Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

С дагестанскими дипломами не подходить!

Коррупция обесценивает образование и снижает престиж ВУЗов горной республики

Миллионы родительских и бюджетных денег в Дагестане уходят на подготовку невостребованных специалистов. Действия родителей не поддаются логике при устройстве детей в вузы. С одной стороны, они хотят, чтобы их дети были образованными, а с другой – тратят деньги на взятки и тем самым освобождают их от тяжёлого бремени получения знаний.

За каждую сессию платят энную сумму. Родители не считаются со способностями своих детей и не учитывают ситуацию на рынке труда. В итоге престижная специальность в престижном вузе не повышает, а наоборот, снижает шансы на трудоустройство. Студент теряет время и деньги, обучаясь “престижной”, но невостребованной профессии. Потом на переобучение времени и денег остается мало.

Рост числа псевдообразованных людей создает массу проблем

В результате выпускники не могут трудоустроиться, в молодежной среде возрастает религиозная и национальная нетерпимость, усиливается неприятие общероссийской идентичности. Некоторые уходят в криминал, рекрутируются в боевики. Выпускники вузов, нередко выезжая за пределы Дагестана, своим недостойным поведением создают межнациональные конфликты.

Многие выпускники вузов со специализацией “мировая экономика”, “бухгалтер”, “юрист”, “маркетолог”, “менеджер” работают водителями “маршруток”, сварщиками, плотниками, разнорабочими. Некоторые ходят на биржу труда, что в районе “Первого рынка” в Махачкале. Поскольку начальных и средних профессиональных учебных заведений мало, выпускники вузов осваивают рабочие специальности самоучками. Ведь в республике не хватает рабочих специалистов, на той же бирже труда очень мало профессионалов, в основном разнорабочие, грузчики и землекопы. В Махачкале высокий спрос на сварщиков, плотников, автослесарей, каменщиков, кафельщиков, шпаклёвщиков, специалистов по ремонту бытовой техники, сантехников. К примеру, плотник по установке деревянных полов или паркета может за неделю заработать 15-20 тысяч рублей. Но крайне мало учебных заведений, где готовят этих специалистов.

Дефицит ученических мест отдаляет Дагестан от России

Пирамида советского образования сейчас стала перевернутой. Количество вузов больше, чем профтехучилищ. Школ и детских садов не хватает. До 90-х годов прошлого века профессиональных технических училищ в республике было 37, сейчас осталось 18. На 350-тысячное население Махачкалы тогда было 7 профтехучилищ. Сейчас население столицы 750 тысяч, профтехучилищ осталось два. В 2005 году Министерство образования и науки РФ отказалась от финансирования ПТУ, переложив их содержание на региональные бюджеты. В настоящее время оставшиеся учебные заведения финансируются из республиканского бюджета. Материальная база школьного образования устарела, не хватает ученических мест. Так, по данным прокуратуры РД 2010 года, на территории республики функционирует 1649 общеобразовательных учреждений. В результате стихийных бедствий или длительной эксплуатации здания 505 школ находятся в аварийном или ветхом состоянии. А 435 школ размещено в приспособленных зданиях; 33 школы – в арендованных помещениях; 137 школ – в сборно-щитовых помещениях. Многие образовательные учреждения построены еще до или сразу после Великой Отечественной войны.

Нынче ситуация меняется. Но темпы обновления школьной инфраструктуры значительно отстают от демографического роста. “Мы каждый год строим от 15 до 20 школ, в этом году мы ввели – 18. Причем география охвата очень большая: как в столице республики, так и в самых отдаленных горных районах”, – заявил глава Дагестана Магомедсалам Магомедов в ноябре прошлого года во время визита в Дагестан министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова.

Однако, как отметил глава Дагестана, эти темпы не позволяют республике выйти на средний российский и даже на средний по округу уровень обеспеченности ученическими местами. Во многих школах дети учатся в три смены. С дошкольными образовательными учреждениями ситуация еще хуже. Всего 25 % детей сегодня охвачено детскими садами. Почти 60 тысяч находятся в очереди.

В свою очередь Дмитрий Ливанов отметил, что для того чтобы система образования отвечала высокому потенциалу развития республики, вопрос должен решаться через отдельную программу развития системы образования Северо-Кавказского федерального округа.

“Безусловно, для нас приоритетом является развивать все уровни системы образования, в том числе и дошкольное образование, которое необходимо в течение нескольких лет сделать доступным для всех нуждающихся семей. Нам очень важно, чтобы строились новые школы, нужно сделать так, чтобы не было в республике школ, работающих в три смены, поскольку понятно, что это крайне негативно отражается на качестве школьного образования”, – отметил глава федерального ведомства. Говорилось на том совещании и о планах повышения зарплаты учителей.

Учителя нынче не в моде

Всем очевидно, что нужно повышать социальный статус учителя. Авторитет педагогов упал из-за низкого качества подготовки педагогических кадров и низкой зарплаты. Повышение качества школьного образования особо актуально, поскольку у дагестанских выпускников школ после введения ЕГЭ появилась возможность параллельно сдавать документы в несколько вузов. И лучшие выпускники дагестанских школ отдают предпочтение вузам за пределами Дагестана – в Ростове-на-Дону, Ставрополе, Волгограде, Москве, Санкт-Петербурге и в других городах.

Количество поступающих в вузы и филиалы, расположенные в Дагестане, идет на убыль.

Улучшить состояние школ могли бы и богатые родители. Все родители понимают, что без хорошего школьного образования у детей нет будущего. Но ни один из них ни копейки не вкладывает в ремонт или строительство школ, считая, что это исключительно государственное дело. К примеру, жители поселения Ургелой (бывший кутан, расположенный в Бабаюртовском районе) несколько лет обращались в разные органы, чтобы построили школу, поскольку дети учатся в комнатушке размером 6 квадратных метров. Однако двухэтажную мечеть ургелойцы построили на свои средства.

Мечетей стало больше, чем школ. И все мечети строятся на народные деньги, за счет пожертвований. Бесспорно, Дагестану нужна духовность, нужны мечети, но они не станут домами Аллаха, если там нет света просвещения. Мало кто из духовных лиц, призывающих вложиться в строительство мечетей, призывает также пожертвовать на ремонт школ, на содержание сирот в интернатах. Мечети во многих селах не заполняются прихожанами, но их все равно строят. А дети, которые не учились или плохо учились в школах, потом уходят в “лес” и вымогают дань у тех же бизнесменов, которые поскупились на ремонт школ.

С чем все связано

Если по всей стране стоит проблема демографического спада, и государство вводит разные стимулы повышения рождаемости, то в Дагестане проблема диаметрально противоположная.

В результате высокой рождаемости в структуре населения республики Дагестан высока доля молодежи. Средний возраст дагестанца – 26-27 лет, больше половины населения – детского возраста и с каждым годом число детей растет. А среди молодежи высока доля студентов. В республике шесть вузов и 60 филиалов, где учатся более 110 тысяч студентов.

Помимо открытия коммерческих вузов и множества филиалов, в пяти государственных вузах многократно увеличили прием абитуриентов как на бюджетной, так и на коммерческой основе. Во многих из них эти места не обеспечены ни материальной базой, не преподавательскими кадрами.

Большинство филиалов дагестанских вузов выпускают никому не нужных гуманитариев, не соответствующих уровню высшей школы, среди которых высока доля юристов и экономистов. Вузы привлекали абитуриентов, выдавая желаемое родителей за действительное. Принимали всех, кто может платить. Если не удается поступить на престижную специальность, находят более дешёвые аналоги. Многие поступают в любой вуз, надеясь повысить шансы на трудоустройство в органах власти. Есть и другие мотивы. Молодые люди ранее поступали, чтобы “откосить” от армии, поднять авторитет в глазах своих сельчан. Ходят слухи, мол, некоторые девушки поступают в Медакадемию, чтобы удачно выйти замуж.

Из-за несоответствия уровня подготовки полученному диплому избытки выпускников вузов из Дагестана не могут замещать вакантные места в других регионах. Дипломы, не подкрепленные знаниями, обесценили дагестанское классическое образование. В советский период врачи и другие специалисты из республики высоко котировались по всей стране. Сейчас же в городах России работодатели размещают объявления: “Специалистов с дагестанскими дипломами не принимаем”. Печальный опыт приема на работу выпускников дагестанских вузов побуждает российских работодателей не проводить с ними собеседования.

Основная масса с дипломами об окончании вузов трудоустраиваются по рабочим специальностям. Но и эта трудовая миграция из-за низкого качества школьного образования создает языковые, культурные и прочие барьеры.

Лишь небольшой процент настоящих высококвалифицированных специалистов трудоустраиваются в других регионах России, где им предлагают лучшие условия. Это программисты, физики, химики, журналисты, экономисты, юристы, психологи, ученые. В Дагестане они находят применение в лучшем случае в качестве мелких клерков. Их нишу в республике занимают менее толковые ребята, которые устраиваются строго по родственному принципу. Дагестан мог бы поставлять в российские города больше специалистов, гораздо лучше подготовленных. Но для этого нужно восстановить разрушенное образование.

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Воспитания не осталось..

Дагестанские школьники не попали на День знаний

Дагестан: сироты без будущего. Проблема адаптации выпускников детских домов становится острой

Алексей Журавлев решил «оборонить» российские школы и детсады от детей нелегальных мигрантов

В Дагестане вычисляют чиновников, внедренных во власть боевиками

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия