евгения Козубского, в котором, он, рассказывая о действиях членов семейства Шамиля, упоминает и о Мухаммаде Усугском.

 Усуг

Главным образом потому, что речь идет о зятьях Шамиля, которые приходились сыновьями учителю шейха Мухаммада – Джамалуддину Казикумухскому. Обращает на себя внимание некоторая разница в сведениях сельчан и Евгения Козубского.

Шейх Джамалуддин Казикумухский

Так, если Козубский сообщает, что шейх Мухаммад «хоть и старался, строго исполняя религиозные обряды, выказать свою набожность, но ничего не проповедовал», сельчане же сообщают об обратном.

А именно, что он не только проповедовал среди местного населения, но и открыл медресе в своем ауле. Впрочем, привожу соответствующий фрагмент записей Евгения Козубского:

"...Из прочих лиц семейства Шамиля не раз обращали на себя внимание и возбуждали переписку зятья Шамиля, сыновья его тестя, знаменитого в истории мюридизма в Дагестане, Джемал-Эддина Казикумухского.

 Имам Гази-Мухаммад

О последнем находится в деле канц. нач. Даг. обл. (1861, №175) любопытное сведение. Из присланного к начальнику Дагестанской области, князю Меликову, дневника пристава при Шамиле за 1861 год он усмотрел, что старик Джемал-Эддин, как последний муршид (верховный духовный наставник в суфизме – ред.) в Дагестане, хотя до сих пор не объявил кого-либо себе преемником, но уже назначил для сего звания четырех мюридов, именно:

1) Курали-Магому в сел. Яраге,

2) Уракли-Магоммеда в сел. Уракли, который уже и тогда делал чудеса,

3) Нур-Мухаммеда в сел. Инху и

4) Магома-Дебира в сел. Арчу;

 Усуг

Последний из них старик, а прочие еще далеко не старые люди.

В 1860 году все четверо собирались в Мекку; из них Курали и Нур-Мухаммед, как семейные, хотели возвратиться в Дагестан, а холостой Уракли хотел навсегда остаться в Мекке.

По собранным сведениям оказалось, что Курали-Магома, называемый в народе Молла-Магомед, родом из сел. Усуг, Кюринского ханства, где он имел до 15 дымов родственников и в том числе родного брата.

В начале 40-х годов Молла-Магомед бежал к непокорным горцам и все это время находился при Шамиле, а по покорении Восточного Кавказа перешел в сел. Чиркей, где женился на племяннице тамошнего почетного жителя Джеллала.

Живя в Чиркее, Молла-Магомед очень часто приезжал к бывшему своему учителю Джемал-Эддину, проживавшему после взятия Гуниба, до переселения в Турцию, в сел. Казанищи: с ним Молла-Магомед всегда находился в самых близких отношениях и получал от него не раз материальное пособие будто бы на поддержание себя с семейством.

Зиярат Мухаммада Усугского в родном селе

В 1861 г. он прожил около месяца в сел. Усуг, и здесь хотя ничего не проповедовал в религиозном духе, но как было видно, старался [126] выказать свою ученость и знание религии, был чрезвычайно набожен и весьма строго исполнял все религиозные обряды, чем и успел вселить в обществе о себе мнение, как о человеке весьма ученом и действительном мусульманине.

Усуг 

Из Усуга он возвратился в шамхальство, откуда отправился в Мекку, по возвращении из которой поселился в Усуге, где и умер 14 Января 1863 г. ..."

Таким образом, если суммировать все собранные сведения, можно делать вывод, что из трех муршидов – верховных духовных наставников в суфизме, проповедовавших тарикат в Дагестане в девятнадцатом веке, двое происходили из местности Кюре – шейх Мухаммад Ярагский и шейх Мухаммад Усугский.

О последнем муршиде краткие сведения имеются и в «Асари Дагестан» небезызвестного Гасана Алкадарского. Здесь шейх Мухаммад Усугский упоминается как один из наиболее образованных людей того времени.

Гаджи Алхасов, представитель ФЛНКА в Агульском районе

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Молния! Убит имам Нового Куруша. Двое неизвестных в масках расстреляли Магомеда Хидирова в Дагестане

Праздничный мавлид прошел в мечети «Бабуль-Абваб» города Дербент

Нет Яраги в лезги отечестве

Дагестану передан на хранение волос пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Татарские внуки лезгинского шейха

Комментарии (104)
Комментарий #24, дата: 31 июль 2013 14:57

СУВАН,
Что ты можешь сказать о Ярагском,как о сыне лезгинского народа. если ты своего квардальского деда по матери приписываешь к лезгинам который в зрелом возросте несколько десятков лет назад переехал в Гелхен и дети которого все родились в Квардале и жена его оттуда . Вот вам и фантастическая чушь


Комментарий #23, дата: 31 июль 2013 14:28

[quote=Tahar]
Зачем говорить неправду, Яраги не изучен, нет документов подтверждающих его лезгинские корни не остались могилы его родственников известны только те которые были выгравированы на могильной плите если память не изменяет его сына. Да он с лезгинского села Яраг да он знал лезгинский, но его этническое происхождение документально не подтверждено пока что. У нас есть предания от дедов в которых упоминается что Яраги является потомков наших алимов которые вышли из села.Так что как видишь права мы имеем. Вы же на другой ветке утверждали что нельзя исключать того что часть агульского народа влилась в лезгинский а ассимилировалась , тогда к чему это негодование и категоричное отрицание его агульских корней? как будто мы инопланетяне и вообще чуждый элемент и связи с нами только могут порочить.
ИншаАллагь мы и Усугским займемся и Ярагским  тайны истории будут раскрыты,а если есть у кого то что сказать про Усугского лично я буду рад услышать и иную версию истории, пока не изобрели машину времени история будет состоять из различных версий и у которой будет больше фактов та и будет лидирующей.
Не надо сейчас поднимать фитну кричать и ругаться  как дикари имейте уважение к памяти шейхов


Комментарий #22, дата: 31 июль 2013 13:33

Опять люди в черных калготках появились.


Комментарий #21, дата: 31 июль 2013 12:41

Лезгины, аварцы , табасаранцы  и агульцы не поддавайтесь ц1апским провокациям и не отвечайте им. Не опускайтесь до их уровня.


Комментарий #20, дата: 31 июль 2013 11:19

А то, что Ярагъ Мах!амад каркалпак, агъулец или папуас, это конечно же чушь и фантазии...Он истинный сын Лезгинского народа !


Комментарий #19, дата: 31 июль 2013 11:12

Никогда не слышал, что в Усуге жил такой шейх...интересно.
А село еврейского происхождения, которое перешло на агульский язык и многие это помнят и знают. 


Комментарий #18, дата: 31 июль 2013 11:10

Происхождение Мухаммада Яраги давно изучено и доказано. Он лезгин родом из лезгинского Ярага. Известны и имена его предков. Все в Дагестане согласны с тем, что он лезгин и никто не претендует (да и не может претендовать!) на него. Никто не имеет права считать Ярагского своим, кроме лезгин. И только некоторые представители агулов с упорством, достойным лучшего применения, все пытаются уверить самих себя - не лезгин и других дагестанцев, а исключительно самих себя в том, что Ярагский имеет к ним какое-то отношение.. Сколько раз уже было сказано и учеными, и потомками Ярагского о том, что нет, не существует в природе никаких доказательств агульского происхождения муршида, но бессмысленные потуги продолжаются. Займитесь лучше изучением Усугского, уважаемые агулы, пока кто-нибудь не предъявил свои права на него! Прекратите, наконец, эту некрасивую возню. Несерьезную возню.


Комментарий #17, дата: 31 июль 2013 09:12



Мухаммад Усугский из за проживания и учебы в Яраге в сводках русских значится как Курали-Магома (Молла Магомед) из Ярага, остался бы на совсем и пустил бы потомство вышло бы так же как и с шейхом Ярагским. Пока происхождение Мухаммада Яраги не доказано мы на основании своих историй от дедов будем считать его своим а вы считайте его своим. Да в принципе Яраги может любой считать своим буть то агул лезгин или аварец, так как его деятельность вышла за рамки конкретного этноса, но все же личность Яраги должна быть до конца изучена.  Возможность изучения религиозных лидеров Дагестан стало доступным сравнительно недавно ранее все попытки были бы присечены на корню из за их мятежной деятельности. Сегодня есть возможности и желания у народа присутствует тому свидетельство опубликованеи о Усугском шейхе именно агульскими учеными ранее о нем ни кто не вспоминал.


Комментарий #16, дата: 31 июль 2013 00:49

Надеюсь, теперь все разобрались, что есть Мухаммад Ярагский и Мухаммад Усугский. Только нужно иметь в виду, что под именем "Курали Магомед (Мухаммад)" как среди населения всего Дагестана, так и в исторических документах той эпохи подразумевался, конечно, почти всегда именно Мухаммад Ярагский. Как исторические деятели и как мусульманские ученые, эти две фигуры - несопоставимые по масштабу. Согласен с тем, что Мухаммад Усугский незаслужено забыт, его мало кто знает в Дагестане, но, объективности ради надо признать, что это произошло и по объективным причинам. Главная вина в том, что имя Мухаммада Усугского забыто, лежит на его земляках, которые все эти годы практически ничего не делали для популяризации его имени. Ведь не выпущена книга о нем, ничего не известно о его научном наследии (если оно вообще реально существовало). Агульцы должны были сами поработать в этом направлении, а не ждать, пока другие займутся изучением Мухаммада Усугского. Кстати, в Южном Дагестане еще масса духовных деятелей, жизнь и творчество которых совершенно не изучены.


Комментарий #15, дата: 30 июль 2013 09:42

Конечно же Ярагъский не агулец. О чем спор?




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия