Баку-Тбилиси-Карс
Второй шелковый путь в политико-экономическом аспекте
30 01 2015, 22:19
Просмотров: 10 625
Комментарии: 3
Раздел: Актуальное / Главная лента / Рубрика - Главные новостиВ Грузии 28 января был проведен тестовый пуск поезда на строящейся железнодорожной магистрали Баку - Тбилиси - Карс. Совсем недавно, 30 декабря 2014 года в рамках данного проекта в Грузии на участке Ахалкалаки - Карцахи был запущен первый тестовый поезд.
На церемонии запуска тестового поезда присутствовали
министр экономики Грузии Георгий Квирикашвили, министр транспорта Азербайджана
Зия Мамедов, директор ООО «Железная дорога Марабда – Карцах» Олег Бичиашвили и
губернатор региона Самцхе-Джавахети Акакий Мачутадзе.
Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс строится в соответствии с
азербайджано-грузино-турецким межгосударственным соглашением, которое было подписано в грузинской столице в феврале 2007
года. Тогда планировалось завершить все работы к концу 2011 года.
Однако затем глава ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Ариф Аскеров сказал,
что строительство железной дороги
Баку-Тбилиси-Карс будет завершено в 2012 году. Само заявление
было сделано в том же году.
В рамках проекта «Баку-Тбилиси-Карс» планировалось
построить 105-километровую ветку железнодорожной магистрали, которая связала бы
между собой уже имеющиеся в регионе железнодорожные линии так, чтобы замкнуть цепь
от Баку до Карса.
76 километров этой магистрали пройдут по территории
Турции, а 29 - по территории Грузии. Помимо строительства планировалось также
произвести модернизацию полотна, чтобы увеличить его пропускную способность. Так,
в рамках проекта, Грузия реконструирует участок железнодорожной трассы
Ахалкалаки-Марабда-Тбилиси.
В силу сложности всех запланированных мероприятий,
сроки сдачи проекта практически ежегодно отодвигались на более поздние сроки.
Проект изначально обещал быть значимым для региона. После распада СССР интеграционные процессы его бывших окраин с сопредельными странами были вполне ожидаемы и переход от теории к практике был только вопросом времени.
Инициаторы проекта назвали его ни много ни мало, Вторым
шелковым путем, проводя параллели со значимостью древнего торгового пути,
связывавшего восток с западом. Новая ветка должна объединить железнодорожным
сообщением Южный Кавказ с Европой.
В 2013 году бывший тогда еще президентом Грузии Михаил Саакашвили
сказал журналистам, что магистраль Баку-Тбилиси-Карс позволит Грузии, минуя
Россию, установить прямое железнодорожное сообщение с Европой. В этой
связи значимость диверсификации логистических маршрутов бесспорна как в
экономическом аспекте, так и политическом.
Двумя годами ранее иную оценку проекту дала Джавахкская
диаспора России. Напомним, железнодорожное полотно пройдет непосредственно по
территории Джавахетии – исторической области Грузии, в которой компактно
проживают армяне.
Они выразили опасение, что открытие железнодорожной
пути усилит коммуникационную блокаду Армении, усилит проникновение Турции в
регион и приведет к тому, что Грузия будет наводнена некачественными и дешевыми
(турецкими) товарами, ссылаясь на ситуацию в пограничной с Турцией Аджарии.
Также примечательно, что по словам министра иностранных дел
Азербайджана Эльмара Мамедьярова, в использовании строящейся железной дороги Баку-Тбилиси-Карс заинтересованы
также власти Афганистана.
Об этом он
заявил на совместном брифинге с министром иностранных дел Афганистана Зараром
Ахмадом Османом. Он добавил, что одной из тем переговоров был вопрос транзита
грузов НАТО из Афганистана через Азербайджан.
В рамках проекта завершается строительство
железнодорожной ветки от турецкого Карса до грузинского Ахалкалаки, из которых
68 километров приходится на турецкий участок, а 30 километров — на грузинский.
По
новой железнодорожной ветке планируется ежегодно транспортировать 6.5 млн. тонн грузов и около одного миллиона
пассажиров. В 2034 году эти цифры могут увеличиться до трех
миллионов пассажиров и 17 миллионов тонн грузов.
В Грузии будет реконструирован 183-километровый участок
железной дороги Ахалкалаки-Марабда-Тбилиси для повышения пропускной способности
до 15 миллионов тонн грузов в год. Также в Ахалкалаки планируется построить
пункт по переходу поездов с существующей в Грузии широкой колеи,
распространенной на всем постсоветском пространстве, на европейскую.
Турецкий ресурс Railturkey.org пишет, что Азербайджан является самым большим бенифициаром проекта, так
как получает новый маршрут экспорта своей нефти на запад – в Турцию и Европу. В
то же время, согласно турецкому изданию, убытки понесут Армения и Россия.
Первая, потому как имплементация проекта повлечет за собой отпадание необходимости
в реанимации маршрута Карс-Гюмри-Тбилиси. «Россия, инвестирующая в
китайско-европейский трафик, будет всерьез следить за развитием проекта» -
отмечает Railturkey.org
Однако, одного
взгляда на политическую карту Евразии достаточно, чтобы усомниться в верности
данного утверждения, так как перевозить по железной дороге грузы из Китая,
через Россию в Европу – это далеко не то же самое, что транспортировать их
через сплошную зону нестабильности - Индокитай, Индию, Пакистан, Афганистан,
Иран и далее, через Турцию в Европу.
Как пишет ресурс Georgian Railway, после осуществления проекта Баку-Тбилиси-Карс, маршрут станет важнейшим железнодорожным коридором Европы – Кавказа – Азии. Новый путь обеспечит беспрепятственный грузооборот не только между Грузией и Турцией, но и странами, расположенными на берегу Каспийского моря. Грузы Азербайджана и Средней Азии, в первую очередь нефть и нефтепродукты, будут перевезены до порта Джейхан Средиземного моря Турции, откуда груз попадет на мировой рынок, и по проливу Босфор, в Европу. Кроме этого, страны Европы и Средиземноморья через Грузию и Азербайджан свяжутся железнодорожным сообщением со странами северной, средней и дальней Азии.
Магомед Абдуллаев
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Транзитный поезд с Украины прибыл в Баку в обход России
Азербайджан и Грузия поддержали льготные тарифы на грузоперевозки в обход России
Грузия и Китай открыли прямое железнодорожное сообщение
Полный ввод в эксплуатацию железной дороги Баку - Тбилиси - Карс перенесен на 2015 год