Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Грозный, снова кровью окропленный

Эксперты о возможных причинах и последствиях атак боевиков на Грозный

 


 

 

Вчерашнее сообщение об атаке участников незаконных вооруженных формирований на город Грозный омрачило начало буднего дня всей стране. Картины пылающего Дома печати оставили серьезное впечатление в сознании людей.

Примечательно, что это не первый теракт в Грозном за последние три месяца. На наши вопросы о том, с чем связана активизация террористической деятельности в Чечне после длительного мирного периода, ответили старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук Ахмет Ярылкапов и журналист, кавказовед Иван Сухов.

Длительный период мирного развития Чечни был прерван терактом в Грозном в октябре. И вот, вчера в городе прошли тяжелые бои силовиков с боевиками. С чем можно связать возобновление активности НВФ?

Ахмет Ярлыкапов: Я бы не стал связывать вчерашние события в Грозном с каким-то  конкретным сигналом или событием. Однако активизация террористов на территории Чечни является показателем серьезного кризиса именно в Имарате Кавказ.

Дело в том, что эта структура ощущает большие проблемы с пополнением в свои ряды молодежи, вызванные тем, что многие сейчас едут воевать в Сирию и Ирак. Боевикам на Кавказе не хватает людских ресурсов, их деятельность стала не такой активной как прежде.

В экспертной среде и вовсе заговорили о том, что Имарат больше не существует. Чтобы опровергнуть подобные настроения в обществе, они решили напомнить о себе в такой форме, устроив громкий террористический акт.


Акции направлены на то, чтобы показать властям, что де, боевики смогут достать их и там, где они чувствуют себя в полной уверенности, ощущая полный контроль над ситуацией. Также эта акция рассчитана и «вовнутрь», чтобы показать своим потенциальным рекрутам, мол, в них нуждаются не только в Сирии и Ираке, но и на Кавказе. То есть, преследовалась цель вновь заявить о себе, ввести власти в замешательство и пропаганда для радикальной молодежи.

Иван Сухов: Говорить о качественно иной ситуации в регионе пока рано.  На фоне происходящего в Дагестане я не могу назвать эти два эпизода новой тенденцией возобновления активности НВФ. В целом, ситуация в Чечне стабильна, хотя масштаб событий в Грозном сильно ломает идиллическую картину в республике, которая создавалась за последние годы.

Особенно если вспомнить, что совсем скоро, 20 декабря исполнится 20 лет с начала Первой чеченской кампании. Тенденции здесь прослеживаются разные. Многое также будет зависеть от ситуации на Ближнем востоке.

Не связано ли это с тем, что после смерти Докку Умарова имаратовцы наладили новую структуру, определились с доктриной и начали действовать?

Ахмет Ярлыкапов: Дело в том, что Имарат Кавказ - сетевая структура, не опирающаяся на жесткую иерархическую систему. О структуре единоначалия там говорить не приходится, несмотря на оперативную координацию действий и проявление лояльности амиру. Здесь нет жесткого единоначалия. Это больше террористическая сеть, нежели отлаженно действующая структура.

 Ахмет Ярлыкапов

Также я не стал бы связывать возобновление их активности с принятием какой-то доктрины. Другое дело, что ими были приняты некоторые принципы, в частности, не использовать женщин-смертниц для самоподрывов и стараться не трогать гражданское население.

Последняя вылазка показывает, каких огромных усилий для них это стоило, ведь было задействовано большое количество живой силы, вооружения, был разработан целый план ведения боя в довольно-таки хорошо охраняемом городе.

Иван Сухов: Известно, что часть боевиков из Кавказа воюет там за Джихад ан-Нусру, а другая часть за ИГИЛ и между ними нет взаимопонимания. После возвращения на Родину они могут оказать определенное влияние на местное подполье.

В то же время следует понимать, что руководство Имарата Кавказ не имеет отношения к ИГИЛ. Тем не менее, общий фон тревожный. Мы видим одну публикацию за другой, из которых следует, что число представителей России среди боевиков на Ближнем Востоке сейчас больше, чем любой другой европейской страны.

Исходя из этого, мы можем говорить о том, что существует риск распространения военных действий из Ближнего Востока на Северный Кавказ. К тому же ситуация такова, что Имарату Кавказ есть что заимствовать у ИГИЛ. И тем не менее события в Грозном непосредственно связывать с ИГИЛ не стоит.

Что Вы думаете о популярной версии исполнения угроз ИГИЛ?

Ахмет Ярлыкапов: Никакого отношения к ИГИЛу последняя вылазка не имеет, так как они имеют свои задачи, очень заняты ситуацией в Сирии и Ираке, и им некогда всерьез заниматься Северным Кавказом.
К тому же, в отличие от Имарата Кавказ, ИГИЛ имеет обширную территорию, на которой они осуществляют власть и даже занимаются нефтепереработкой с дальнейшей реализацией, с чего имеют неплохую прибыль.

У Имарата же ситуация совсем иная. Как таковой, цельной территории, где они могут чувствовать себя уверенно, у них нет вовсе. С источниками дохода у них также ситуация гораздо тяжелее. Чтобы как-то воздействовать на ситуацию в Северном Кавказе, ИГИЛу необходимо найти какую-то брешь на южной границе России.

А она, как мы знаем, стережется особенно внимательно, более высокотехнично оборудованы пограничные пункты и базы. А перед Сочинской олимпиадой охрана государственной границы вдоль Кавказского хребта была и вовсе усилена. Все это значительно затрудняет ИГИЛу возможность проникновения на Северный Кавказ.

Фигурируют разные цифры о численности боевиков. Официально заявлено об уничтожении 10-15 участников НВФ. По другим данным, их было свыше ста человек. Но насколько эти цифры реальны?

Иван Сухов: Для наиболее объективной оценки количества принявших участие в атаке на город боевиков желательно бы непосредственно присутствовать на месте событий. Понятно, что с прозрачностью и качеством информации об оперативных действиях на территории Северного Кавказа проблема. Вчера я видел публикации расшифровок радиообмена между боевиками, из которых следует, что в группе боевиков было чуть ли не 400 человек.

 Иван Сухов

Однако на деле нет оснований полагать, что там действительно было 400 человек. Я думаю, что оценки Рамзана Кадырова преуменьшены, но не на порядок и приблизительно близки к истине.

А что касается избыточного применения силы, то это известная, распространенная технология, когда силовики предпочитают искромсать объект, в котором находятся боевики, то же здание, с целью минимизировать потери среди личного состава. Лучше не рисковать живой силой ради здания, которое потом можно привести в порядок.

Какие последствия для имиджа Чечни будут иметь последние два теракта?

Ахмет Ярлыкапов: Несмотря на то, что Чечня имела имидж относительно спокойной республики Северного Кавказа, сам регион остается зоной, которую наши сограждане не особо хотят посещать.

Я бы не сказал, что последние теракты будут иметь серьезные последствия для имиджа республики. А так, к сожалению, для многих наших сограждан и Чечня и весь Северный Кавказ остаются горячей точкой, зоной вялотекущего конфликта. На общероссийском поле эти теракты скорее добавили больше негатива в имидж Северного Кавказа в целом, нежели именно Чечни.

Иван Сухов: Из-за последних терактов Северный Кавказ сделал пару шагов в сторону возвращения в фокус конфликтного информационного фона общероссийского поля. События в Украине во многом заслонили собой информационный поток, идущий из Кавказа. При этом понятно, что никакие проблемы там не решались и, к сожалению, Кавказ постепенно возвращается к привычному месту в новостных сводках.

Стоит ли ожидать продолжения активности боевиков?

Ахмет Ярлыкапов: В целом, силовики контролируют ситуацию, но вылазка в Грозном показала, что бреши в охране правопорядка имеются. Возможно, в связи с массовым отъездом радикальной молодежи на Ближний Восток, власти Чечни решили, что у НВФ не хватит людских резервов для серьезной террористической активности и сочли возможным несколько расслабиться. В таком случае налицо явные просчеты в оценке ситуации.


Иван Сухов: Если взять статистику по Дагестану, то там давно никто не занимал зданий в городах. Но, тем не менее, диверсионная активность не прекращается. Однако в Чечне ситуация такова, что  каждый эпизод вызывает чуть ли не шок. Люди привыкли, что в Чечне ситуация нормализовалась и обратная динамика воспринимается с удивлением. Теракт, отчасти затмивший обращение Президента к Федеральному собранию, нескоро еще забудется.

Магомед Абдуллаев

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

ИГ на Кавказе: паниковать рано

В Грозном открылась школа, пострадавшая в ходе нападения 4 декабря

Ответственность за атаку на Грозный взял на себя "Имарат Кавказ"

Кадыров пригласил близнецов Зиту и Гиту в Грозный

Чечня сделает аэропорт в Грозном авиахабом юга России

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия