Национальный вопрос вновь в тренде
Что можно ожидать от создания федерального агентства по делам национальностей?
14 03 2015, 21:36
Просмотров: 9 748
Комментарии: 10
Раздел: Актуальное / Главная лента / Рубрика - Главные новостиПоследнее поручение Президента России Владимира Путина Председателю Правительства Дмитрию Медведеву показало, что государственная национальная политика находится в приоритете у руководства страны.
Несмотря на то, что многие эксперты отмечают, что
необходимость в воссоздании отдельной федеральной структуры, занимающейся
национальной сферой, назрела давно, следует отметить, что глава государства к
реализации этого шага шел последовательно. Но важно другое: как появление
профильного агентства скажется на эффективности государственной национальной
политики, стабилизации межнациональных отношений и гармоничного сосуществования
всех проживающих в нашей стране народов.
Руководство страны часто критикуют, что оно не достаточно внимания уделяет национальной политике. Однако события последних лет показывают, что государство подходило к нацвопросу основательно и поэтапно. Сфера межнациональных отношений является самой сложной и к ней нужно иметь деликатный подход.
Затянувшееся принятие Стратегии государственной национальной политики
на период до 2025 года было связано с тем, что ей придавалось особое значение:
в утвержденном варианте она представляет собой систему современных приоритетов,
целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации
государственной национальной политики Российской Федерации.
Ее принятию в конце 2012 года предшествовало широкое
общественное обсуждение со множеством круглых столов и открытых слушаний на
всей территории страны, в которых приняли участие национальные общественные
объединения, эксперты в области госнацполитики, представители государственных
структур и депутатский корпус. Прежде чем принять окончательную редакцию
Стратегия много раз обновлялась и корректировалась. Неудивительно, так как она
заменила собой устаревшую государственную концепцию национальной политики
Российской Федерации, принятую еще в 1996 году.
Чуть ранее в том же 2012 году был создан Совет при Президенте
Российской Федерации по межнациональным отношениям, который также принял
активное участие в подготовке Стратегии. Работа Совета, в который вошли
представители федеральных органов государственной власти, общественных
объединений (в основном – руководители федеральных НКА), научных и других
организаций, сыграла свою роль в принятии главой государства Владимиром Путиным
решения о создании федерального агентства.
Президент России определил четыре основные задачи создаваемого агентства, это:
реализация
государственной политики в сфере межнациональных и этноконфессиональных
отношений;
осуществление мер,
направленных на укрепление единства многонационального народа Российской
Федерации (российской нации), обеспечение межнационального и
межконфессионального согласия, а также мер, направленных на этнокультурное
развитие народов Российской Федерации;
разработка и выполнение
государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных и
этноконфессиональных отношений;
осуществление
государственного мониторинга и государственного контроля (надзора) в сфере
межнациональных и этноконфессиональных отношений.
Но насколько эффективно будет работать новое федеральное
агентство зависит от нескольких факторов. Один из них – какое место в структуре
органов власти оно займет.
Бывший министр Российской Федерации по делам национальностей
и федеративным отношениям Вячеслав Михайлов видит логичным его подчинение Минкультуры, в
котором имеется профильный департамент, но озвучил и другие версии: его
нахождение в составе Минобразования или самостоятельное существование. На
последнем варианте с прямым подчинением Президенту России как самом приемлемом настаивает руководитель ФЛНКА Ариф Керимов.
Не менее важным является вопрос о том, кто возглавит данную
структуру. Вячеслав Михайлов считает важным, чтобы эта фигура была известной,
предлагая в качестве примера замминистра Александра Журавского. Ариф Керимов
уверен, что им должен стать человек с хорошими организаторскими способностями,
который сможет выстроить работу таким образом, чтобы начали решаться
накопившиеся в межнациональной сфере проблемы.
Председатель Комитета Госдумы по делам национальностей
Гаджимет Сафаралиев предлагает создать в агентстве два отдела,
занимающиеся отдельно межнациональными отношениями и межконфессиональными.
Департамент по межнациональным отношениям, по его мнению, следует сделать
частью создаваемого агентства. Гаджимет
Сафаралиев считает, что у возглавляемого им Комитета теперь появится
партнер, который повысит продуктивность создания новых законов.
Однако следует отметить, что сам глава Комитета на заседании
Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям лишь
поднимал вопросы о придании русскому языку статуса родного, обходя такие серьезные
проблемы, как рост ксенофобии, особенно кавказофобии, утрата народами России
своих языков, разжигание межнациональной розни в СМИ и Интернете, отдельными
политиками и общественными деятелями и др.
Заместитель Сафаралиева по Комитету Госдумы Тамара Плетнева выразилась и вовсе сумбурно. Для нее главной задачей новой структуры
объединение всех национальностей в деле защиты страны. Также она дважды
говорила о русском языке как общенациональном языке страны, но о сохранении языкового
богатства страны не сказала ни слова.
Исходя из этого можно сделать вывод, что существует опасность скатывания нового агентства в популизм, о чем предостерегает Президент ФЛНКА Ариф Керимов, если люди подобные Тамаре Плетневой окажутся у его руководства. Важно, чтобы создаваемая структура решала исключительно те задачи, которые возложены на нее Президентом страны и определены Стратегией госнацполитики. У нас появляется шанс навести порядок в межнациональной сфере и будет обидно, если государство не сможет воплотить его в жизнь.
Иера Рамазанова
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.