Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Лезгинская партия Азербайджана

Какие цели она могла бы заявить в случае создания?

Соседний Азербайджан, в котором вторым по численности народом являются лезгины, стремительно приближается к президентским выборам. На современном Востоке выборы являются пороговым рубежом, ход которых и последующие после них события не берется предсказывать никто.

Волна демократических революций накрыла арабский мир. Эхо протестных волнений докатилась до Турции. И в скором времени может накрыть Азербайджан. Насколько долго еще может держаться за власть клан Алиевых – тоже вопрос непредсказуемый.

В ситуации подобной неопределенности, лезгины, как второй народ Азербайджана, просто обязаны задуматься о своем политическом будущем. О том, в какой реальности они окажутся в случае низложения режима Алиева и прихода к власти демократических сил?

О том, с какими целями и какой политической платформой лезгинам стоило бы выходить на политическую авансцену Азербайджана? Кто их политические союзники, а кто – политические оппоненты? Стоит ли лезгинам Азербайджана создавать свою политическую партию?

Тот факт, что современное азербайджанское законодательство запрещает создавать политические партии по национальному признаку, еще ничего не значит. Поскольку так было не всегда. К примеру, до прихода к власти Гейдара Алиева в Азербайджане существовала Лезгинская партия.

Она была учреждена в августе 1992 года по инициативе представителей лезгинской интеллигенции как Лезгинская демократическая партия Азербайджана. Однако при регистрации партии представители ее руководства вынуждены были сменить название по настоянию властей.

В итоге ее зарегистрировали под названием "Партия национального равенства Азербайджана". Это весьма знаковый политический ход. Этот ход реализуем в случае, если при возможном отстранении клана Алиевых от власти, в Азербайджане и не позволят создавать партии по национальному признаку.

Подобный запрет легко обойти, давая партии не «национальное» название, а нейтральное – общегражданское. Как это и было сделано при регистрации Лезгинской демократической партии, сменившей название на Партию национального равенства.


На митингах в Баку

Суть партии – лезгинская – остается. А название дается нейтральное. В принципе, к этому приему прибегали и мусульманские силы Турции и Египта, которым закон запрещал создавать партии по религиозному признаку. В ответ на этот запрет турки и египтяне регистрировали партии с нейтральными названиями - Партии справедливости и развития.

Этот прием вполне возможен и применим лезгинами в пост-алиевском Азербайджане. И к этому этапу политической работы лезгины Азербайджана должны начать готовиться уже сейчас. Но вот какие именно цели и задачи подобная партия могла бы заложить в свою программу?

К примеру, уже упоминавшаяся Партия национального равенства Азербайджана в своей программе заявляла, что она видит свою задачу в защите политических прав лезгинского народа в рамках конституции Азербайджанской Республики, признавая ее целостность и суверенитет.

Отделения этой партии существовали в Баку, Сумгаите и в северных районах Азербайджана – в исторических землях лезгинского народа. Партия эта просуществовала до 1995 года, когда её регистрация была отменена после прихода к власти Гейдара Алиева.

 На митингах в Баку

В свете всех ожидающихся политических перемен в Азербайджане, мы решили поставить перед экспертами вопрос о возможных политических целях и перспективах Лезгинской партии в Азербайджане, если бы она была учреждена и зарегистрирована.

На наши вопросы отвечают: Обозреватель "Независимой газеты" Милрад Фатуллаев, Заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев и Руководитель Исполкома ФЛНКА Амиль Саркаров.

Если бы существовала лезгинская партия Азербайджана, какой могла бы быть ее политическая платформа?

Милрад Фатуллаев: Если смотреть на это этнополитически, то, прежде всего, в Азербайджане должны реализоваться все те демократические институты, которые есть на сегодняшний момент в Западной Европе. Этого было бы достаточно.

Это и Хартия о региональных языках, и соблюдение этнических коллективных прав. Если бы политическое руководство Азербайджана реализовало подписанные ими же международные декларации, то этого было бы достаточно.

В Азербайджане проводится двойная политика. Одна рассчитана на внутреннего потребителя, другая – на внешнего. Европейское сообщество закрывает на это глаза, не принимает адекватных мер в отношении Баку.

Причины этого весьма банальны. Во-первых, стратегические интересы. Во-вторых, наличие икорной дипломатии. По этому поводу в Европарламенте уже было два скандала.

Последний был связан с одним из немецких ученых, когда он декларировал свои доходы. Он указал там гонорары, полученные в Баку. И тогда стало ясно, что были проплачены неадекватно высокие гонорары. По этой же схеме ежегодно они приглашают к себе 10-15 человек, как минимум.

Энвер Кисриев: В Азербайджане не может быть национальных партий, они там запрещены. Поэтому как-то не приходится говорить о Лезгинской партии.

Но если бы она была, то она не могла бы ставить перед собой никаких политических целей. А так, она могла бы лишь защищать лезгинскую идентичность и культуру в Азербайджане, что не является прерогативой политической партии.

Амиль Саркаров: На мой взгляд, подобная партия была бы в чем-то схожей с Венгерской партией Румынии – «Демократический союз венгров Румынии», например. Эта партия участвует в выборах, в Европарламенте она представлена двумя депутатами из 33 мест, отведённых для Румынии.

Партия выступает за создание национальной венгерской автономии, за расширение сферы применения венгерского языка в администрации и образовании, за увеличение автономии местных органов власти и за дальнейшую интеграцию Румынии в Евросоюз.

Если все-таки Азербайджан пойдет по пути демократизации, создание там Лезгинской партии было бы вполне уместно. Почему бы и нет?

Взять, например, озвученные мною цели венгров Румынии и провести аналогию – создание лезгинской автономии в Азербайджане, придание лезгинскому языку официального статуса в ее пределах.

 Амиль Саркаров

Сближение и укрепление связей Азербайджана с Россией для удобства внутреннего контактирования лезгинского народа, проживающего на сопредельных участках двух этих стран. Придание границам более прозрачного характера, чтобы положение разделенного народа лезгинами не ощущалось так остро.

Какие важнейшие цели подобная партия, в случае ее существования, должна была бы преследовать в ближайшие годы?

Милрад Фатуллаев: Самый большой вопрос в Азербайджане – это проблема смены власти. В остальных странах, которые намного беднее Азербайджана, с демократическими правами и свободами есть какой-то порядок.

В Нагорном Карабахе, к примеру, к власти все время приходила оппозиция. В Южной Осетии до Эдуарда Кокойты было то же самое. И в Абхазии то же было. Каждый раз к власти приходила оппозиция.

В Грузии тоже была какая-то преемственность, но опять-таки, со скандалами. И это признак демократии, когда одна политическая сила способна бороться с властью.

Милрад Фатуллаев

А в Азербайджане власть авторитарна и там власть не сменяется. Даже если главой республики будет Мехрибан Алиева, то у власти все равно остается старая элита.

Закрывающие на все это глаза европейские структуры наносят себе этим большой репутационный вред. Потому что они таким образом взращивают диктаторский, авторитарный режим.

Признаки этого явления налицо: все три ветви власти де-факто контролируются одним человеком, партийное строительство загублено на корню.

Взять, например, в контексте темы, Коммунистическую партию Азербайджана, довольно-таки маргинальную политическую силу в стране. Ею раньше руководил лезгин, - совершенно несамостоятельная фигура.

Несамостоятельная в силу тотального контроля и слежки за партией и лично главой со стороны Министерства национальной безопасности Азербайджана.

Энвер Кисриев: В нынешних условиях такая партия не может существовать. Все же политическая партия борется за власть в государстве. Таково призвание такого института, как политическая партия.

Если допустить, что некая политическая сила продвигала бы вопрос федерализации Азербайджана, то тут скорее необходима консолидация всех этнических меньшинств Азербайджана.

 Энвер Кисриев

Амиль Саркаров: Важнейшей целью этой партии было бы учреждение автономии на территории компактного проживания лезгинского народа.

Это является обязательным условием для создания гуманитарной базы, которая обеспечила бы сохранность лезгинской идентичности – этнографической, языковой, ментальной, ареальной и прочих видов.

А остальные цели уже сами по себе выполняли бы роль средства для достижения этой основополагающей цели.

Фарида Санджах

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

О чём стоит задуматься, когда в Азербайджане арестовывают наших граждан

Глава Ассамблеи армян Азербайджана не исключил возможность сотрудничества с представителями азербайджанской оппозиции

Глава Национального совета демократических сил Азербайджана Ибрагимбеков отказался от гражданства РФ

Готовы ли лезгины к новым геополитическим сюрпризам?

Дыхание грозы

Комментарии (18)
Комментарий #18, дата: 08 июль 2013 13:31

Цитата: Лезгин_05
а вы так далеко не заезжайте,
Цитата: Лезгин_05
а вы так далеко не заезжайте,я В БАКУ

Вы в Баку живете и не боитесь защищать прова Лезгин? Вы настоящий патриот лезгинского народа.
Здесь говорили что если кто -нибудь из Лезгин живущих в Азербайджане попросит автономию, его вместе с семьей уничтожат. Вы не боитесь за свою жизнь в Баку?


Комментарий #17, дата: 08 июль 2013 12:44

Цитата: Лезгин_05
Говорите что в Баку живёте,я что-то сомневаюсь

А что вызвало ваши сомнения? 


Комментарий #16, дата: 08 июль 2013 12:42

Gulnara,
Пара кьван сагърай куьн, Гульнара, куьне кхьенвай комментарияди лап хъсандаказ къалурзава, Азербайджанда авай лезгияр гьин йикъал къвезватIа. Идан вилик пад кьун тавуртIа, къе-пака ана авай лезгирин рикIелай чпин чIални алатда. Гьелбетда, чна, лезгийри сад садакъ галаз гафарин акъажунар ийидай вахтунда, чи властри чи чилерни гьардав вахгузва. Са лезгидизни Аллагьдин патай ихтияр авач чи проблемадикай кьил къакъуд авун. Садбуруз аваррикай пис рахайла хъел атанва (рикIел хкваш абуру 2009 йисуз сес гуз атай лезгийрин вуч авунайта) , муькуьбур чи проблемадикай рахайла агьанатар ийиз алахънава. Гьа и жуьреда квез куьн халкь яз амукьна кIанзавани, я Лезгияр? Гьина ава чи бубайрин чилер? Вуж амукьда  чи кьве чкадал пайнавай халкьдикай? КIел ая Гульнарадин комментарий, им Азербайджанда авай лезгиди кхьенва, гьикI фикирзава куьне, яи лезги чIал, чи хезина чIал амукьдани? ИкI хьайитIа, ваъ. Лезгияр, чи вилик квай везифа виридалайни екебурукай сад я. Я чун халкь яз амукьда, я чун тюркери ассимилировать ийида. Я тIиб, я тIаб! Пуд лагьайда авач я жедайди туш! 


Комментарий #15, дата: 08 июль 2013 12:41

Цитата: Лезгин_05
Говорите что в Баку живёте,я что-то сомневаюсь,и хотел бы с вами встретится,и пообщатся за чашкой чая.

Я теперь не знаю как Лезгины воспримут азербайджанцем в далеком курахском районе, но все же я рискну приехать в Курах. Где мы можем в Курахе встретиться?


Комментарий #14, дата: 08 июль 2013 09:49

Лезгин_05,

Зунни Азер-да амукьзабурукай сад я. Хизандин къене лезгивал хуьн хъсан я, анжах ваз лезгирикай са зат1ни чир тахьала лезгивал хуьз са т1имил залан жезва. Парабуру лугьузва  цёз герек я лезги ч1ал чир жен ам санани карда ктоз тежедамаз.

 

Цуьне лугьузва лезгияр кефинава Азер-да. ин береда сиве ЛАМРАТУМ гаф акъатда ма. Бес акет1а цуьне ацукьна фикирнван лезгирин чилар ц1апариз ци пайзва? ци жи хуьрерикни галаз агакьнва ин ц1апар чилар къачузват1а? Ци за игила икьан неграмотно кхьизва лезгидал?

 

Шерт руфун тух жен туша.


Комментарий #13, дата: 07 июль 2013 23:39

[quote=Мулейли]
И что это творится в Аз-не с Лезгинами?я опять же говорю,в настоящей Лезгинской семье, язык,культура,история про свой народ никогда не угаснет,а нация исчезает из-за того что наши парни женятся на другой нации,а девушек выдают других, вот и только.


Комментарий #12, дата: 07 июль 2013 23:36


Азер,
Я чистый Лезгин с Дагестана,Курахский р-он. Говорите что в Баку живёте,я что-то сомневаюсь,и хотел бы с вами встретится,и пообщатся за чашкой чая.


Комментарий #11, дата: 07 июль 2013 17:03

Лезгин_05,
Да, ЛЕЗГИН_05,не хлебом единым жив человек, и если до вас до сих пор не дошло, что творится с лезгинами в Азерстане, то в вас полностью погас дух лезгинского народа, дух Шарвили, дух Хаджи Давуда, или вы просто слепец!


Комментарий #10, дата: 07 июль 2013 16:31

Цитата: Лезгин_05
я уверен что со мною соглосятся многие Лезгины живущие в Аз-не,хватит мутить тут,незанимайтесь идиотизмом.

Мне очень трудно судить вы Лезгин или Азербайджанец, но после того как я начал интересоваться  в таких вопросах я начал сомневаться в правдивости пропоганды Алиева. Я сам живу в Баку и раньше думал что действительно все живут одинакого, но оказывается это совсем не так. Тут дело не в куске хлеба. Дело в том, все народы в Азербайджане видят свое будущее или нет?
Без истории, культуры, искусства, изучения языка, азербайджанский  язык и азербайджанский народ может просущесвовать ? Если нет, то как могут без этого другие народы выжить.
Если будем лицемерить как сейчас  у нас нет будущего, мы своими поведением вызываем к себе ненасвисть всех народов и соседей.
Мы боимся за  Азербайджан и это не только мое мнение. Мнение и настроения в Азербайджане меняется.  


Комментарий #9, дата: 07 июль 2013 14:00

Как много идиотов которые шитают что Лезгины в Аз-не плохо живут...я сам Лезгин и могу точно сказать,толковые люди везде во всём востребованы,и добиваются своих целей упорным трудом,лучше бы каждый Лезгин создал у себя в семье создал свой маленький Лезгистан,в этом случае и никто не забудет своего языка,культуру,традиции,а не пустозвонил тут. 20 лет я живу тут и никаких притеснений со стороны гос-ва и кого либо я не видел,я уверен что со мною соглосятся многие Лезгины живущие в Аз-не,хватит мутить тут,незанимайтесь идиотизмом.





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия