Onkavkaz: "Удар по Сагиду Муртазалиеву спас Сайгидпашу Умаханова"
На днях любопытной информацией поделилась дагестанская газета «Черновик». По ее данным, в республике снова обсуждают возможность скорого ухода в отставку главы Хасавюрта Сайгидпаши Умаханова.
Хотя еще недавно с ударом, нанесенным силовиками по его конкуренту Сагиду Муртазалиеву, считалось, что положение Сайгидпаши Умаханова только укрепилось. Однако, над ним все равно будет висеть Дамоклов меч длительности пребывания на своем посту.
Версии об отставке Умаханова
По данным различных источников газеты «Черновик», Сайгидпаша Умаханов примерно две-три недели назад поделился в узком родственном кругу информацией, что руководство Дагестана желает, чтобы глава Хасавюрта оставил свой пост, ввиду того, что он «слишком долго у руля города».
Якобы между сторонами было достигнуто соглашение, что своего рода гарантией сохранения интересов Умаханова будет возможность оставить во главе города своего преемника. По другим сведениям, этот слух опроверг сам Умаханов, собрав специально для этого городских депутатов.
Наш ресурс уже писал о возможности отставки главы Хасавюрта в материале «Сайгидпаша Умаханов не уйдет за Имамом Яралиевым». В этом материале говорилось о том, что Рамазан Абдулатипов уже пытался один раз договориться с Умахановым об уходе в отставку.
Однако угроза того, что с уходом Умаханова контроль над приграничным с Чечней городом усилит команда Рамзана Кадырова, остановил руководство Дагестана. Поскольку считалось, что у Кадырова на пост главы Хасавюрта уже есть своя фигура – борец Бувайсар Сайтиев.
«Для дагестанской власти терпеть Умаханова в Хасавюрте куда проще, чем, фактически, Рамзана Кадырова, являющегося региональным лидером, претендующим на управление политическими процессами во всём СКФО», - писал по этому поводу «Черновик».
Конфликт с Кадыровым
У самого Сайгидпаши Умаханова отношения с Рамзаном Кадыровым не сложились. И это мягко сказано. Поскольку Рамзан Кадыров открыто обвинял Сайгидпашу Умаханова в бандитизме и поддержке боевиков.
Оно и было понятно почему. Поскольку, Умаханов в Дагестане состоялся, как один из самых жестких политиков, держащих свою вотчину железной хваткой. Причем, как мы писали ранее, Умаханов во главе многонационального Хасавюрта и не пытался играть роль интернационального политика, нейтрального ко всем национальным общинам города.
За всю свою политическую карьеру он открыто позиционировался как один из политических лидеров аварского народа. А для Рамзана Кадырова во главе Хасавюрта с большой чеченской общиной был бы удобен другой политик.
В этой ситуации растущая близость отношений Рамзана Кадырова с другим сильным политиком Северного Дагестана Сагидом Муртазалиевым играла против главы Хасавюрта Сайгидпаши Умаханова.
Конкуренция Умаханова и Муртазалиева
Политическая конкуренция Умаханова и Муртазалиева заслуживает отдельного внимания. Дело в том, что до начала возвышения Сагида Муртазалиева Сайгидпаша Умаханов воспринимался как общепризнанный лидер Северного Дагестана, объединяющего самых влиятельных аварских политиков.
Стремительный взлет борца Сагида Муртазалиева стал серьезным вызовом сложившемуся балансу сил в аварском политическом сегменте. С одной стороны, авторитет Муртазалиева признавался всеми в Дагестане.
С другой стороны, харизма и брутальность Муртазалиева четко демонстрировали, что после его должного укрепления во власти, он не будет терпеть рядом с собой иных сильных фигур. Пусть даже и таких устоявшихся, как Сайгидпаша Умаханов.
В третьих, близость самого Муртазалиева Рамзану Кадырову и одновременный конфликт Кадырова с Умахановым формировали четкий вектор на то, что кольцо Кадырова-Муртазалиева вокруг Хасавюрта будет неотвратимо сжиматься.
Цумадинско-аварские расклады
Более того, ситуация развивалась столь стремительно, что Сагид Муртазалиев в последние годы уже начал открыто захватывать позиции в Хасавюрте – вотчине Сайгидпаши Умаханова. И в этом Муртазалиев опирался на многочисленную и влиятельную общину выходцев из Цумадинского района.
Дело в том, что Цумадинский район, выходцем откуда является Муртазалиев – один из самых крупных среди районов Нагорного Дагестана. Его населяют несколько народов андо-цезской группы – багвалинцы, тиндинцы, чамалальцы, хваршинцы и цезы.
Несмотря на то, что все эти народы официально считаются аварцами, все же внутри аварского этно-политического сегмента они устойчиво позиционируют себя как «цумадинцев».
Причем цумадинцы – одна из наиболее сплоченных и быстро набиравших политический вес этнополитических групп Дагестана. И своим непререкаемым политическим лидером цумадинцы считали именно Сагида Муртазалиева.
Цумадинцы буквально за полтора десятилетия фактически взяли контроль над районами на обширном участке дагестанской плоскости от Махачкалы до Кизляра. Весь этот ареал все более плотно заселяется переселенцами из Цумадинского района.
Захват позиций в Хасавюрте, считавшемся чисто аварской вотчиной, со стороны цумадинцев также проходил стремительно. И в своем укреплении в Хасавюрте цумадинцы опирались на поддержку брата Сайгидпаши Умаханова – Ахмадпаши.
Разрыв блокады Хасавюрта
В этой ситуации удар силовиков по позициям наращивающего свое влияние Сагида Муртазалиева многими аналитиками был воспринят и как удар по позициям Рамзана Кадырова. Поскольку глава Чечни лишался самого сильного и самого надежного союзника в Дагестане.
Удар по Муртазалиеву, фактически, спас Сайгидпашу Умаханова от масштабного чечено-цумадинского захвата позиций в подконтрольном ему Хасавюрте. И вопрос с растущей вероятностью его снятия с поста главы был устранен.
Однако, «Черновик» указывает на дополнительный фактор. Недавно федеральный Центр на фоне недостаточной дееспособности дагестанских властей фактически возложил контроль над ситуацией в республике на замминистра по делам Северного Кавказа Одеса Байсултанова, являющегося двоюродным братом Рамзана Кадырова.
По данным газеты, этот факт со всей неизбежность приведет к тому, что «рано или поздно вопрос по Сайгидпаше Умаханову будет поставлен ребром перед главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым».
Однако, пойдет ли федеральный Центр навстречу Рамзану Кадырову и в этом деле – пока еще большой вопрос. Поскольку, Москва не приветствует активное вмешательство Кадырова в процессы за пределами Чечни.
А федеральные силовики так и вовсе пытаются уничтожить всех его союзников, на которых Кадыров опирался в соседних республиках. В любом случае, исход судьбы Сайгидпаши Умаханова даст четкое понимание того, каким Москва видит будущее Дагестана…
Магомед Шамхалов
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.