Лезгинская партия Азербайджана
Какие цели она могла бы заявить в случае создания?
Соседний Азербайджан, в котором вторым по численности народом являются лезгины, стремительно приближается к президентским выборам. На современном Востоке выборы являются пороговым рубежом, ход которых и последующие после них события не берется предсказывать никто.
Волна демократических революций накрыла арабский мир. Эхо протестных волнений докатилась до Турции. И в скором времени может накрыть Азербайджан. Насколько долго еще может держаться за власть клан Алиевых – тоже вопрос непредсказуемый.
В ситуации подобной неопределенности, лезгины, как второй народ Азербайджана, просто обязаны задуматься о своем политическом будущем. О том, в какой реальности они окажутся в случае низложения режима Алиева и прихода к власти демократических сил?
О том, с какими целями и какой политической платформой лезгинам стоило бы выходить на политическую авансцену Азербайджана? Кто их политические союзники, а кто – политические оппоненты? Стоит ли лезгинам Азербайджана создавать свою политическую партию?
Тот факт, что современное азербайджанское законодательство запрещает создавать политические партии по национальному признаку, еще ничего не значит. Поскольку так было не всегда. К примеру, до прихода к власти Гейдара Алиева в Азербайджане существовала Лезгинская партия.
Она была учреждена в августе 1992 года по инициативе представителей лезгинской интеллигенции как Лезгинская демократическая партия Азербайджана. Однако при регистрации партии представители ее руководства вынуждены были сменить название по настоянию властей.
В итоге ее зарегистрировали под названием "Партия национального равенства Азербайджана". Это весьма знаковый политический ход. Этот ход реализуем в случае, если при возможном отстранении клана Алиевых от власти, в Азербайджане и не позволят создавать партии по национальному признаку.
Подобный запрет легко обойти, давая партии не «национальное» название, а нейтральное – общегражданское. Как это и было сделано при регистрации Лезгинской демократической партии, сменившей название на Партию национального равенства.
На митингах в Баку
Суть партии – лезгинская – остается. А название дается нейтральное. В принципе, к этому приему прибегали и мусульманские силы Турции и Египта, которым закон запрещал создавать партии по религиозному признаку. В ответ на этот запрет турки и египтяне регистрировали партии с нейтральными названиями - Партии справедливости и развития.
Этот прием вполне возможен и применим лезгинами в пост-алиевском Азербайджане. И к этому этапу политической работы лезгины Азербайджана должны начать готовиться уже сейчас. Но вот какие именно цели и задачи подобная партия могла бы заложить в свою программу?
К примеру, уже упоминавшаяся Партия национального равенства Азербайджана в своей программе заявляла, что она видит свою задачу в защите политических прав лезгинского народа в рамках конституции Азербайджанской Республики, признавая ее целостность и суверенитет.
Отделения этой партии существовали в Баку, Сумгаите и в северных районах Азербайджана – в исторических землях лезгинского народа. Партия эта просуществовала до 1995 года, когда её регистрация была отменена после прихода к власти Гейдара Алиева.
На митингах в Баку
В свете всех ожидающихся политических перемен в Азербайджане, мы решили поставить перед экспертами вопрос о возможных политических целях и перспективах Лезгинской партии в Азербайджане, если бы она была учреждена и зарегистрирована.
На наши вопросы отвечают: Обозреватель "Независимой газеты" Милрад Фатуллаев, Заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев и Руководитель Исполкома ФЛНКА Амиль Саркаров.
Если бы существовала лезгинская партия Азербайджана, какой могла бы быть ее политическая платформа?
Милрад Фатуллаев: Если смотреть на это этнополитически, то, прежде всего, в Азербайджане должны реализоваться все те демократические институты, которые есть на сегодняшний момент в Западной Европе. Этого было бы достаточно.
Это и Хартия о региональных языках, и соблюдение этнических коллективных прав. Если бы политическое руководство Азербайджана реализовало подписанные ими же международные декларации, то этого было бы достаточно.
В Азербайджане проводится двойная политика. Одна рассчитана на внутреннего потребителя, другая – на внешнего. Европейское сообщество закрывает на это глаза, не принимает адекватных мер в отношении Баку.
Причины этого весьма банальны. Во-первых, стратегические интересы. Во-вторых, наличие икорной дипломатии. По этому поводу в Европарламенте уже было два скандала.
Последний был связан с одним из немецких ученых, когда он декларировал свои доходы. Он указал там гонорары, полученные в Баку. И тогда стало ясно, что были проплачены неадекватно высокие гонорары. По этой же схеме ежегодно они приглашают к себе 10-15 человек, как минимум.
Энвер Кисриев: В Азербайджане не может быть национальных партий, они там запрещены. Поэтому как-то не приходится говорить о Лезгинской партии.
Но если бы она была, то она не могла бы ставить перед собой никаких политических целей. А так, она могла бы лишь защищать лезгинскую идентичность и культуру в Азербайджане, что не является прерогативой политической партии.
Амиль Саркаров: На мой взгляд, подобная партия была бы в чем-то схожей с Венгерской партией Румынии – «Демократический союз венгров Румынии», например. Эта партия участвует в выборах, в Европарламенте она представлена двумя депутатами из 33 мест, отведённых для Румынии.
Партия выступает за создание национальной венгерской автономии, за расширение сферы применения венгерского языка в администрации и образовании, за увеличение автономии местных органов власти и за дальнейшую интеграцию Румынии в Евросоюз.
Если все-таки Азербайджан пойдет по пути демократизации, создание там Лезгинской партии было бы вполне уместно. Почему бы и нет?
Взять, например, озвученные мною цели венгров Румынии и провести аналогию – создание лезгинской автономии в Азербайджане, придание лезгинскому языку официального статуса в ее пределах.
Амиль Саркаров
Сближение и укрепление связей Азербайджана с Россией для удобства внутреннего контактирования лезгинского народа, проживающего на сопредельных участках двух этих стран. Придание границам более прозрачного характера, чтобы положение разделенного народа лезгинами не ощущалось так остро.
Какие важнейшие цели подобная партия, в случае ее существования, должна была бы преследовать в ближайшие годы?
Милрад Фатуллаев: Самый большой вопрос в Азербайджане – это проблема смены власти. В остальных странах, которые намного беднее Азербайджана, с демократическими правами и свободами есть какой-то порядок.
В Нагорном Карабахе, к примеру, к власти все время приходила оппозиция. В Южной Осетии до Эдуарда Кокойты было то же самое. И в Абхазии то же было. Каждый раз к власти приходила оппозиция.
В Грузии тоже была какая-то преемственность, но опять-таки, со скандалами. И это признак демократии, когда одна политическая сила способна бороться с властью.
Милрад Фатуллаев
А в Азербайджане власть авторитарна и там власть не сменяется. Даже если главой республики будет Мехрибан Алиева, то у власти все равно остается старая элита.
Закрывающие на все это глаза европейские структуры наносят себе этим большой репутационный вред. Потому что они таким образом взращивают диктаторский, авторитарный режим.
Признаки этого явления налицо: все три ветви власти де-факто контролируются одним человеком, партийное строительство загублено на корню.
Взять, например, в контексте темы, Коммунистическую партию Азербайджана, довольно-таки маргинальную политическую силу в стране. Ею раньше руководил лезгин, - совершенно несамостоятельная фигура.
Несамостоятельная в силу тотального контроля и слежки за партией и лично главой со стороны Министерства национальной безопасности Азербайджана.
Энвер Кисриев: В нынешних условиях такая партия не может существовать. Все же политическая партия борется за власть в государстве. Таково призвание такого института, как политическая партия.
Если допустить, что некая политическая сила продвигала бы вопрос федерализации Азербайджана, то тут скорее необходима консолидация всех этнических меньшинств Азербайджана.
Энвер Кисриев
Амиль Саркаров: Важнейшей целью этой партии было бы учреждение автономии на территории компактного проживания лезгинского народа.
Это является обязательным условием для создания гуманитарной базы, которая обеспечила бы сохранность лезгинской идентичности – этнографической, языковой, ментальной, ареальной и прочих видов.
А остальные цели уже сами по себе выполняли бы роль средства для достижения этой основополагающей цели.
Фарида Санджах
Корреспондентский корпус ФЛНКА