Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Вертолет на гербе Дагестана

Жители республики одобряют громкие задержания и надеются на их продолжение

Вторая половина лета для Дагестана выдалась по настоящему жаркой. После громкого ареста Саида Амирова уже мало кто в республике ожидал продолжения задержаний такого уровня. Однако марш-бросок федеральных силовиков из Моздока в Кизляр для задержания главы района Андрея Виноградова дал старт новому этапу чистки клановой системы Дагестана.

Вертолет, как «черный воронок» НКВД

За неделю были задержаны сразу несколько крупных чиновников. В частности, вертолет, ставший уже традицией для подобных операций в республике, 27 июля прилетел за главой Кизлярского района Андреем Виноградовым. 

Слово «вертолет» уже стало в Дагестане фигурой речи, обозначающей арест, сродни «черному воронку» НКВД. Как пишет дагестанский журналист Заур Газиев, ещё пару таких налётов, и вертолёт можно будет поместить на гербе Дагестана.

2 августа был задержан руководитель Буйнакского района, сын спикера Народного собрания РД Даниял Шихсаидов. При этом во время обоих задержаний, как и во время задержания Саида Амирова два года назад глава республики Рамазан Аблдулатипов находился не в Махачкале.

Далее сообщили о возбуждении уголовного дела на главу Кизилюртовского района Багаутдина Аджаматова и главу Тарумовского района Марину Абрамкину, которая, якобы, входит в неформальную команду Сагида Муртазалиева. 

Фокусировка на Муртазалиеве

При этом, ситуация вокруг руководителя Кизлярского района вызвала интерес не столько из-за личности самого Виноградова, сколько из-за того, что чиновник входит в группу влияния еще одного «тяжеловеса» — управляющего дагестанским отделением Пенсионного фонда России Сагида Муртазалиева, олимпийского чемпиона Сиднея-2000 по вольной борьбе. 

Как говорят источники в республиканских эшелонах власти, после ареста Амирова (в прошлом году бывший мэр получил десять лет тюрьмы именно за подготовку покушения на Муртазалиева), чиновник-чемпион стал набирать еще больший политический вес в республике. 

Это нравилось далеко не всем, особенно в преддверии выборов махачкалинского градоначальника, которые пройдут в сентябре этого года посредством голосования депутатов в Народном собрании. 

У Муртазалиева, подчеркивают собеседники, были амбиции занять это кресло, которое считается в республике если не равным посту главы региона, то весьма близким по значимости. Теперь же по уголовному делу, возбужденному против Виноградова, фигурантом проходит, в том числе, и Сагид Муртазалиев. Оба подозреваются в причастности к убийствам, покушениям на убийство и финансировании терроризма. Впрочем, сам Муртазалиев сейчас находится за пределами России.

Паника в среде чиновников

В рядах влиятельных чиновников, по его словам, после задержания Виноградова и Шихсаидова наблюдается легкая паника, ведь подобный механизм может быть использован против любого проштрафившегося. 

Особенно атмосфера страха накалилась после задержания сына спикера. «Даниял Шихсаидов — сын человека, вернувшегося во власть с приходом Рамазана Абдулатипова. Шихсаидов снова стал ключевой фигурой в Дагестане благодаря лично главе республики.

Они члены одной команды. Причем эта команда позиционирует себя как борцов с коррупцией, с бандитизмом, как честную и чистую власть. Обыск в доме спикера парламента — серьезный сигнал. 

Причем не только самому Шихсаидову, а всему руководству региона. Последние события показывают, что первым лицам делается предупреждение»
, — добавляет дагестанский эксперт Маирбек Агаев.

Разный формат попавших под удар

Старший научный сотрудник РАНХиГС Константин Казенин также считает, что удар по Шихсаидову отзовется рефреном по главе региона, а все произошедшее собеседник связывает исключительно с политической волей сверху.

Вместе с тем политолог отмечает, что во всей цепочке не очень понятен выбор «мишеней». «Под уголовными делами оказались представители двух серьезных групп влияния. С одной стороны, группа Сагида Муртазалиева, а с другой — семья Хизри Шихсаидова. 

Но это очень разные группы. Муртазалиев в свое время вошел в дагестанскую политику как неформал, он был всегда несколько дистанцирован от дагестанских властей. Его влияние базировалось на контроле за довольно важными в экономическом смысле районами и на политической поддержке за пределами республики. 

Что касается семьи Шихсаидовых, то глава этого семейства, спикер Народного собрания Хизри Шихсаидов, был в дагестанском истеблишменте еще в советское время. Его никак неформалом не назовешь. 

Его влияние, скорее, всегда основывалось на укорененности в республиканской руководящей элите. Если идет общее наступление на кланы со стороны федерального центра, очень сложно понять, почему в эпицентре оказались именно эти группы, вернее, почему их выбрали для начала»
, — поясняет он.
Недовольство Москвы

По мнению экспертов, в Москве есть понимание, что на протяжении достаточно долгого времени ситуация в Дагестане остается неудовлетворительной во многих сферах. В том числе, в плане борьбы с экстремизмом и бандподпольем.

Результаты этой борьбы федеральный центр не впечатляют. Поскольку корни проблем нужно искать в системе управления, то весьма вероятна глобальная зачистка дагестанских кланов. На что по своей инициативе не готово идти руководство республики. 

В регионе сложилась клановая гармония, что в целом устраивает все местные элиты. «Надо понимать, что от ареста двух-трех персон вряд ли стоит ожидать каких-то глобальных изменений. После ареста Амирова ожидалось, что рухнет чуть ли не вся система управления Дагестаном, но она не рухнула. 

Более того, оказалась по большому счету прежней, за вычетом одной фигуры. Важно не то, скольких арестуют, а то, удастся ли сильно ослабить клановую систему. Если удастся это сделать, то возникает следующий вопрос: а что может прийти ей на смену? Есть ли у кого-то сегодня ответ на него, совершенно не очевидно»
, — полагает Казенин.
Поздняя реакция главы

В свете задержаний представителей двух крупных групп влияний интересна реакция самого Рамазана Абдулатипова. После операции в Кизлярском районе комментариев главы ждали несколько дней. Отреагировал он только 31 июля постом в Facebook.

Вот что сказал об уголовном деле против Виноградова и Муртазалиева Рамазан Абдулатипов:

«За два с половиной года, на протяжении которых я являюсь руководителем республики, делается все, чтобы ключевой линией нашей работы было очищение власти. 

Мы делаем все необходимое, чтобы в качестве управленцев видеть грамотных, законопослушных и чистоплотных людей! Не могу сказать, что Виноградов или Муртазалиев плохо работали на вверенных им участках. 

Андрей Виноградов был на хорошем счету и справлялся с работой, о чем говорят значительные успехи Кизлярского района в плане социально-экономического развития. В Пенсионном фонде были довольны работой Сагида Муртазалиева. 

Повторю, обвинения предъявлены по давним делам, поэтому сегодня сложно говорить об их справедливости или несправедливости. Уверен, правоохранительные органы дадут четкую правовую оценку по всем пунктам обвинения».

По мнению экспертов, глава Дагестана сейчас пытается усидеть на двух стульях по принципу «и нашим, и вашим». То, что в Дагестане силовики играют огромную роль, — факт общеизвестный. Однако, несмотря на карт-бланш, полученный Абдулатиповым от Москвы при назначении, отношения с силовым блоком даже у него далеко не простые. 

«Силовые структуры СКФО действуют в Дагестане в значительной степени автономно. Если говорить о задержаниях, то дагестанская общественность ждет от главы определенной позиции: он сам это все инициирует или это делается вопреки ему. Однако он не говорит никакой конкретики о справедливости или несправедливости предъявленных обвинений.

С одной стороны, это констатация слабости его позиций, а с другой — попытка отстроиться от действий силовиков. А проблемы, которые возникают, Абдулатипов по возможности старается решать без открытых конфликтов»
, — анализирует руководитель Политической экспертной группы
Константин Калачев.

Ослабление позиций главы

«Можно по-разному интерпретировать, но последние громкие уголовные дела резко снижают авторитет Рамазана Абдулатипова, что отмечают даже федеральные эксперты», — делает вывод дагестанский политолог Эдуард Уразаев.

Каждый делает свое дело, но в совокупности эта цепочка случайностей приводит к тому, что люди, на которых опирается Рамазан Абдулатипов, не совсем работают в правовом поле, комментирует эксперт РИА «Дербент» Эдуард Уразаев.

Внешний эффект этих действии, как утверждает собеседник, показывает падение авторитета самого Главы Дагестана. Уразаев вспомнил постоянно возобновляемые слухи об отставке главы Дагестана.

Собеседник напомнил, как в январе муссировались слухи, что на его место уже нашли другого кандидата. Потом получилось так, что Абдулатипову дали дополнительное время. Недавно неофициально говорили о предстоящей встрече Абдулатипова с Президентом РФ. Встреча не состоялась, что, по словам Уразаева, является «тревожным симптомом».

«Меня неприятно поразил тот факт, что после автокатастрофы в Веденском районе Чеченской Республики, в результате которой погибли 11 дагестанцев, выяснение обстоятельств у Путина произошло с Рамзаном Кадыровым.

А Абудулатипову Глава государства не позвонил. Это тоже показывает, что не все благополучно», — приводит аргументы Эдуард Уразаев. При этом, жители Дагестана воодушевлены последними громкими задержаниями.

В сетях масса одобрительных и восторженных комментариев. Люди ждут продолжения арестов высокопоставленных представителей кланов, которые более 20 лет не выпускали республику из цепких лап.

Фарида Санджах

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Даниял Шихсаидов решением Ессентукского городского суда помещён под домашний арест

Хизри Шихсаидов подал в отставку

Глава Буйнакского района Дагестана арестован на два месяца

Cиловики проводят обыск в доме Хизри Шихсаидова

Силовики сообщили о задержании главы Буйнакского района по делу о мошенничестве

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 09 август 2015 18:53

пока президентом не будет законаплушный лезгин, порядка у вас не будет


Комментарий #1, дата: 09 август 2015 10:48

Все наверное слышали вот такую  народную поговорку: "Рыба тухнет с головы, но чистят её с хвоста". Надеюсь, что и до коррупционеров на высоких должностях доберутся правоохранительные органы. По крайней мере хотелось бы, чтобы дежурный вертолёт был всегда на боевом посту для вылета за гуляющими пока на свободе преступниками --клановиками варюгами и казнокрадами. Сделать  правильные выводы у нынешней власти в РД за 2 года было времени, но их  психология на обогощение любой ценой не позволяет им работать честно.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия