Джемикентский поворот событий
О последствиях новой борьбы с терроризмом старыми методами
В минувший понедельник в Дербентском районе, на посту ГИБДД близ села Джемикент прогремел взрыв. Бомба находилась в автомобиле ВАЗ-2109, которую полицейские остановили для проверки. Изначально считалось, что причиной взрыва стала детонация газового баллона в машине.
Однако впоследствии стало известно, что машина была начинена самодельным взрывным устройством на основе двух артиллерийских снарядов 122-мм, мощность которых составила около 30 кг в тротиловом эквиваленте. По другим данным, машина была начинена смесью аммиачной селитры и алюминиевой пудры, сообщает Газета.ру.
В результате взрыва двое полицейских погибли, двое получили ранения различной степени тяжести. Восемь пострадавших были госпитализированы в больницу города Дагестанские Огни, еще шестерых доставили в Дербент и поселок Мамедкала. Всего пострадало 17 человек. По данному факту следственными органами СК РФ по РД завели уголовное дело.
Информацию о подрывнике оперативникам удалось установить достаточно быстро. По данным полиции, им оказался 23-летний Адмир Талибов, бывший студент Астраханского государственного медицинского университета. Известно, что молодой человек учился на лечебном факультете, однако в прошлом году был отчислен за неуспеваемость, пишет Islamnews.
Талибов находился в поле зрения полиции как лицо, готовое примкнуть к ИГИЛ. Ранее он задерживался сотрудниками полиции в аэропорту Астрахани при попытке вылететь в Турцию. В полиции считают, что в планах мужчины было проникнуть в Сирию и примкнуть к боевикам ИГИЛ. Есть версия, что он мог быть членом бандгруппы «Южная» (Юждаг), которая присягнула на верность ИГИЛ. В то же время, некий скепсис вызывает то, как быстро правоохранительным органам удалось установить личность смертника.
По представленным сайтом LifeNews и не имеющих официального подтверждения результатам генетической экспертизы, террористом оказался не Адмир Талибов, а кто-то другой - Магомедали Мурлиев из Сулейман-Стальского района.
Группировка «Южная» была создана в 2011 году и действует на территории Южного Дагестана. Два года назад ее состав, предположительно, составлял 30 человек, однако после ряда спецопераций в банде осталось менее 10 человек, заявляли источники в силовых структурах в конце прошлого года.
Дагестанские власти уже многократно успели провозгласить свою победу над терроризмом. Каждый раз после таких заявлений члены бандподполья устраивают новый акт устрашения, либо в каком-нибудь из районов республики объявляется режим КТО.
К огромному сожалению, пытаясь справиться с проблемой экстремизма, власти идут на меры, которые в итоге оказываются чуть ли не главной причиной распространения экстремизма и пополнения рядов НВФ.
Пытаясь бороться с экстремизмом, в Дагестане делают упор на силовом или административном подавлении – то есть на работе постфактум. А что касается профилактики, то тут все надеются на работающее без особого энтузиазма ДУМД, которое вроде как должно работать с молодежью, вести разъяснительные беседы и т.д.
Видя низкую эффективность таких мер, власти идут по совершенно тупиковому пути – преследованию верующих мусульман по определенным признакам – длинная борода с укороченными усами. Доходит до совершенно абсурдного, быть добропорядочным и соблюдающим мусульманином безопаснее в Москве или в любой другой части страны, нежели в самом религиозном субъекте страны. Истерия уже идет по республике и всей стране, руководству ВУЗов раздаются инструкции по выявлению «опасных лиц», где в качестве признаков террористов описываются нормы поведения мусульманина по Сунне.
Глава Дагестана дал интервью РИА Дагестан где заявил о том, что враждебные силы стараются не допустить усиления ислама. «Пришло время задуматься о перспективах развития ислама. Ясно, что Запад поставил задачу дискредитации ислама, чтобы не допустить его усиления в современном мире. И сегодня на Западе ислам фактически воспринимается как враждебная террористическая идеология» - отрывок из этого интервью.
Трудно спорить с его словами, но как быть с тем, что сами действия властей в Дагестане ведут к радикализации молодежи? Неужели руководство республики этого не видит? Меры, декларируемые, как профилактика экстремизма, наоборот радикализуют верующую молодежь.
В последнее время дагестанская общественность стала свидетелем вопиющих фактов преследования по религиозному признаку. Особое давление оказывается на салафитов. В Махачкале, Хасавюрте, Шамхале и других местах закрываются мечети, где имамом являются салафиты. Вокруг выставляют полицейские оцепления, после чего, предпринимаются попытки поставить туда новых имамов из Духовного управления мусульман Дагестана.
В свою очередь, такой подход вызывает отторжение у прихожан соответствующих мечетей, которые отказываются принимать назначаемых сверху имамов. Можно ли говорить о том, что такой подход не может послужить понижению радикализации верующей молодежи и ее конфронтационного настроя по отношению к власти?! Такие меры лишь усугубляют и без того неспокойную обстановку. Из года в год власти видят, что такие меры не дают нужного результата, но тем не менее они прибегают к ним.
Можно посмотреть еще глубже, по обратную сторону Главного Кавказского хребта и обнаружить, что к большому сожалению там, в соседней Грузии укрепляются позиции враждебного нашей стране военно-политического блока НАТО, который будет разведывать и исследовать обстановку на Северном Кавказе, находить там свои точки воздействия.
В этой связи поддержка стабильности в регионе приобретает особую остроту и без всякого преувеличения становится элементом национальной безопасности. Нельзя допустить, чтобы Северный Кавказ стал слабым звеном цепи, через которое будет оказываться воздействие на всю страну.
Из допускаемых ошибок принято делать соответствующие выводы, чтобы в дальнейшем действовать с их учетом. Это необходимо для того, чтобы ошибки больше не повторялись. Произошедшее утром в понедельник на Джемикентском посту – это ошибка. Это системная ошибка, произошедшая в результате того, что в работе ведения борьбы с терроризмом упор делается на запретах и запугивании. Ничего нового, или даже хорошо забытого старого (маслиата, например), не предпринимается. Не пора ли пересмотреть отношение к профилактике терроризма и прекратить нажим на верующих людей, чтобы самые нестойкие из них не видели в обществе и государстве своего врага?!
Магомед Абдуллаев
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Обнародована видеозапись момента взрыва в Джемикенте