Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Юждаг – гавань спокойствия?

В интервью с Милрадом Фатуллаевым о ситуации с напряженностью в регионе

 

  Южный Дагестан традиционно считается относительно спокойной частью республики. Эксперты неоднократно отмечали здесь относительно низкий уровень радикализации молодежи. Редкостью в Юждаге были и контртеррористические операции с нападениями на сотрудников правоохранительных органов.


Однако, на юге республики всё же прослеживается тенденция к эскалации насилия. Периодически в предгорных районах субрегиона происходят различные провокации экстремистской активности и спецоперации. О нарастании напряженности в регионе мы побеседовали с обозревателем «Независимой газеты», главным редактором еженедельника "Настоящее время" Милрадом Фатулаевым.


Милрад, какова специфика нарастания напряженности в Юждаге?


Недавно ликвидировали Абу Ясира, руководителя Южного сектора Имарата Кавказ. Он не был особо широко известной личностью. В СМИ было заявлено, что его сектор охватывает Сулейман-Стальский, Табасаранский, Дербентский районы.
Но, насколько мне известно, в лезгинских районах, кроме обычных внешних признаков вроде ношения бороды, характерной одежды,  проявлений религиозного радикализма не встречается.


Две непонятные провокации в селении Советское Магарамхюрского района можно назвать исключительными, которые подтверждают правило о том, что в целом в микрорегионе ситуация спокойная.
К тому же, это можно объяснить самодурством на тот момент новоиспеченного начальника РОВД. И эта ретивость была связана именно с его попытками с наскоку попытаться каким-то образом урегулировать этот вопрос.
Поэтому, можно констатировать, что в целом, в плане религиозного радикализма обстановка в Южном Дагестане благополучная. В этом микрорегионе очень слабо влияние внешних радикальных организаций.


И когда сообщается о том, что ликвидированный амир курировал Сулейман-Стальский, Табасаранский, Дербентский районы, то мне кажется странным, что в список внесён и Сулейман-Стальский район.
Потому что за последние полтора года в этом районе произошло лишь одно событие, сопряженное с экстремизмом. В селе Герейханова был ликвидирован один заявленный участник НВФ, к тому же, с этим событием было связано много непонятных факторов.
А что касается Дербентского района, то там действительно присутствуют элементы бандподполья, но далеко не в таких масштабах, как в целом по Дагестану.


Не связываете ли Вы участившиеся случаи проявления радикализма в Южном Дагестане с предстоящими празднествами по случаю юбилея Дербента?


Нет, я не провожу связь между этими факторами. Понятно, что когда планируются серьезные публичные мероприятия, то на них смотрят, через увеличительное стекло, на них обращено пристальное внимание. Отсюда и исходит гиперболизированное мнение о том, что активность связан с празднованием.


Если смотреть статистику, то в Юждаге настолько мало проявлений религиозного экстремизма, что говоря языком математики, этой цифрой можно пренебречь. Если сравнить уровень напряженности в Юждаге с такими благополучными регионами, как Волгоградская область и Ставропольский край, то там уровень напряженности даже выше, чем в Юждаге.


Как бы Вы оценили работу республиканских властей по пропаганде противодействия терроризму и экстремизму?


Я не вижу никакой работы в этом направлении. Считается, что превентивная и профилактическая работы являются приоритетными функциями МВД Республики и вообще силовых структур. Хотя сами наши правоохранители утверждают, что профилактическая работа не является их функциональной обязанностью.


Но если открыть Уголовно-процессуальный кодекс, то мы видим, что смысл работы правоохранительных органов заключается в том, чтобы упредить совершение преступления. А это можно сделать в том числе проведением профилактических мероприятий.
В настоящий момент в Дагестане продолжают работу комиссии по примирению и согласию, бывшая комиссия по адаптации к мирной жизни, которая была переименована Рамазаном Абдулатиповым. Но о ее работе нам ничего не известно. Нет ни сайта, ни периодической отчетности этой комиссии. Нет заседаний прессы, формат полностью закрытый и я даже подозреваю, что вскоре она свернёт свою работу. Говорить о профилактической работе не представляется возможным.


Как мы понимаем, существует еще второй аспект в данном направлении – это работа с молодежью. Недавно мы видели, какие пертурбации происходят и в этой сфере, когда руководитель комитета по делам молодежи Кахриманов месяц назад был назначен Главой Советского района Махачкалы. Ранее, когда Абдулатипов жонглировал этой должностью, то предлагал её студентке, ответ которой на его вопрос ему понравился. Вот она – работа с молодежью. Это всё элементы профилактической работы в Республике Дагестан, демонстрирующие то, как она у нас поставлена.


А как Вы считаете, выгоден ли рост напряженности в Юждаге внешним силам?


Дело в том, что все эти процессы, связанные с террористическими и экстремистскими проявлениями регулируются и контролируются. С другой стороны, они легко направляются теми, кто находится у власти, кто имеет сильные позиции в закулисье и так далее.
Силам, заинтересованным в смене формата власти в Юждаге, конечно, выгодно создать очаг контролируемой нестабильности в Юждаге, для того чтобы помешать местной администрации наводить порядок или сохранить тот, что существует.


Конечно, я не исключаю заинтересованность внешних сил в нарастании напряженности в Юждаге. Но я также и не исключаю заинтересованности Махачкалы, которая находится в мягкой оппозиции и неприятии руководителей юга Дагестана. В том, чтобы попытаться навести там порядок так как они это видят и понимают.

Беседовал Сулейман Джафаров

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Дагестане, предположительно, уничтожен преемник Доку Умарова

Откуда берутся боевики Табасарана?

Табасаранский «лес»…

Абдулатипов не поддержит проект Ассоциации бизнесменов Южного Дагестана

Население уезжает из Юждага

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 09 май 2014 19:59

А когда и где ликвидировали Абу Ясира?




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия