Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Праздник вопреки, или Как рушится межнациональное согласие

Празднование Дербента, которого с таким нетерпением ждали в первую очередь дербентцы и жители Южного Дагестана, обернулось впечатляющим разочарованием. Горожане не скрывают своей досады и обиды и не понимают, кому и зачем понадобилось так глумиться над чувствами людей. 

Юбилей должен был показать древнюю историю и богатство культурно-исторического наследия Дербента и Южного Дагестана, а затем уже остального Дагестана, а в итоге мы получили аварско-азербайджанский междусобойчик на потеху не очень умным и совсем недальновидным организаторам. 

Вопреки Конституции

То, что тем самым в дагестанском обществе искусственно заложен глубокий раскол и что Дагестан уже не будет таким как прежде, устроители кощунственного спектакля даже не хотят думать. Они скорее рассуждают, что народ все проглотит, а мы, дескать, продолжим показывать свой доминантный статус подобно самцам павианов.

Советники и просто люди из близкого круга гаранта Конституции Республики Дагестан или не хотели или не смогли донести до него важнейшие ее положения, без следования которым само существование Дагестана и его официальной власти перестает быть легитимной в глазах населения республики, представителей всех ее народов. 

Напомним эти положения Основного закона. В преамбуле к Конституции сказано о фундаментальных принципах, послуживших основанием ее принятия многонациональным народом Республики Дагестан:  «…сознавая ответственность за сохранение единства Дагестана, гражданского мира и согласия… исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, стремясь к становлению гражданского общества и созданию благоприятных условий для свободного развития всех дагестанцев…».

В Статье 6 Конституции еще более выпукло ставятся императивы, обеспечивающие мирное и гармоничное сосуществование всех дагестанцев в одном субъекте: «Республика Дагестан признает и уважает национально-культурную и историческую самобытность народов Дагестана, создает условия для сохранения и развития их культурных и исторических традиций. Каждому из народов гарантируется равное право на защиту жизненных интересов на конституционной основе». То есть подчеркивается, что достойное место и уважение гарантируется представителям народов Дагестана. Но это Конституция, а жизнь она другая.

Вопреки истории

Совершенно в стороне от празднеств остался вопрос: а чему обязан данный юбилей, что он должен символизировать? Так вот,  2000 лет назад (согласно утвержденным указом Президента России возрастом Дербента как города – в качестве юбилейной даты) на этом месте жили албанские племена. Именно они являются создателями фортификаций и городского поселения, возникшего здесь еще до иранской экспансии. Языковая принадлежность населения той эпохи однозначно установлена наукой – их относят к носителям лезгинская ветви нахско-дагестанских языков. 

Однако данное важнейшее обстоятельство никаким образом не нашло отражения в праздничной программе, особенно в Музыкально-театрализованной хронике тысячелетий «Гончарный круг Дагестана: от Дербентской крепости до ворот Кремля», которую организовали в Дербентской крепости для vip-гостей.

Да и в последующие эпохи в Южном Дагестане, центром которого является Дербент, проживали лезгинские народы. И сейчас они проживают и доминируют во всех районах (даже в Дербентском, вопреки официальной статистике). Конечно, этнический состав данной территории усложнялся со временем: появлялись ираноязычные, арабоязычные и тюркоязычные группы населения, славянское население и т.д. 

Вопреки современности

Однако в настоящее время удельный вес лезгин и в самом Дербенте превышает треть. Им чуть уступают азербайджанцы, которые представляют собой до сих пор неоднородную, не до конца консолидированную группу разноэтничного населения, перешедшего на разговорный дербентский диалект азербайджанского языка. Не третьем месте – родственные лезгинам табасараны. Сильно им уступают другие народы, часть которых тоже лезгинские.

Казалось, понятны и историко-культурное прошлое и современный облик Дербента, которые должны быть положены в основу программы. С учетом, разумеется, общедагестанского и российского контекста праздничной палитры. Но даже там народам Южного Дагестана досталось мало места. А собственно «южнодагестанской» основы не было вовсе, если не считать за таковой азербайджанский компонент.

Возникает вопрос: а что собственно праздновали-то? Юбилей города Дербент или что-то другое? Почему сознательно уменьшили, а кое-где и вовсе убрали из историко-культурной канвы праздника содержание, связанное с лезгинскими народами, являющимися наследниками создателей городского поселения 2000-летней давности?

Почему праздничные майданы народов Южного Дагестана были расположены в самом дальнем угле, а на самом почетном месте красовались аварские и чеченские? Почему в праздничном концерте на крепости не было лезгинских исполнителей, но при этом была представлена музыкально-песенная культура народов, не имеющих никакого отношения к Дербенту? Почему прозвучал азербайджанский язык в эпизоде, связанном с поэтическим наследием Дагестана, но не было равнозначного ему лезгинского компонента? Даже Низами Гянджеви представили как тюркоговорящего поэта, вопреки здравому смыслу (поэт писал на фарси)! Да его там видимо и не было.

Перечислять все можно очень долго, хотя это тоже необходимо сделать, чтобы показать грандиозный масштаб надругательства над праздником и ожиданиями людей, в первую очередь местных жителей, которые оказались будто в оккупированным городе во время его проведения.

Вопреки здравому смыслу

Но отдельно стоит остановиться на самом символическом моменте. На протяжении всего праздника организаторы старательно вставляли везде, где это можно, аварскую песню под видом гимна. Это их фанатичное рвение уже было далеко за гранью разумного. Так называемый «народный гимн» даже поставили в качестве завершающего аккорда перед речью главы Дагестана, нисколько не постеснявшись исполнить его не аварском языке.

Пожалуй, наглости и бесцеремонности нет предела, если им не ставить преграды. Это чувствовали многие и входили в кураж от такой вседозволенности, в частности мэр самого северного дагестанского города.

Он вел себя на официальном мероприятии так, будто находился в окружении близких друзей – соплеменников: громкими возгласами к аварцам призывал их показать свой статус доминирующих особей. 

Мало кто поверил бы в такое, не увидев все это наяву или на телеэкране. Но это произошло. И думать, что после произошедшего у кого-то получится всерьез говорить о «едином дагестанском народе», может только совершенно недалекий человек. Линия раскола была прочерчена четко и уверенно. Только специалист по межнациональным отношениям мог действовать настолько профессионально.

Представителям лезгинского, да и других «негосударствообразующих» народов (согласно наглядно претворяемой в жизнь новой концепции) был показан четкий сигнал о том, кто в доме хозяин. С этим остается либо смириться, так как дальше будет только хуже, либо предпринять действенные шаги, чтобы даже намека на подобные оскорбительные выпады больше не было.

Амиль Саркаров

Федеральная газета «Настоящее время»

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Дни Дербента в Париже пройдут в штаб-квартире ЮНЕСКО

Неуважение к истории Юждага может нарушить межнациональный мир в Дагестане

Единый День культурно-исторического просвещения прошел в Докузпаринском районе

Юбилей Дербента – 1. Праздник одного актера

Основные мероприятия в честь 2000-летия Дербента пройдут 19 сентября

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия