Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Дербент под пылью современности

Корреспондент КАВПОЛИТа о том, что сделали с Дербентом накануне празднования 2000-летия города

Дербент скоро отметит свой юбилей: 2000 лет. Это особенный праздник, многие заинтересованы в том, чтобы день рождения удался. Готовы ли здесь к приезду гостей, как встречают туриста, кто и зачем на самом деле посещает цитадель Нарын-кала, и чего очень не хватает древнему городу, выяснял корреспондент КАВПОЛИТа.

Дербент встретил редким для этого места явлением: пробкой. Тоннель под железной дорогой ремонтируют, одна полоса из двух перекрыта. Скоро по этой дороге поедут высокопоставленные гости, и проезд должен быть готов в срок.


Вдоль дороги, между рекламой, висят плакаты с изображением политиков – то Рамазана Абдулатипова, то Владимира Путина. Они говорят об особом значении города Дербента, о том, как важно показать его людям и привести его в порядок. Предполагается, что после восстановления древней крепости Нарын-кала и близлежащей территории город превратится в один из важнейших туристических объектов на Северном Кавказе.


Скудный завтрак туриста


Дербент – это крайняя точка на дагестанском побережье Каспия. Дальше оно уже становится азербайджанским. Граница пролегает почти ровно по реке Самур, и до нее отсюда меньше часа езды. Все в этом городе говорит о его древности: в отличие от Махачкалы, где кругом новостройки и торговые центры, здесь в некоторых местах время и вовсе остановилось. Вечный огонь на главной площади, говорят, не горит уже много лет.
На главной площади стоит памятник жертвам Великой Отечественной войны. Вечный огонь тут давно не горит
Идти от моря к крепости Нарын-кала – значит непременно подниматься в гору. Места, которые могут быть интересны туристам, – Джума-мечеть, ворота Баят-Капы, в целом старый город – тоже находятся на возвышенности. Прогулка в их направлении немного выматывает: хочется присесть в уютном ресторанчике, выпить кофе и отдохнуть. 

Перекусить в старой части Дербента, в непосредственной близости от главной достопримечательности, оказалось сложно. Здесь много автосервисов, магазинов штор, стройматериалов, но только не кафе. 


Прохожие на центральной площади посоветовали сходить в ресторан «Ретро», который «тут самый хороший». Тот встретил недовольным персоналом, обшарпанным туалетом, мебелью из дешевого пластика, старой посудой и гнутыми алюминиевыми приборами. Цены выше, чем в хорошем ресторане в Махачкале. Более приличное на вид заведение за день прогулки по городу встретилось только раз. Говорят, вкусно поесть тут можно, если «знать места».


Принято считать, что в потенциально туристическом городе не придется выискивать себе пропитание, но в Дербенте это, похоже, не работает. Так что вопросами хлеба насущного нужно озаботиться заранее. А лучше взять что-нибудь с собой.


То же касается и гостиниц. Ехать наобум, в надежде на то, что где-нибудь найдется для вас местечко, не стоит: бронируйте заранее. Популярнейший сервис booking.com сообщает о наличии всего двух отелей в Дербенте. Если туристы поедут сюда активнее, мест на всех будет явно не хватать.


Ни проехать ни пройти


«Где у вас тут можно снять старые красивые улицы?» – спрашиваю пожилого прохожего. «Везде снимайте. Наш город весь красивый, это самый красивый город на земле», – отвечает улыбчивый дедушка.

Хотя тут много новостроя, в целом он вписывается в общий стиль. Пестрых торговых центров разных мастей и домов-дворцов тут практически не встретишь. А жилые высотки можно пересчитать по пальцам.
Асфальт во многих местах положен совсем недавно, и дорожную разметку на него нанести еще не успели
Самая оживленная улица – Гагарина. Она здесь вроде центральной. Асфальт совсем новый, дорожная разметка свежая. Пешеходные дорожки, кажется, только вчера были выложены тротуарной плиткой. Мы даже нашли тут несколько кафе и супермаркетов.

Окраина же города выглядит совсем иначе. Грязные заборы вдоль деревенских домов, дороги в аварийном состоянии. За мостом через железную дорогу скрывается мир разрухи и безысходности. Жить тут, кажется, даже небезопасно: эти дома стоило расселить как аварийные много лет назад.
Окраины Дербента производят угнетающее впечатление. Дома и дороги выглядят очень запущенными, хотя находятся всего в пяти минутах езды от центра
Мы попали сюда по улице Пушкина. Хотя ее активно ремонтируют, и кое-где асфальт еще не успел остыть, местами она похожа на минное поле.

Ремонтные работы на дорогах ведутся активно, по большей части недалеко от крепости Нарын-кала. Проезд во многих местах перекрыт, приходится постоянно искать объезд. Самые ближайшие к подъему на крепость улицы погрязли в строительной пыли, которую поднимают маленькие грузовички, возящие камень для бордюров и щебенку.
Единственная дорога, по которой можно подъехать к цитадели Нарын-кала, находится на ремонте, как и близлежащие к ней улицы
Местами на узких проездах образуются пробки. Создают их в основном традиционно огромные свадебные кортежи. Только за час тут побывало две праздничных делегации, наряженные машины которых не могли разъехаться на узкой дорожке, поднимающейся к крепости. Места на парковке для них явно не хватает, и подъем заставлен машинами с обеих сторон.

По камушкам мы крепость соберем


С горы, где расположилась цитадель Нарын-кала, открывается невероятный вид на город. Неудивительно, что раньше это место имело стратегически важное значение, из-за чего не раз становилось полем боя. Многие проливали кровь за право попасть внутрь крепости. Сейчас вход сюда стоит 100 рублей.
Вход в крепость Нарын-кала стоит 100 рублей. Желающих попасть внутрь довольно много, несмотря на знойную погоду и будний день
«А Путин приедет сюда?» – спрашивает малыш лет четырех, увлеченно ковыряясь в куче песка, насыпанной недалеко от пешеходной дорожки. «Да», – отвечает ему отец без явного интереса. Мужчина ищет глазами жену: она отошла и, видимо, затерялась в толпе гостей очередной свадьбы, прибывшей сюда ради фотосессии. Малыш не унимается. «А когда приедет? Сегодня?» – «Нет, через месяц», – отвечают ребенку улыбчивые строители.

Их здесь много: почти на каждом углу идет ремонт. У стен тут и там лежат груды камня и мешки со строительными смесями. Дорожки, предназначенные для туристов, перекопаны.
Строительные работы в крепости Нарын-кала идут по всему периметру
С бумагами в руках к ним спешит грузный мужчина лет сорока. Вид у него изможденный: день выдался жарким, а он тут, похоже, с самого утра. Он с недовольством оглядывает лестницу, ведущую на стену, сверху которой строители уложили несколько рядов нового камня. Его отличие по цвету от старого очень бросается в глаза.

«Это же шестой век! Где я еще такой камень найду? Его надо людям показывать, а не закрывать этими своими лестницами! – негодует мужчина. Похоже, это прораб. – Я просил выше не поднимать его, зачем подняли? Убирайте теперь тут». Строители оправдываются, разводят руками и снова берутся за молотки.


Реставрационные работы идут без остановки, кругом разложены груды камня и мешки со строительными смесями
Действительно, кажется, что с отделкой здесь слегка перестарались: крепость очень красива, но внутри она почти не оставляет ощущения древности.

Зато тут чисто, есть урны, можно купить воды и небольшие сувениры, и даже собственноручно отчеканить памятную монетку. Туристы делают это с огромным удовольствием. Для жаркого буднего дня их тут довольно много: ходят и организованные группы с экскурсоводом, и небольшие компании, приехавшие дикарями. Встретилось несколько человек из Ставрополья и Калмыкии, но большая часть – дагестанцы.

Основная масса посетителей – люди взрослые и воспитанные. Хотя встретились и потенциальные вандалы. Заходить в одну из главных и лучше всего сохранившихся построек – Ханские бани – они предпочитают не через парадный вход, а через крышу, не забывая кинуть что-нибудь вниз. Присутствие таких туристов невольно заставляет задуматься о необходимости охраны.

В основном туристы ходят тут организованными группами. Но некоторые, кажется, совсем не знакомы с правилами этикета
Совсем неподалеку есть еще одна достопримечательность, заслуживающая внимания: это городское кладбище. Чем выше в гору, тем более заброшенным оно выглядит. Многие надгробия действительно очень древние, но встречаются и захоронения 2012 годов. Могильные камни местами повалены, кое-где от них остались только куски.  

Мы зашли сюда через самый верхний вход – здесь кладбище выглядит плачевно. Видно, что тут давно никто не убирался. Местами валяются пакеты, бутылки, мешки от клея и мелкий строительный мусор.
Старое городское кладбище местами выглядит очень неухоженным и заброшенным
Покидать Дербент пришлось уже после захода солнца. Выезжаем из города по улице Дрожжина. Фонари здесь имеются, но не работают, и объезжать огромные ямы удается не всегда. Дорога широкая, но жутко разбитая: до нее ремонтники еще не дошли. Зато тут есть лежачие полицейские.

Дербент оставляет интересное послевкусие: он врезается в память, сюда хочется вернуться. Остается надеяться, что хрупкий баланс между историей и современностью здесь будет сохранен, и большой туристический бизнес не скроет обаяние этого городка под торговыми центрами и многоэтажными постройками.

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

«День Дербента» проходит сегодня на форуме «Машук-2015»

«Нафта-Москва» поможет Дербенту

В Дагестане идут раскопки древней крепости «Нарын-кала»

Дербент посетил министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров

Ограблен музей крепости Нарын Кала в Дербенте

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия