Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Поможет ли наука отстоять свои права?

Что должно сделать гражданское общество для борьбы с произволом

«Pollice Verso» (лат. ‘Большой палец вниз’, то есть «Добить гладиатора»), фрагмент. 1872. Жан-Леон Жером (1824–1904). Художественный музей Финикса, Аризона
В последнее время нарастает недовольство событиями, происходящими в Дагестане. Чувство несправедливости все больше переполняет людей, которые все чаще выражают неприятие, проводимой республиканскими властями политикой.

Особенно сильно данный процесс затрагивает Южный Дагестан. Вновь активно звучат призывы к радикальным мерам, а уровень межнационального напряжения стал приближаться к уровню 90-х годов прошлого века. И это все неспроста.

Но для того, чтобы вывести Дагестан из этого тупика, требуется принятие серьезных решений не только со стороны политиков и других лиц, имеющих политический вес и влияние, но и со стороны рядовых жителей, которые по идее и должны определять все стороны жизни своей республики.

«Очищение», «зачистка» и создание нового клана

После прихода к власти нынешнего главы Рамазана Абдулатипова, Республику Дагестан охватили преобразования. Они были связаны с тем, что с политической арены республики начали уходить одиозные фигуры, за которыми тянется, как это считают правоохранительные органы (что подтверждается и их прозвищами, распространенными в народе: «Кровавый Рузвельт», «Голодный» и т.д.), шлейф уголовных и серьезных административных правонарушений. К тому же роль самого Абдулатипова во многих событиях носит пассивный характер.

В то же время он был очень активен в смещении других неугодных ему фигур, которые отличались самостоятельностью и не желали безоговорочного подчинения Махачкале. И даже отсутствие реального повода для отставки, а тем более состава уголовного преступления не помешало ему в итоге вынудить к сложению полномочий такого опытного политика, как глава города Дербент Имам Яралиев, причем это произошло буквально перед самым юбилеем.

Наряду с процессами очищения (как называют их сторонники главы Дагестана) или зачистки (как говорят его оппоненты) республики от клановых группировок и самостоятельных фигур, происходит создание нового клана. Внесистемная фигура создает собственную систему. Это очень напоминает восточную сказку о драконе-тиране, поработившем страну: его пытались убить многие смельчаки, а кому это удавалось – сами в итоге превращались в дракона. И эпоха правления нового главы Дагестана очень напоминает эту историю, особенно в связи с его пафосными речами об «освобождении дагестанцев от рабства».

Нелюбовь к Юждагу

Но и это еще не все. Приход нынешнего главы связывали со значительным улучшением межнациональных отношений – как никак он известный специалист в этом вопросе, к тому же проработавший Министром национальной политики РФ. Однако ожидания совсем не оправдались. Жители Южного Дагестана выражают все больше недовольства к предвзятому отношению к данному субрегиону. 

Среди наиболее серьезных претензий, следующие. Юждаг серьезно отстает от остального Дагестана по многим социально-экономическим параметрам и это отставание не сокращается, а, наоборот, растет. Из-за неустроенности миграционный отток из Юждага – самый высокий в Дагестане.

Это также и откровенный саботаж юбилея Дербента. Кроме того, Из 455 грантов, разыгранных в конце прошлого года для начинающих предпринимателей, лишь 3 выиграли представители Южного Дагестана (2 – из Хивского района и 1 – из Дербента). 
А еще, уже второй год Юждаг страдает от произвола чиновников, контролирующих проведение ЕГЭ, в то время как за его пределами, особенно в горных районах, контроль как таковой отсутствует. В прошлом году десятки выпускников в Сулейман-Стальском районе вынуждены были пересдавать экзамен, срывая свои планы по поступлению в Вузы. 

А в этом году в числе 7 районов и городов, показавших якобы худшие результаты, оказалось пять «юждаговских» и ни одного из Нагорного Дагестана. Одной из последних капель стало обнародование программы празднования юбилея Дербента, в которой культура и наследие Южного Дагестана открыто оттенялись и заменялись аварским компонентом.
Ознакомиться с Программой празднования 2000-летия основания города Дербент вы можете здесь
Реакция и пути выхода

В результате стали появляться публикации, провозглашающие идеи выделения Южного Дагестана в отдельный субъект РФ. Судя по всему, подобные настроения у населения Южного Дагестана будут лишь усиливаться, если только кардинально не сменится вектор дагестанской политики.

Однако именно отсутствие каких-то возможностей повлиять на политику республиканских властей и приводит к появлению подобных радикальных идей. У населения даже отняли возможность избирать глав муниципальных образований, и в этом процессе первостепенная роль принадлежит республиканской власти. И это несмотря на то, что местная власть согласно Конституции и федеральным законам не входит в систему органов государственной власти. Но нынешнему главе Дагестана удалось продавить изменения в соответствующих республиканских законах.

В этом отношении только сплочение на низовом уровне может позволить выстроить барьер против деструктивных явлений, охвативших Дагестан.  В науке об управлении данные вопросы проработаны достаточно основательно. Оказывается, что без солидарности даже демократия (вернее, ее элементарные процедуры) и добропорядочность политиков не спасают от плачевных последствий принимаемых решений. Об этом говорит теорема о триумфальном пути Малишевского. 

С помощью «мелких подачек» большинству и разорением лишь одного из участников с помощью многократных действий, в которых проигравшая сторона заменяется новым участником, можно вполне демократическим путем сделать проигравшими всех. Такое возможно, если люди довольствуются небольшими положительными изменениями для себя и не обращают внимание на серьезные потери других. Но потом очередь доходит и до них. Специалисты называют это частным случаем метода «разделяй и властвуй».

Видимо настало время сплотиться тем, кто осознал пагубность нынешней политической ситуации для Дагестана и особенно его южной части. В этом случае важно понимать, что групповая солидарность является оптимальным выбором, несмотря на то, что члены группы иногда приносят свои личные интересы в жертву групповым. Но в итоге все равно все выигрывают от этого союза и лишают манипуляторов возможностей играть по своим правилам. 

Безусловно данный механизм непросто реализовать, так как интересы разных участников сплошь и рядом могут не совпадать, поэтому необходимо разработать специальную систему правил взаимодействия. Но это будет первым шагом к гражданскому обществу и коллективному отпору посягательств со стороны коррумпированных чиновников. Ухудшающая ситуация не оставляет людям, не имеющим достаточного политического ресурса, думать над тем как выйти из сложившегося тупика, объединяясь с теми, кто солидарен с ними. Данная модель очень подходит для населения Южного Дагестана, чей потенциал в силу обстоятельств оказался размыт, зато имеется общая основа для объединительных процессов.

Иера Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В один голос

«Говорят, что Азербайджан оказывает влияние на муниципальные выборы в Дербенте…»

Режим Алиева вызывает недовольство всех игроков на Южном Кавказе

Мы не имеем права забывать о проблемах соотечественников в Азербайджане

Операция ''дестабилизация'' на лезгинских землях

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 07 сентябрь 2015 12:23

...но мне хочется взглянуть на такое построение в другом ракурсе, под другим углом и взглядом, где гр.общ. будет являться частью государства как его политики, так как само будет представлять власть и его форму гражданских институтов как законности, конституции и права.Это нигде не описано, но по моему может являться в своем построении идеологией развития в которой индивидуумы как свободные личности будут сами выразителями такой сути влияния на общество,через свое внутреннее развитие,свобод,чувств,желаний,потребностей,развлечения,защиты,регулирования,жиз

ни и.т.д. Так вот в моем понимании гр.общ. должно являться не просто массой где заключены интересы как граджан так и завуалированных политических групп со своими интригами и заговорами, а быть структурой государства стоящих на страже закона, быть его ушами, глазами, руками, как коллективное сознание. Как же это может быть? Это может случиться по настоящему в правовом и свободном государстве, где свобода людей будет прерогативой построения, свободы нации, языковой, культурной, самоопределяющей свое внутреннее развитие,через выборы и экономические свободы, где развитие гражданских инициатив будут регулятором общего взаимоотношения как понятия единого пространства, единого закона для всех и стоящими наднациональными образованиями. При таком построении форма нации как национализм, будет стираться, так как общественное будет преобладать над всем личностными (только культурное развитие нации) то,что может нас разделить, иметь тенденции к обособлению как отдельной территории и это единое пространство гражданских институтов будет одной из форм демократического развития защищающего нас всех от парада суверенитетов. Где же есть подобие такого единства, наднационального и объединяющего личности? Оно есть во внутреннем взаимоотношении криминального мира, который подпитывается социальной несправедливостью,бедностью,нарушением прав и законов бюракразитующих структур, превалирующих в себе иерархию через личностные качества, как силы коллективной организованной группы. Кто то может сказать: что вы предлагаете, это же кощунственно? Нет,это будет по сути зеркальным отражением этого общества, где через гр.общ. институты и взаимодействия в обществе будет аккамулироваться все лучшее,весь спектр моральных и традиционных качеств человечества, духовных, культурных, равноправных, братских. Такое построение государства как целого общего, где гр.общественные институты становятся выразителями самой власти на местах, даст нам всем то, что каждый человек и все общество будут жить ради общего блага. ради ближнего своего как община и ради брата как индивидуум. Исчезнет криминал,чиновничий беспредел, нарушения любой формы уйдут из самого понятия, так же как понятия клановость и тухумность -всё будет презираться и осуждаться в обществе. Такое построение невозможно будет разделить, подорвать, победить. По всем правилам развития должно быть только так.


Комментарий #1, дата: 07 сентябрь 2015 12:15

Пишется: как и другие науки политология изучает характер и формы взаимодействия гражданского общества с политическими и социальными институтами-государством вцелом, федеральными и местными органами власти.Гр.общество создается не государством,а самими гражданами,предприятиями,социальными,духовными,хозяйственными,политическими,вклю

чающими объединения,организации, ассоциации,союзы,центры, клубы,фонды и является выразителем общественного мнения и служит своеобразной формой проявления его (гр.общ) политической власти. Гр.общ.это та среда где современный человек законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к осознанию ценности коллективных акций и общественной солидарности. В общем гр.общ. означает организации и институты современного социального порядка которые независимы от государства и определяют форму взаимоотношений с государствомв противостоянии с политическим полем.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия