Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Топонимика – этническое лицо территории

Названия различных географических объектов непосредственно отражают языковые особенности той или иной территории, которые в свою очередь определяется исторической канвой. Лезгинские земли, расположенные в Южном Дагестане несут в себе отпечаток сложных исторических процессов, протекавших в этом регионе.

С конца 80-х открыто и непрерывно ведутся дискуссии о возрождении лезгинского народа, сохранении его самобытности. На этом фоне все большую актуальность приобретают вопросы, затрагивающие ономастику и, в первую очередь, топонимику на территории проживания лезгин.

К большому сожалению, многие названия в официальном обращении не являются лезгинскими, хотя большинство из них в лезгинской среде сохраняют местную специфику. Разгорающиеся споры о возврате лезгинских наименований начинают все больше волновать широкую общественность. Сторонники возврата исконных лезгинских названий очень часто апеллируют к тому, что нелезгинское звучание местным объектам было дано в советское время и это связано с искусственной тюркизацией региона.

Однако это не так. В большинстве случаев многие названия, написанные на тюрко-иранский лад, таковую форму обрели гораздо раньше. Они точно также обозначались и в «царское» время и в дороссийский период. Это связано с тем, что многие населенные пункты, особенно наиболее крупные и важные, постоянно упоминались в торговых сношениях, в официальной переписке с представителями разных стран и т.д. В результате этого они приобретали формы, адаптированные для тюркских и иранских языков, на которых велось общение на Восточном Кавказе. Все нелезгинские названия лезгинских селений – суть экзоэтнонимы, т.е. названия, данные другими народами.

Таким образом в официальных документах той эпохи лезгинские населенные пункты стали звучать на тюрко-иранский манер. Самым распространенным изменением в названиях селений была замена лезгинского «хуьр» на персидское «кент». Таким образом, Кьасумхуьр превратился в Касумкент, а Мегьарамдхуьр в Магарамкент и т.д. Ныне несколько десятков лезгинских селений оканчиваются на «кент», в одном Сулейман-Стальском районе их 14. Более того, трансформации (тюркской на этот раз) подверглись приставки к названиям селений, имеющих общее происхождение, обозначающие расположение данных селений друг относительно друга: «верхнее», «среднее» и «нижнее». Агъа (нижний) заменился на Ашага, Кьулан (средний) на Орта, а Вини (верхний) на Юхари.

Кстати, в «списках населенных мест», составленными русскими властями в 19 веке, всегда старались фиксировать и местные названия. В них даже сохранились наименования селений, которые исчезли или стали архаическими в настоящее время. Например, селение Уллугатаг (Уллугъетягъ) Сулейман-Стальского района ранее называлось ЧIехи Гъетягъ. Лезгинское «чIехи» (старший, главный) заменилось на близкое по значению тюркское «уллу».

Часть лезгинских селений позднего происхождения носят названия «къазмаяр» и «уба». Они являются тюркскими, так как данные поселения образовывались на плоскостных участках, на которых был распространен азербайджанский язык.

Даже целые вольные общества нередко получали тюркские названия: Докуз-пара и Алты-пара. Они так были названы по числу селений, входящих в союз «докуз» – девять и «алты» – шесть. В этом случае мы имеем дело с экзоэтнонимом, так как в высокогорных селениях, безусловно, вели счет по-лезгински и, скорее всего, имелись местные названия данных обществ, которые не сохранились.

На сегодняшний день имеются и русизмы, обозначающие новые селения, появившиеся в советское время Новый Усур, Новый Фриг, Новый Аул и т.д.

В отличие от Азербайджанской Республики лезгины Дагестана слабо владеют азербайджанским языком и тюрко-иранское звучание лезгинских селений при наличии и активном использовании в повседневной речи их лезгинских названий вызывает недоумение. В настоящее время переименование названий населенных пунктов находится целиком в ведении их жителей. Можно привести пример: в 1998 году селение Аламише переименовали в честь Етима Эмина на Эминхюр. То есть это действительно возможно, нужно только проявить активность местным жителям, организоваться и инициировать процедуру переименования собственного населенного пункта, заменив «кент» на «хюр», «юхари» на «вини», «уллу» на «чехи» и т.д.

Возможно, что пока довлеют поздние тюрко-иранские напластования, искажающие лезгинское «лицо» территории, сложно изменить отношение к своему историко-культурному наследию и полноценно возрождать его, а также объединяться на местном уровне и сплоченно отстаивать свои права и интересы. Возвращение топонимике лезгинского «облика» помимо прочего могло бы послужить мощным фактором этнической мобилизации, которое бы затронуло все сферы жизни местных жителей и, скорее всего, изменило бы отношение тамошних лезгин и к проблемам социально-бытового характера. Ведь, вернув исконное название родному селу, обязательно захочется, чтобы оно гордо носило это название. Т.е. возникнет потребность обустроить его, превратить в место, в котором можно было бы достойно жить.

Амиль Саркаров

Информационно-аналитический центр ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Вернуть Юждагу свою топонимику

Вернуть имена из лезгинской истории

Дайджест онлайн-дискуссии "Политика и топонимика на Северном Кавказе". "С переименованиями мы теряем нашу историю"

Вернуть лезгинам память народа

От Гусар до Бакы

Комментарии (23)
Комментарий #23, дата: 11 май 2012 14:03
Хкемжуь. У тебя красивое высказывание: " Мой народ-моё все!
Нам нужно сделать его девизом. Ведь чтоб что то принять нужно собраться, то есть референдум, годекан, съезд, совет и провести голосование. Ну если в вопросах переименования есть возможные пути, а так же и припоны, то на каждое решение есть все равно "шахматный ход".
Я хочу обратиться к лезгинам. Братья у меня такое мнение, что если мы что то хотим то нужно не только об этом мечтать но и действовать. Судьба с нами обошлась не сладко и мы один народ разделены надвое и управляемы другими. Но у нас есть право, на свой внутреннее национальное управление и никто не в праве нам этого запретить. У нас обязано быть национальное движение и нам его нужно выбрать. Все вопросы касаемые народа должны принадлежать ему и никакой хаким не имеет права высказаться не посоветовавшись с этим советом. Наша задача на сегодня создать инициативную группу и мы начнем действовать напишим декларацию, требование и будем выходить на наших лидеров. По одному мы не сможем, а вот вместе мы откроем любые двери. Пацаны не оставайтесь в стороне,кто хочет давайте будем создавать и требовать. План есть и он не по каким аспектам не идет в разрез государственных образовании россии и азербайджана и наш съезд будет решать не политические вопросы а внутренние и мы поставим все что нас волнует и накопилось на свои места. Нам и нашему народу нужна новая сила национального единения. Поддержите.

Комментарий #22, дата: 11 май 2012 11:10
Все мы знаем что переименование населенного пункта возможно путем проведения референдума. В Азербайджане этого не добиться, так как там наоборот идет тенденция переименования всего на азербайджанский язык. Это факт! И попробуй посмей! Никакой референдум и закон не поможет. Пару слов хотелось бы сказать про Дагестан. Ситуация такова, что главы администраций сел тесно связаны с главами районов и по цепочке до руководства Республики. А в каких отношениях у нас Руководство с соседней Республики на чей язык и переименованы большинство населенных пунктов Юждага. Азербайджан массовое переименование южнодагестанских населенных пунктов не оставит без внимания. Все понимают наверное почему. И исходя из этого наши уважаемые главы сельских поселений, удобно рассевшиеся в своих креслах не совсем захотят расставаться с ними.
Что касается случая с Аламише, это другая история. Мотивы переименования были совершенно иные. Но все же хочется верить, что все может получиться по другому, естественно в нашу пользу уважаемые Господа!

Комментарий #21, дата: 10 май 2012 19:43
Вообще-то переименование сёл не такое трудное дело. Кроме того пример уже есть. Для начала надо начинать с сёл а не с райцентров. Например - Чуьхверкент. Даже звучит смешно. У нас нет никаких рычагов воздействия. Ну не поеду же я завтра в Чуьхверкент для переименования. Скажут, яда са кьил ч1уруд акъатна чи хуьруьз.

Комментарий #20, дата: 10 май 2012 17:35
Просмотрите несколько ссылок по теме:
1) Статья Саркарова опубликованна и на сайте Лезгияр. Размещаю комент модератора сайта:

"Не раз высказывалась идея переименования лезгинских сел. Однако это не такой простой процесс, какой может показаться на первый взгляд. Наряду с юридическими процедурами, которые сами по себе не просты и порой затратны, переименование села должно иметь основание. Проще говоря, нужно ответить на вопрос: "А зачем переименовывать название села?" Основанием для данного действия может быть следующее:

1. Полностью или частично изменено название села государственными органами без одобрения местных жителей;
2. Полностью или частично изменено название села государственными органами без имеющегося на то справедливого основания;
3. Село было переименованно в годы СССР (а может быть и раньше), и возникает необходимость вернуть прежнее название;
4. Возникает необходимость полного или частичного изменения названия с целью соответствия его нормам лезгинского языка, культуры и духа.

Помимо основания для переименования села, нельзя забывать про некоторые аспекты при которых не стоит менять название населенного пункта:

1. Нежелание жителей переименовывать свое село;
2. Название населенного пункта имеет уникальный исторический и культурный характер.

Итак, имея основание для изменения названия села, нужно иметь варианты будущего названия. Если селу не возвращается старое название, а только частично изменяется, то необходимы определенные правила такого изменения, чтобы аналогично менять названия других сел. Приведу некоторые принципиальные правила изменения названий лезгинских сел и иных географических названий:

1. Названия на "-кент" меняются на "-хуьр" (в русском языке меняется на "-хур");
2. Названия (обычно рек) на "-чай" меняются на "-вацI" (в русском языке меняется на "-вац");
3. др.
И последнее, после выполнения всех указанных процедур, обязательно должно быть согласование и получения согласия у жителей данных мест и лезгинской интеллигенции."
http://lezgi-yar.ru/news/toponimika_ehtnicheskoe_lico_territorii/2012-05-10-765

Комментарий #19, дата: 10 май 2012 13:45
Вилер авайбур, просьба оставляйте ссылки в нете на эту тему. Админ может создадите отдельную тему по вопросу съезда всех Лезгин. Юзуза хва кьетур ксар са т1имил.

Комментарий #18, дата: 10 май 2012 11:12
us5ma Cпасибо за поддержку.

Хочется еще чуточку добавить в теме и высказать свою ошибку,что была у меня скажем так еще "вчера" когда я думал о том что нашему народу не нужен Съезд Лезгин, но теперь осмыслив я понял что был не прав и прошу извинения.
И если сравнить народ и отнестись к нему как к живому организму,то мы на типе человека увидим, что мы можем испортится через нашу ГОЛОВУ если не будем кем то опекаемы не иметь наставления, забывая историю и свои корни бросая народ и самого человека в хаос деградации,что мы видим на сегодняшний день не имея единства в лезгинском народе. А как можно исправить эту ситуацию ,то считаю что наше единство можно возродить через мысль и идею, что будет давлеть над нашим сознанием. И вот если сравнивая наш народ на примере человека как организма, то наши нынешние лидеры в кагорту числа которых входят бизнесмены,депутаты,чиновники, интеллигенция,патриоты движения то их всех можно отнести к нашей общей основополагающей силе, то есть МЫСЛИ которую сейчас видят все в этом мире, похоти забыв за свой ОРГАНИЗМ то есть, забыв,что нужно беречь свое ЗДОРОВЬЕ.
И вот нам братья находясь в ряду рядовых людей,клеток этого организма и органов нужно докричаться до нашего СОЗНАНИЯ доставив немного боли нашим лидерам,чтоб они очнулись и задумались о ЗДОРОВЬЕ. Нужно чтоб наша "ГОЛОВА" наконец таки поняла и пришла к единому мнению что нужен ДОГОВОР,КЛЯТВА,ОБЕТ и не стоит стеснятся этого. И мы так быстро оправимся и будем вместе сразу..........
И мне хочется чтоб мы кто будет сейчас теребить наших лидеров в своем окружении и подталкивать к единству не забыли додавить к всему этому сказанному наше главное единство возрождения и требование нас к СЪЕЗДУ ЛЕЗГИН восстановить наше Лезгинское движение САДВАЛ !!!

Комментарий #17, дата: 09 май 2012 17:12
vehfl70,Фадлай килигзава гьакьан ич1и гафарлай къири са к1илиз акъатдай са фикир лугьудай кас аквазвач. Ризи йа стха вуна лугузвай гафарал и чи чеб акьуллу яз гьисабзавайбрал вил ицигна акъвазайт1а гьа и авй "тумуна" чун амукьда.

Комментарий #16, дата: 09 май 2012 11:53
И вот хотелось еще добавить к всему сказанному всеми участниками и обратиться ко всем остальным лезгинам вот с чем. Давайте кто читает эти сообщения, проведем такой диспут,как начнем звонить знакомым и родственникам друзьям и начнем в кругу каждый в своем обсуждать эту темуСЪЕЗДА ЛЕЗГИН,а так же выходить на знакомых кто ближе к нашим кругам состоятельных и влиятельных лезгин и доводить до них наше требование,чтоб они начали общение уже на следующем этапе уже в среде влиятельных лезгин для подготовки проекта ОБЕДИНЕНИЯ И ПОДПИСАНИЯ ОБЩЕГО ДОГОВОРА ЛЕЗГИН ПОДДЕРЖКИ НАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ. Нам это очень нужно сейчас и на сегодняшний день,чтоб не делиться и не тянуть ИДЕЮ в разные стороны.
Вот о чем я сейчас хотел бы через интернет обратится к Вам,чтоб мы все были к этому готовы и приложили все усилия каждый кто может в своем круге общения.
Есть проект по которому мы можем построить нашу автономию на двух территориях государственных образований не идя на конфронтации и действуя в рамках закона российской и азербайджанской республик,а для осуществления этого нам нужно быть вместе,сильными и едиными и начать сейчас объединяться.
Кто поддерживает, пишите начинайте в круге своего общения, а от ФЛНКА тоже потребуем через сайт,чтоб эта организация тоже приложила к этому все свои силы. Просьба к администрации передать наши требования Арифу пашаевичу!
Правильно сказал братья???

Комментарий #15, дата: 08 май 2012 20:31
Ну вот братья и первый стук в дверь. Давайте я поговорю с человеком и вам в личку скину идею и начнем. План есть, нужно главное "акцентированно с ударением" выстроить систему построения этого вопроса.

Комментарий #14, дата: 08 май 2012 20:24
Хочется добавить,что как все знают у нашего народа сложная история воин нашествий, переселения народов и ни что не оставило не затронутым и наложило свой отпечаток на наш малочисленный народ. Давайте проведем анализ, что стало с византийской империей, какая территория принадлежит ныне великой армении, в каком государственном состоянии находятся курды? Так что нашим предкам находясь на передовой линии и большей частью на равнине и хороших землях пришлось не легко и они я считаю отстояли свою независимость по отношению к другим численным народам. Многие народы не только потеряли свой язык но и полностью исчезли ассимилировались и претерпели изменения. Так что наши предки по сравнению с другими народами оставили нам очень хороший шанс и мы доведем наше дело до конца и объединим наш народ.




Назад 1 2 3 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия