Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Азербайджанский «Мир»? - 3

Азербайджанцы Дагестана - и диаспора, и титульный народ

В предыдущих статьях Азербайджанский «Мир»? и Азербайджанский «Мир»? - 2 мы рассказали о том, как телекомпания «Мир» азербайджанизирует богатое историко-культурное наследие коренных народов Азербайджанской Республики, вплоть до того, что совершенно бесцеремонным образом игнорирует сам факт их проживания на своих землях и в настоящее время.

Но еще более возмутительными являются репортажи, в которых в не менее искаженном виде многомиллионной зрительской аудитории предстает Республика Дагестан.

Азербайджанская тематика получила от телекомпании двойные преференции, задвинув на самые задворки освещение жизни собственно дагестанских народов.

В Азербайджанской Республике, как известно, отсутствует какая-либо поддержка на государственном уровне культуры и языка коренных нетюркских народов, если, конечно, не считать существующие в основном на бумаге уроки родного языка для некоторых из них.

Более того существование ни одного из коренных народов никаким образом не закреплено в законодательстве этой страны, то есть они не имеют никакого статуса.

В то же время в Республике Дагестан те же азербайджанцы имеют равные права с лезгинами, табасаранцами, аварцами и другими местными народами, являясь одним из титульных народов со всеми вытекающими из этого правами.

Но сотрудники телекомпании «Мир» в этом вопросе решили действовать по принципу «маслом каши не испортишь». В программе «Диаспоры», авторами которой являются Артем и Гуля Хабибуллины, азербайджанцы одновременно предстают и как диаспора и как местное население.

В передаче «Южный город» Артём Хабибуллин так передает суть своего репортажа: «Они хотят жить на родной земле, но вынуждены уезжать. Они, жители Дербента – азербайджанцы Дагестана».

Сразу возникает вопрос: почему подобная передача появилась в программе «Диаспоры»? Как можно писать в репортаже об азербайджанской диаспоре: «сказания о людях, чьи судьбы испокон веков связаны с самым южным и самым древним городом России – Дербентом»?

Если же азербайджанцы все же являются диаспорой в Дагестане, то о какой «родной земле» в таком случае может вообще идти речь?

И после этого невольно задумываешься еще и над тем, могла ли идея данного репортажа возникнуть в голове самого Хабибуллина, без стимуляции со стороны Баку или его аффилированных представителей?

Но вопросов на самом деле гораздо больше. Не может не броситься в глаза однозначная привязка «жители Дербента – азербайджанцы Дагестана». Это может означать только то, что в Дербенте в понимании ведущего живут только азербайджанцы.

И если посмотреть весь репортаж и правда возникает такое ощущение. Какие там, лезгины, табасаранцы и другие народы?! Ишь, чего захотели!

Во второй части передачи Артем Хабибуллин делится со зрителями демографическими сведениями: «Только в Дагестане сегодня проживает 150 тысяч азербайджанцев, треть из них в самом южном городе России – Дербенте.

Дербент считается азербайджанской столицей, здесь каждый второй житель – представитель этого народа». Конечно, мало кто интересуется этнической статистикой или пойдет проверять цифры, сказанные автором репортажа.

Разве можно так нагло врать или же озвучивать кем-то преподнесенные цифры, не уточнив их достоверность? В конце концов, какое доверие может остаться к человеку, который так искажает действительность?

Азербайджанцев в Дагестане живет по официальным данным всего 131 тысяча человек (а без приписок в Дербентском районе меньше 110 тысяч). В самом Дербенте их не 50 тысяч, а 32, что составляет те же 32%, но никак не половину населения города.

Самым крупным по численности народом в Дербенте являются лезгины, какая это азербайджанская столица? Что за пренебрежительное отношение к автохтонам этого региона – лезгинским народам.

Точно такое же информационное обрамление сопровождало остальные сюжеты репортажа. Не только сам Дербент, но и весь Дербентский район закрашивался в азербайджанские этнические цвета.

Так, один сюжет был посвящен заброшенному селению Гимейди, который жители покинули около 40 лет назад. Тем не менее, оно опустело не полностью. Вот, что говорит о нем Артем Хабибуллин: «Гимейди – одно из старейших азербайджанских сел, ему около 2 тысяч лет».

Известный ученый-просветитель 19 века Аббас Кули Ага Бакиханов, которому воздают особые почести в Азербайджанской Республике, в своем труде Гюлистан-и Ирам называет жителей этого и других соседних сел татами.

Выходцы из Гимейди несмотря на то, что перешли на тюркский язык прекрасно знают о своем татском прошлом. Да и первые татские поселения возникли здесь в пятом веке нашей эры, так что никак нельзя говорить о 2-х тысячах лет.

Но разве это может смутить автора передачи, если его задача заключается в том, чтобы несмотря ни на что, все, о чем идет речь, обозначить как азербайджанское, а само азербайджанское максимально удревнить?

А по-другому его действия трактовать невозможно: разве можно поверить в то, что Артем Хабибуллин неосознанно, но упрямо «лил воду только на азербайджанскую мельницу»?

Другая передача «За кулисами Дагестана» из того же цикла «Диаспоры» также поражает своей однобокостью. В ней представлены три этнических общины: азербайджанцы, горские евреи и армяне.

Надо сказать, что Артем Хабибуллин, снимая передачи о Дагестане, выставляет диаспоры таким образом, что за ними совсем не видно аборигенов этого региона и ничего не рассказывается о взаимоотношении этих двух групп. Диаспоры неподготовленному зрителю предстают как основное население Дагестана.

Как уже говорилось само слово диаспора применительно к азербайджанцам, а также татоязычным горским евреям является неоднозначным, так как они входят в список титульных народов Дагестана.

С другой стороны, армяне, туда не попавшие, имеют более раннюю, чем у азербайджанцев историю проживания в Дагестане, впрочем, как и в Азербайджанской Республике.

В анонсе к репортажу звучат хлесткие, совсем некорректные вопросы: «Кто лишил азербайджанцев собственной культуры?». В самой передаче их еще больше.

Ситуация и правда не совсем здоровая сложилась вокруг азербайджанского театра в Дербенте. Однако по телеканалу «Мир» в подобных выражениях не говорится о положении лезгин, аварцев, цахуров и других народов в Азербайджане, о проблемах функционирования их родных языков, национальных СМИ и учреждений культуры.

Об этих народах вообще почти ничего не говорится. Хуже другое, что так подробно рассказывая об армянах, горских евреях, а особенно об азербайджанцах Дагестана, телезритель ничего не узнает о лезгинах, аварцах, даргинцах и других собственно дагестанских народах, их культурно-историческом наследии и существующих проблемах.

Дербент и в этом репортаже совершенно «очищен» от этнических дагестанцев. А последний сюжет передачи, рассказывающий об индусе (точнее индийца), который поселившись в Дагестане, погрузился в азербайджанскую музыкальную культуру и вовсе выглядит форменным издевательством.

Выглядит это все так, что в самом Дагестане не осталось ничего дагестанского, ни народов, ни их культуры. Это подтверждают и слова автора передачи: «Вот такие они – творческие люди Дербента…», т.е. этнические азербайджанцы, а также горские евреи и армяне.

Но на самом деле вся канва обеих передач, утверждает особое положение азербайджанцев в Дагестане, со всеми положительными и отрицательными сторонами их жизни.

Дагестан предстает территорией, в которой доминируют азербайджанцы. Самих же этнических дагестанцев в нем не видно совсем, о них и в других программах телекомпании «Мир» узнать почти ничего невозможно.

Такое совершенно беспардонное и пренебрежительное отношение к дагестанским народам не может иметь никакого оправдания. Их почти не показывают не только в передачах, посвященных Азербайджану, но и Дагестану.

Это явно бросается в глаза и формирует у зрителя двойные стандарты по отношению к разным народам. Почему формирование положительного образа азербайджанцев, выставление их на передний план должно происходить за счет лезгин, аварцев, табасаранов и других народов? И почему российская сторона разрешает глумиться над своими народами с помощью передач, хорошо проплаченных южным соседом?

 

Иера Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

ЮНЕСКО: послание к Международному дню родного языка

Карельские активисты попросят придания карельскому языку статуса государственного

Суляндзига: Коренным народам хотят запретить заниматься нетрадиционными видами деятельности

Азербайджанский «Мир»?

Фахрадин Абосзода: Боль коренных народов Азербайджана

Комментарии (32)
Комментарий #32, дата: 06 февраль 2014 09:20

Эти азеры говорят неправду, искажают историю на каждом шагу, а наши вдогонку пытаются оправдываться и обвинять. Я понимаю, это чудовищная неправда просто ошеломляет, порой думаешь, как они могут так искажать историческую правду. А почему мы молчим? Нам что, нечего предложить? Этот народ - разбойник, рейдер, он всеми правдами и неправдами хочет одревнить свою историю на Кавказе. Нам надо об этом заявлять на каждом шагу. У азеров целый институт "Одревления истории турков на Кавказе", они сознательно идут на это, от их лжи порою хочется взять оружие в руки и бороться за нашу историю и правду. У нас говорят, квез гьамиша куьн серг я лагьайтIа, квекай серг жеда, куьнни чIалахъ жеда. Побольше семинаров, встреч, собраний, симпозиумов на темы Кавказской Албании, о народах Кавказской Албании, о борьбе нашего народа против всех завоевателей, турков включая. Почему азеры не приняли участие на симпозиуме в 2008 году, посвященный Кавказской Албании? Потому что весь мир смеялся бы над их байками, что К.Албания это родина туркоязычных народов.  


САМУР
Комментарий #31, дата: 03 февраль 2014 20:42

Нам татарам все равно отступать бежать или наступать бежать! Татарская народная пословица,  Артем Хабибуллин как истинный татарин придерживается его!


Комментарий #30, дата: 31 июль 2013 15:04

Шикарные  два последних танца: армянский БЕРД и дагестанская лезгинка на ЯРАН СУВАРЕ, показательно )
Наталья, займитесь своими, женскими делами... 


Комментарий #29, дата: 31 июль 2013 14:36

Я уважаю Великие танцевальные народы Кавказа  http://www.youtube.com/watch?v=-wY8mVMVEZ0&feature=share   Танцуйте пока молоды !!!...........


Комментарий #28, дата: 29 июль 2013 15:02

специально для СЮЛИ-GODUDU
http://kavkazpress.ru/archives/20126


Комментарий #27, дата: 26 июль 2013 16:47

godudu,
ООООООООО сюли пришел опять. ну что сегодня заработал на кукурузную лепешку с сыром? или хозяин-чеченец тебя опять кинул?


Комментарий #26, дата: 25 июль 2013 08:36

Мулейли,
Чизва:)

Уж очень хотелось поделиться:)

За лугьузва..таб кхьизва -им чир хьана, гьич тахьат1а са тимилкьон хьит1ани правдоподобно табама..

 


Комментарий #25, дата: 24 июль 2013 16:39

Gulnara,
Это такой же бред как и то, что языком народов Кавказской Албании был тюркский.


Комментарий #24, дата: 24 июль 2013 15:16

- Чем вы объясняете удачную политику мультикультурности в республике?

- Для современного Азербайджана сохранение прав этнических меньшинств является гарантией сохранения социальной и политической стабильности в государстве. Азербайджан - многонациональная республика, государственная политика которой направлена на создание и обеспечение условий для всех этнических групп, в том числе и нацменьшинств. В то время как во многих странах мультикультурализм сопровождается трудностями, в Азербайджане соблюдается баланс интересов всех конфессиональных групп и малочисленных наций, звучит музыка, ведется преподавание на родных языках, работают этнокультурные организации. Это означает, что Азербайджану удалось найти верную формулу для успешного сосуществования в рамках единого государства различных культурных, религиозных и этнических групп. Я думаю, что мир должен сделать своей целью изучение опыта независимого Азербайджана, добившегося больших успехов во внутренней и внешней политике.

 

 http://news.day.az/politics/417783.html

 

 

 


Комментарий #23, дата: 24 июль 2013 12:10

Цитата: Мулейли
godudu, Ну и шавка!

Для чего ты обращаешь внимание на таких как он? В глаза он ничего сказать не сможет! В карабахской войне такие прятались за лезгинские и аварские спины, а в будущей войне лезгины буду им в спину смотреть, когда они будут убегать в попытках переплыть каспийское море в Казахстан, на спине нет глаз, в глаза такие не скажут...
Я хорошо отношусь к азербайджанцам, к мудодяям плохо отношусь!





Назад 1 2 3 4 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия