Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

КАВПОЛИТ: Попытки побороть зависимость от РФ толкнули Азербайджан в объятия Китая

 

С начала этого года Азербайджан существенно нарастил экономическое сотрудничество с КНР – прежде всего в транспортной сфере и финансовом секторе. Недавний запуск контейнерных перевозок в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута, узловой точкой которого является Баку, стал серьезной заявкой Азербайджана на роль нового международного коридора между Европой и Азией. Однако все более активная ориентация азербайджанской экономики на Китай имеет свои риски, связанные с девальвацией юаня и падением фондового рынка Поднебесной. 

Контейнерный старт

В начале августа в международный морской торговый порт Баку транзитом через казахстанский порт Актау прибыл первый поезд из Китая, преодолевший более 4 тыс. км. В этом составе было всего 82 контейнера, но, как заявил глава Азербайджанских железных дорог Джавид Гурбанов, уже через пять лет по новому маршруту планируется перевезти 300-400 тысяч контейнеров, что принесет стране сотни миллионов манатов прибыли.

Новый трансазиатский коридор имеет весьма сложную структуру: Китай – Казахстан (в том числе новая железная дорога Жезказган-Бейнеу и порт Актау) – Азербайджан – Грузия – Турция. Вторую часть маршрута (Баку – Стамбул с использованием строящейся грузинской железнодорожной линии Ахалкалаки-Карс) планируется запустить уже в сентябре.

Такой протяженный проект потребовал серьезных усилий всех пяти государств, по территории которых проходит коридор.
Подготовительные работы заняли примерно полтора года.

В январе в Баку прошло первое заседание рабочей группы Координационного комитета ТМТМ, на котором обсуждался главный вопрос – создание благоприятных тарифных условий, благодаря которым использование коридора станет выгодным. Еще одна задача – обеспечить высокую скорость перевозок: предполагается, что грузы из Китая будут доходить до Баку всего за 6-7 дней.

Пиковая пропускная способность коридора составит 17 млн тонн грузов в год, хотя наращиваться она будет постепенно. По прогнозам, после третьего года эксплуатации ожидаемый объем грузоперевозок достигнет 3 млн тонн, после пятого года – 5 млн тонн, а после десяти лет эксплуатации – более 10 млн тонн.

Транскаспийский международный транспортный маршрут является важнейшим звеном международной программы сотрудничества в области транспорта TRACECA (Европа – Кавказ – Азия), развитие которой началось еще в 1993 году. Штаб-квартира постоянного секретариата TRACECA, основанная семь лет спустя, находится в Баку. На сегодняшний день в проекте участвуют 13 стран.

Комментируя открытие грузоперевозок по ТМТМ,  национальный секретарь TRACECA по Азербайджану Акиф Мустафаев заявил, что за первые годы работы нового коридора страны-участницы смогут заработать на грузоперевозках около миллиарда долларов. В то же время он отметил падающее внимание к TRACECA Еврокомиссии после запуска программы «Восточное партнерство», в которую входят Азербайджан, Грузия, Армения, Молдова и Украина.

«Если им неинтересно сотрудничество, то мы будем работать с Востоком, то есть Шанхайской организацией сотрудничества, Азиатским банком развития, Китаем, Японией и так далее», – сообщил Акиф Мустафаев.

Хорошие перспективы для увеличения товарооборота с Китаем и в целом с Азиатско-Тихоокеанским регионом открывает и снятие международных санкций с Ирана.

Однако здесь многое будет зависеть от России, поскольку уже на протяжении десятилетия РЖД никак не могут начать строительство железной дороги Казвин-Решт-Астара, которая должна замкнуть международный транспортный коридор «Север-Юг» с прогнозным грузооборотом 25-26 млн тонн в год. На сегодняшний день его стоимость оценивается в 400 млн долларов.

Приступить к строительству этой ветки длиной 375 км планировалось еще в 2005 году, однако из-за международных санкций, наложенных на Иран, проект постоянно откладывался, а планы по развитию коридора «Север-Юг» становились все более виртуальными.

Это, в частности, подтверждает мизерный объем перевалки сухих грузов в Махачкалинском порту, крупнейшей российской гавани на Каспии, которая в основном обслуживает нефтяные танкеры. Между тем другие участники коридора, Азербайджан и Казахстан, не теряли времени даром и реализовали проект ТМТМ – в обход и России, и Ирана. 

Шторм в «тихой гавани»

Интерес Азербайджана к расширению сотрудничества с Китаем более чем обоснован – в 2013 году товарооборот между двумя странами достиг 1,2 млрд долларов. Это втрое меньше, чем объем торговли с Россией (3,6 млрд долларов), но нужно учитывать, что в первые годы после установления дипломатических отношений между Азербайджаном и Китаем этот показатель составлял лишь 1,5 млн долларов.
Таким образом, всего за два десятилетия объем торговли вырос примерно в 800 раз, и это, разумеется, не предел.

Кроме того, в Азербайджане накоплен значительный объем китайских инвестиций, прежде всего в области нефтедобычи. Еще в 2003 году Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР) и китайской Shengli Оil был подписан контракт по совместному освоению месторождения Пирсаат и прилегающих площадей.

Затем китайцы взялись за реконструкцию ряда азербайджанских предприятий – цементных заводов, завода по электролизу алюминия, а в 2011 году компания China National Electric Equipment Corp. (CNEEC) начала модернизацию Мингячевирской и Варваринской ГЭС.

Руководство Азербайджана все последние годы не уставало повторять слова о значимости развития экономических отношений с Китаем. «Мы привержены политике сотрудничества с Китайской Народной Республикой по всем направлениям. Мы хотим развивать, углублять это сотрудничество и в этом направлении готовы предпринимать конкретные шаги», – заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев председателю КНР Си Цзинпиню в ходе своего последнего визита в Китай в мае прошлого года.

Взаимопонимание между Китаем и Азербайджаном существует и по принципиальным политическим вопросам. Правительство Азербайджана поддерживает в рамках ООН политику «одного Китая», позицию КНР по вопросам Тайваня (независимость которого КНР не признает), а также Тибета и Синьцзяна. Китай же выступает за территориальную целостность Азербайджана и мирное решение проблемы Нагорного Карабаха на основе принципов международного права.

В принципе, все движения Азербайджана в сторону Китая преследуют одну цель – снизить зависимость собственной экономики от российской. Риски, связанные с преимущественной торговой ориентацией на Россию, наглядно продемонстрировала прошлогодняя девальвация рубля.

Уже в первом квартале экспорт азербайджанских товаров в РФ упал почти наполовину – с 159,7 млн долларов в январе-марте прошлого года до 88,7 млн долларов. Кроме того, девальвация рубля и падение мировых цен на нефть быстро привели к резкому снижению курса азербайджанского маната. 

На фоне нестабильности в российской экономике Китай явно представляется азербайджанскому руководству той самой «тихой гаванью», которую любой инвестор ищет во время кризиса. Подтверждением этого стало недавнее решение Государственного нефтяного фонда Азербайджана (SOFAZ) инвестировать 500 млн долларов в облигации, номинированные в юанях.

В конце мая между Государственным комитетом по ценным бумагам Азербайджана и Комиссией по регулированию рынка ценных бумаг Китая был подписан меморандум о сотрудничестве, предусматривающий в том числе обеспечение защиты инвесторов. Тогда же исполнительный директор SOFAZ Шахмар Мовсумов говорил, что фонд планирует инвестировать в недвижимость в Японии.

Тем не менее надежды на «тихую китайскую гавань» оказались несколько преувеличены. После того как Народный банк Китая 11 августа принял решение девальвировать юань к доллару на 1,9% (это самая масштабная девальвация за последние два десятилетия), всего за два дня SOFAZ, по оценке азербайджанских источников, потерял на своих вложениях в китайские ценные бумаги порядка 20 млн долларов.
А следующим неприятным сюрпризом для инвесторов в экономику Поднебесной стало падение фондового рынка (24 августа Shanghai Composite упал на открытии на 8,33%, а индекс Shenzhen Component – на 7,61%) вслед за аналогичными событиями в США.

Одновременно произошло новое падение нефтяных цен. Российский рынок немедленно отреагировал на все это новым витком девальвации рубля (только в понедельник курс доллара увеличился на 4,48 рубля, а евро – на 2,62 рубля).

Похожей реакции сегодня ожидают и в Азербайджане, который, несмотря на усилия руководства страны по диверсификации экономики, по-прежнему серьезно зависит от нефти. Всего за один год валютные резервы Центрального банка Азербайджана снизились на 6,692 млрд долларов и на конец июля составляли 8,501 млрд долларов.

При этом резко упало доверие к национальной валюте: если в прошлом году вклады в манатах держали 62% жителей республики, а в иностранной валюте – 38%, то теперь это соотношение составляет 28%/72%.

Филипп Громыко

Кавказская политика

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Транзитный поезд с Украины прибыл в Баку в обход России

Азербайджан и Грузия поддержали льготные тарифы на грузоперевозки в обход России

Грузия и Китай договорились о "кратчайшем пути из Азии в Европу"

Грузия и Китай открыли прямое железнодорожное сообщение

Абдулла Гюль: Тюркоязычным странам необходимо восстановить исторический Шелковый путь

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия