Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Дербент, ты чьих будешь?

Российские эксперты о происхождении города

Споры вокруг древнего города Дербента не стихают уже давно. Многосторонняя стратегическая важность «Каспийского прохода» подталкивает определенные силы вести информационную кампанию для усиления своих позиций над ним.

Однако, заявления члена Совета старейшин ФНКА АзерРос Рустама Арифджанова и руководителя Союза азербайджанских организаций России, председателя Совета старейшин ФНКА АзерРос Аббаса Аббасова о том, что якобы Дербент является азербайджанским городом и был основан азербайджанцами, вызвали новую волну обсуждений на эту тему среди лезгинской общественности.

Прокомментировать нашему сайту заявления азербайджанских общественников мы попросили несколько известных российских экспертов.

Андрей Арешев, научный сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона

Любые заявления такого рода, особенно применительно к такому непростому региону, как Кавказ, должны делаться с полной осторожностью и пониманием тех последствий, к которым они могут привести. Тем более что высказываются они азербайджанцами, являющимися гражданами России.

С такими заявлениями нужно быть более осторожными. Потому что, во-первых, Дербент находится в составе Дагестана и историческое прошлое этого города, этнический состав Дербента и Дербентского района, хоть там и проживает азербайджанская община, все же разнородна и там проживают другие национальности Дагестана.

Андрей Арешев

В нынешней ситуации говорить об этнической принадлежности тех или иных земель, пусть это даже высказывается на неофициальном уровне, это, конечно же, является опрометчивым шагом. Я полагаю, что данные высказывания являются личным мнением их авторов, но мне хотелось бы отметить недопустимость подобных заявлений.

Заявление о том, что Дербент был основан азербайджанцами, с исторической точки зрения является достаточно экстравагантным. Потому что мы знаем, что Дербент является одним из древнейших городов, расположенных на территории Российской Федерации, и в частности в Дагестане.

Существуют разные предположения касательно возраста города, в любом случае, речь идет о тысячелетиях. Как мы знаем, миграционные процессы, связанные с появлением в регионе предков современных азербайджанцев, тюркских народов на Кавказе, исчисляются столетиями давности, но никак не тысячелетиями.

Дербент действительно город древней культуры, который, как мы знаем, испытал на себе и арабское влияние, и влияние автохтонных кавказских народов, которые исконно населяли Дербент и его окрестности. Конечно, там было и тюркское влияние, но связанное уже с последующими, более поздними волнами миграции.

Но говорить, что Дербент был основан азербайджанцами, с исторической точки зрения, мягко выражаясь, это крайне некорректно. Я думаю, что даже в поверхностной публицистике подобные выводы не могут быть приняты всерьез.

Александр Скаков

Александр Скаков, координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН

То, что там проживают азербайджанцы, не означает, что город является частью Азербайджана. Дербент имеет прямое отношение ко всем народам, проживающим в этом городе. В частности, в первую очередь, к лезгинам.

Тем более что известно, что в истории названия «Азербайджан» какое-то время просто не было. Поэтому такие утверждения имели бы смысл только в том плане, если под термином «азербайджанский город» понимается не его принадлежность к той или иной стране, а проживание в нем азербайджанского народа.

Артур Приймак, журналист

Я весьма удивлен этим заявлением Аббаса Абаасова. Человека, который живет и работает в России, входит в руководство ведущих азербайджанских общественных организаций России. Этим самым, он должен быть заинтересован в дружеских связях с Россией и народами России. Учитывая ситуацию в Дагестане, он должен был не провоцировать ее, не ворошить костер, который то вспыхивает, то затухает. А наоборот, стараться уходить от этой темы.

Но, к сожалению, мы видим обратное. То, что Дербент не является исторически азербайджанским городом – это всем известный факт. Потому что когда был основан Дербент, не существовало такого понятия как Азербайджан. Ну а если уходить глубоко в историю, то и та территория, которая сейчас называется Азербайджанской Республикой, никогда до 1918 года не называлась Азербайджаном.

В Персии эту территорию называли Арран. Известно, что уже позже на этой территории существовало государство Ширваншахов. А само понятие «Азербайджанская Советская Социалистическая Республика» - это уже дело 1936 года.

Артур Приймак

Я предполагаю, почему ведущие азербайджанские общественные деятели провоцируют сейчас какие-то нестроения между Россией и Азербайджаном. Потому что сейчас официальный Баку, скорее всего, вопреки своей воле, вовлечен своим патроном – Соединенными Штатами в обширную информационную компанию против России.

Это связано с тем, что Российская Федерация заблокировала в ООН Резолюцию по аль-Кусейру. Это путает карты и США и Израилю и всем «Друзьям Сирии», всем силам, заинтересованным в дальнейшем продолжении Арабской весны.

И Азербайджан, кровно связанный с Соединенными Штатами, вынужден действовать по их указке. Соответственно, Баку пытается воздействовать на представителей подконтрольных ему азербайджанских общественных организаций, находящихся за пределами Страны Огней.

Азербайджан, в принципе, уже давно проводит свою информационную политику в России посредством национальных общественных организаций.

Любой азербайджанский общественник, действующий в России, так или иначе находится под колпаком официального Баку – этого никто отрицать не будет.

Если спросить азербайджанцев граждан России на тему той же ГНКАР (Государственная Нефтяная Компания Азербайджанской Республики) – они отнекиваются, говорят, что они ничего не знают. Они боятся, что информация где-нибудь просочится, выйдут на них со всеми вытекающими последствиями.

Али Гаджиев

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Дербенте зарегистрировали национально-культурную автономию азербайджанцев

«Кто после этого верит в искренность Аббаса Аббасова?»

Чьим считается Дербент в азербайджанских учебниках? - А. Арешев

«Дербент основали азербайджанцы»

Исмаил Шабанов: Нападки на организаторов СОАР – удар по всем

Комментарии (5)
Комментарий #5, дата: 28 август 2013 16:21
Это ты точно сказал Zaman, про золотой мост, и про то, что там большие деньги крутятся. Сам проезжал через него, когда ехал в отпуск в Кусары, и приходилось нашим же лезгинам платить деньги. Вот стоял на границе, смотрел и думал,там наша земля, и тут наша земля, а я ее перехожу через границу и плачу за это деньги. Просто обидно становиться. Нам просто давным давно уже нужно проснуться, и переходить от слов к действиям.

Комментарий #4, дата: 12 июнь 2013 02:02

С тех пор как Анкара заявила о себе как о матери-наседке всех тюрок от Средней Азии до Балкан, она пытается взять под контроль политические и социальные процессы во  всех  этих  регионах.
На текущий момент задачей № 1 является сокращение культурной дистанции между тюрками и ту(ю)рками  Турции.
На территории Турции постоянно находятся до 50 тыс. граждан Молдавии, большинство из которых – гагаузы. В самом Комрате уже появился Турецкий культурный центр. Там же располагается турецкая гимназия имени Сулеймана Демиреля и высится памятник Мустафе Кемалю Ататюрку, национальному герою Турции.
Основное бремя по реализации проектов всевозможной направленности несёт Турецкое главное управление по сотрудничеству и развитию (TIKA) . Организация является одним из важных инструментов распространения турецкого влияния и укрепления турецких позиций не только в «тюркском поясе», но и в странах, которые в перспективе могут оказаться под влиянием Турции. Такими странами являются Македония, Косово, Албания, Судан, Босния-Герцеговина, Грузия.Турция  одаривает руководителей Гагаузии  щедрыми  подарками . Правительство Турции в этом году выделило руководителю автономии и спикеру Национального собрания Гагаузии новые служебные машины . Некоторые гагаузские деятели, как например мэр Комрата (столица автономии) Николах Дудуогло считает, «если бы не Турция, то Гагаузии не было бы» .
Своих гагаузских братьев всячески поддерживают своими высказываниями и сами турецкие официальные лица. Вице-министр иностранных дел Турции Мехмет Фатих Джейлан, совершающий визит в Комрат в 2011, подчеркнул, что для Анкары важно, «чтобы права Гагаузской автономии были закреплены в Конституции Молдовы и не преуменьшались. Эту позицию Турция открыто высказывает молдавским властям. У нас общие корни, язык и культура» .
Глава МИД Турции Ахмет Давутоглу прогулялся по улицам, выслушал проблемы гагаузов, и даже разрешил некоторые из них на месте. Поблагодарив гагаузов за то, что они хранят свой тюркский язык и тюркскую культуру, выступил с призывами сохранять единство и сплочённость, подчеркнув дружественные и культурные связи турков и гагаузов: “Нас 75 миллионов плюс 200 тысяч. Именно так мы всегда воспринимали вас. Никогда не оставляли вас в одиночестве и не оставим никогда… Хочу сообщить вам хорошую новость. Мы отменяем визы, и теперь, для того, чтобы посетить своих сестер и братьев в Анатолии вам не потребуется получение виз “, сказал Давутоглу. Давутоглу, для ускорения развития Гагаузии, посоветовал семьям иметь не меньше трёх детей.
 Получится ли у Турции создать новую постмодернистскую империю, трудно сказать, но другим геополитическим игрокам региона, и особенно России, надо задуматься над этой ситуацией.
К месту вспомнить сравнительно новый лозунг пантюркистов: «За единый Туран – от Чукотки до Балкан!».


Комментарий #3, дата: 10 июнь 2013 01:15
В основополагающей работе Академии наук Азербайджана — трехтомнике "История Азербайджана" и недавно (1990) изданной работе А.Сумбатзаде:

“Современная наука, утверждающая, что древнейшие виды письма возникли в Двуречье и Египте, отстала от жизни, поскольку "древние азербайджанские тюрки" умели писать еще в каменном веке”.
“Азербайджанский и латинские языки на основе сближения аффикса -тр, выступающего в азербайджанских глагол, со слогом -тер в слове Юпитер”.
“Этноним "албаны" не находит удовлетворительного объяснения на основе кавказских языков. Зато удовлетворительно этимологизируется из тюркского как "алп" (герой) плюс древний суффикс (тюркский) множественного числа "ан".”
“После Плиния и Птолемея, упоминавших этноним "уди" (удины), в дальнейшем этноним "уди" упоминается с частичкой "гур" у раннесредневековых авторов. Отсюда появляются "утигуры", "кутригуры" и др. К этому же кругу тюркоязычных племен относится и племена гаргар.”
“Имя албанского царя Зобер — тюркского происхождения на том основании, что в источниках упоминается имя гуннского вождя Заберган.”
Ижмыхи - ижмах — шамах — шемаха.

Комментарий #2, дата: 07 июнь 2013 15:56
совсем смелые стали

Комментарий #1, дата: 06 июнь 2013 10:48
Митинги лезгин уже входят в литературу. Признаюсь, что книгу А.Ганиевой не читал, но случайно в ней обнаружил описание лезгинского митинга:
" Человек в аккуратном пиджаке продолжал говорить о границе.
– Вот я бы так обратился к российскому президенту. Лезгины в девятнадцатом веке юридически признали себя гражданами России. Не Азербайджана и не Республики Дагестан, а России. В ответ Россия обязалась обеспечивать законные права лезгин. А потом что стало? На национальной лезгинской территории делают Азербайджанскую союзную соцреспублику, запускают процесс образования азербайджанского народа, а после развала СССР передают независимому Азербайджану большую часть лезгинского народа и его земли! Мы граждане России, мы доверились России, а теперь наш миллионный народ убивают! Какие-то чиновники нас просто отдали на откуп! Вы же знаете, что на «Золотом мосту»{Мост на границе с Азербайджаном через р. Самур.} делается, какие там деньги крутятся? Это же деньги на крови лезгинского народа!
Послышались аплодисменты и вначале слабые, а потом все более громкие и многоголосые крики:
– Садвал! Садвал! Садвал!{Единство (лезг.).}"

Вся книга здесь http://4itaem.com/author/alisa_ganieva-75763



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия