Азербайджанский «Мир»? - 3
Азербайджанцы Дагестана - и диаспора, и титульный народ
В предыдущих статьях Азербайджанский «Мир»? и Азербайджанский «Мир»? - 2 мы рассказали о том, как телекомпания «Мир» азербайджанизирует богатое историко-культурное наследие коренных народов Азербайджанской Республики, вплоть до того, что совершенно бесцеремонным образом игнорирует сам факт их проживания на своих землях и в настоящее время.
Но еще более возмутительными являются репортажи, в которых в не менее искаженном виде многомиллионной зрительской аудитории предстает Республика Дагестан.
Азербайджанская тематика получила от телекомпании двойные преференции, задвинув на самые задворки освещение жизни собственно дагестанских народов.
В Азербайджанской Республике, как известно, отсутствует какая-либо поддержка на государственном уровне культуры и языка коренных нетюркских народов, если, конечно, не считать существующие в основном на бумаге уроки родного языка для некоторых из них.
Более того существование ни одного из коренных народов никаким образом не закреплено в законодательстве этой страны, то есть они не имеют никакого статуса.
В то же время в Республике Дагестан те же азербайджанцы имеют равные права с лезгинами, табасаранцами, аварцами и другими местными народами, являясь одним из титульных народов со всеми вытекающими из этого правами.
Но сотрудники телекомпании «Мир» в этом вопросе решили действовать по принципу «маслом каши не испортишь». В программе «Диаспоры», авторами которой являются Артем и Гуля Хабибуллины, азербайджанцы одновременно предстают и как диаспора и как местное население.
В передаче «Южный город» Артём Хабибуллин так передает суть своего репортажа: «Они хотят жить на родной земле, но вынуждены уезжать. Они, жители Дербента – азербайджанцы Дагестана».
Сразу возникает вопрос: почему подобная передача появилась в программе «Диаспоры»? Как можно писать в репортаже об азербайджанской диаспоре: «сказания о людях, чьи судьбы испокон веков связаны с самым южным и самым древним городом России – Дербентом»?
Если же азербайджанцы все же являются диаспорой в Дагестане, то о какой «родной земле» в таком случае может вообще идти речь?
И после этого невольно задумываешься еще и над тем, могла ли идея данного репортажа возникнуть в голове самого Хабибуллина, без стимуляции со стороны Баку или его аффилированных представителей?
Но вопросов на самом деле гораздо больше. Не может не броситься в глаза однозначная привязка «жители Дербента – азербайджанцы Дагестана». Это может означать только то, что в Дербенте в понимании ведущего живут только азербайджанцы.
И если посмотреть весь репортаж и правда возникает такое ощущение. Какие там, лезгины, табасаранцы и другие народы?! Ишь, чего захотели!
Во второй части передачи Артем Хабибуллин делится со зрителями демографическими сведениями: «Только в Дагестане сегодня проживает 150 тысяч азербайджанцев, треть из них в самом южном городе России – Дербенте.
Дербент считается азербайджанской столицей, здесь каждый второй житель – представитель этого народа». Конечно, мало кто интересуется этнической статистикой или пойдет проверять цифры, сказанные автором репортажа.
Разве можно так нагло врать или же озвучивать кем-то преподнесенные цифры, не уточнив их достоверность? В конце концов, какое доверие может остаться к человеку, который так искажает действительность?
Азербайджанцев в Дагестане живет по официальным данным всего 131 тысяча человек (а без приписок в Дербентском районе меньше 110 тысяч). В самом Дербенте их не 50 тысяч, а 32, что составляет те же 32%, но никак не половину населения города.
Самым крупным по численности народом в Дербенте являются лезгины, какая это азербайджанская столица? Что за пренебрежительное отношение к автохтонам этого региона – лезгинским народам.
Точно такое же информационное обрамление сопровождало остальные сюжеты репортажа. Не только сам Дербент, но и весь Дербентский район закрашивался в азербайджанские этнические цвета.
Так, один сюжет был посвящен заброшенному селению Гимейди, который жители покинули около 40 лет назад. Тем не менее, оно опустело не полностью. Вот, что говорит о нем Артем Хабибуллин: «Гимейди – одно из старейших азербайджанских сел, ему около 2 тысяч лет».
Известный ученый-просветитель 19 века Аббас Кули Ага Бакиханов, которому воздают особые почести в Азербайджанской Республике, в своем труде Гюлистан-и Ирам называет жителей этого и других соседних сел татами.
Выходцы из Гимейди несмотря на то, что перешли на тюркский язык прекрасно знают о своем татском прошлом. Да и первые татские поселения возникли здесь в пятом веке нашей эры, так что никак нельзя говорить о 2-х тысячах лет.
Но разве это может смутить автора передачи, если его задача заключается в том, чтобы несмотря ни на что, все, о чем идет речь, обозначить как азербайджанское, а само азербайджанское максимально удревнить?
А по-другому его действия трактовать невозможно: разве можно поверить в то, что Артем Хабибуллин неосознанно, но упрямо «лил воду только на азербайджанскую мельницу»?
Другая передача «За кулисами Дагестана» из того же цикла «Диаспоры» также поражает своей однобокостью. В ней представлены три этнических общины: азербайджанцы, горские евреи и армяне.
Надо сказать, что Артем Хабибуллин, снимая передачи о Дагестане, выставляет диаспоры таким образом, что за ними совсем не видно аборигенов этого региона и ничего не рассказывается о взаимоотношении этих двух групп. Диаспоры неподготовленному зрителю предстают как основное население Дагестана.
Как уже говорилось само слово диаспора применительно к азербайджанцам, а также татоязычным горским евреям является неоднозначным, так как они входят в список титульных народов Дагестана.
С другой стороны, армяне, туда не попавшие, имеют более раннюю, чем у азербайджанцев историю проживания в Дагестане, впрочем, как и в Азербайджанской Республике.
В анонсе к репортажу звучат хлесткие, совсем некорректные вопросы: «Кто лишил азербайджанцев собственной культуры?». В самой передаче их еще больше.
Ситуация и правда не совсем здоровая сложилась вокруг азербайджанского театра в Дербенте. Однако по телеканалу «Мир» в подобных выражениях не говорится о положении лезгин, аварцев, цахуров и других народов в Азербайджане, о проблемах функционирования их родных языков, национальных СМИ и учреждений культуры.
Об этих народах вообще почти ничего не говорится. Хуже другое, что так подробно рассказывая об армянах, горских евреях, а особенно об азербайджанцах Дагестана, телезритель ничего не узнает о лезгинах, аварцах, даргинцах и других собственно дагестанских народах, их культурно-историческом наследии и существующих проблемах.
Дербент и в этом репортаже совершенно «очищен» от этнических дагестанцев. А последний сюжет передачи, рассказывающий об индусе (точнее индийца), который поселившись в Дагестане, погрузился в азербайджанскую музыкальную культуру и вовсе выглядит форменным издевательством.
Выглядит это все так, что в самом Дагестане не осталось ничего дагестанского, ни народов, ни их культуры. Это подтверждают и слова автора передачи: «Вот такие они – творческие люди Дербента…», т.е. этнические азербайджанцы, а также горские евреи и армяне.
Но на самом деле вся канва обеих передач, утверждает особое положение азербайджанцев в Дагестане, со всеми положительными и отрицательными сторонами их жизни.
Дагестан предстает территорией, в которой доминируют азербайджанцы. Самих же этнических дагестанцев в нем не видно совсем, о них и в других программах телекомпании «Мир» узнать почти ничего невозможно.
Такое совершенно беспардонное и пренебрежительное отношение к дагестанским народам не может иметь никакого оправдания. Их почти не показывают не только в передачах, посвященных Азербайджану, но и Дагестану.
Это явно бросается в глаза и формирует у зрителя двойные стандарты по отношению к разным народам. Почему формирование положительного образа азербайджанцев, выставление их на передний план должно происходить за счет лезгин, аварцев, табасаранов и других народов? И почему российская сторона разрешает глумиться над своими народами с помощью передач, хорошо проплаченных южным соседом?
Иера Рамазанова
Корреспондентский корпус ФЛНКА