Дагестанская диаспора начиналась с гази-кумухцев. Начало национальным общинам дагестанских народов за рубежом было положено в 17 веке
«Мы — турки, мы — арабы, мы - американцы и т. д. - по внешнему облику и быту, и дагестанцы — по внутреннему содержанию». Цитирует одного из своих соотечественников, доктор политических наук, бывший президент Ассоциации по связям с соотечественниками за рубежом «Ватан» Абдулла Абдуллаев.
«Дагестанская диаспора формируется нашими соотечественниками на основе осознания единства их характерной черты - дагестанской культуры, языка. Историческая память и тяга людей к поиску собственных корней объединяют дагестанцев за рубежом», - говорит этот ученый.
Духовная эмиграция
Дагестанское зарубежье имеет многовековые корни, уходящие вглубь истории, когда в страны Ближнего Востока в течение многих лет проникали представители Страны гор. Так постепенно здесь складывалась дагестанская национальная диаспора, внесшая определенный вклад в историю, культуру стран проживания.
Известны факты, когда еще в средние века представители дагестанских народов проникали в далекие арабские и восточные земли. Небольшие колонии дагестанцев издавна существовали в крупных городах на Аравийском полуострове, Ближнем Востоке, Египте, Индии и в Иране. Многие горцы стремились за границу для удовлетворения своих духовных запросов, в поисках лучшей жизни.
Покидая навсегда родную землю, горцы, а среди них было немало ученых, поэтов, богословов, уносили с собой и свою богатую духовную культуру: религию, обычаи, традиции, фольклор, произведения устной и письменной литературы, рукописи и книги известных ученых и общественных деятелей Дагестана.
В свое время академик И. Ю. Крачковский писал: «Дагестанцы и за пределами своей Родины, куда их закидывала судьба, оказывались общепризнанными авторитетами для представителей всего мусульманского мира».
Гази-кумухское начало
Первая в истории дагестанская диаспора, о которой мы имеем более или менее достоверную информацию, была сформирована знатными гази-кумухцами на территории Ирана в XVII в., в эпоху Сефевидов, - пишет историк Тимур Айтберов.
То есть, выходцами из знаменитого лакского села Гази-Кумух. Но в те годы гази-кумухцами, или казикумухцами называли всех лакцев. Из их числа вышли весьма влиятельные лица.
Таковыми были правители отдельных частей названной империи, крупные полицейские чины, губернаторы провинций (например, иранской Армении) и даже общеимперский премьер-министр Фатх-Али Хан Дагестани, современник Петра I, - отмечает автор.
С его слов, эти гази-кумухцы, осевшие в пределах Сефевидского Ирана и соперничавшие там за места во властных структурах с другими диаспорами, сформированными кавказцами (например, грузинами), способствовали, по сути дела, развитию культуры в Дагестане, в том числе дагестанской историографии.
Данная диаспора была, думается, полностью ассимилирована. Произошло это после захвата Ирана афганцами. Вторая по времени дагестанская диаспора была создана на территории Османской империи, в анатолийском городе Токат.
Причем она была создана также гази-кумухцами: Нух-беком Казикумухским, сыном Сурхай-хана II, а также внуками последнего. Существование данного объединения фиксировалось путешественниками рубежа XIX–XХ вв. Дальнейшая судьба этой диаспоры на данный момент не известна, - замечает Айтберов.
История одного исхода
В массовом порядке за пределы своей родины дагестанцы начали переселяться после окончания Кавказской войны. Абсолютное большинство их направлялось в Османскую империю, в страну, с которой у Дагестана были многовековые исторические, культурные и экономические связи.
Переселение дагестанцев в Османскую империю проходило в несколько этапов. Наибольшее количество эмигрировало в 1859 – 1917 годы.
Оценивая причины выбора дагестанцами Турции как места своего дальнейшего проживания можно опираться на много факторов, но главной все же явилась именно идеологическая причина.
Существенную роль в исходе дагестанцев также сыграла политика царской администрации на покоренных землях (строительство крепостей, тюрем, введение военно-административного управления, изменение привычного уклада жизни горцев и др.).
Далее – это ухудшение экономического положения населения горного края как следствие многолетней войны. Вот какие причины описывает генерал-губернатор Дагестанской области от 18 ноября 1899 года на имя главнокомандующего по военно-народному управлению Кавказского края:
«Причиною движения в Турцию является подстрекательство некоторых лиц, соблазняющих жителей рассказами о жизни и богатстве мусульман в Турции, в особенности переселившихся из Дагестана; при этом подстрекатели, пользуясь производимым в области межеванием, пускают слух, что правительство производит эти работы с целью вычислить количество земель и лучшие из них отдать русским переселенцам, за которых будут выдавать мусульманских девушек; видную роль играет в движении к переселению и присутствующее запрещение разрешать паломничество мусульман в Мекку».
Сложно не согласиться, но все же не только ревностные приверженцы шариата, но и рядовые уздени, привыкшие жить и быть лично свободными, воспринимали завоевание Дагестана, немедленные административные реформы царских властей, появление военных крепостей, гарнизонов, бюрократических и полицейских учреждений, заселение края колонистами как угрозу их вере и будущему их семейств.
Другой вопрос насколько же Османская империя была готова принять горцев. На тот исторический момент раздираемая внутренними неурядицами Турция фактически была не готова принять кавказцев в таком большем количестве, а ведь переселялись целыми селами.
Вот как описывает первые дни пребывания на турецкой территории переселенцев-убыхов герой романа «Последний из ушедших» народного писателя Абхазии Баграта Шинкубы: «Надевавшее дутые браслеты на запястья людской доверчивости султанское правительство растерялось и почесывало затылки под фесками. Убедившись, что горцы-мухаджиры вооружены, оно отреклось от своего обещания представить нам право добровольно избрать место, где жить. Чувствуя страх перед нами, власти решили разделить нас и расселить в разных частях страны»
Внутренняя изоляция
В течение полувекового периода проходило формирование дагестанской общности на территории Турции. Это был период, когда горцы должны были привнести в свой уклад, в свое мироощущение что-то новое, тем самым, ломая определенные барьеры, а иногда, возводя новые. По сути своей, шла формация нового уникального общества.
Но следует отметить, что не все дагестанцы обладали определенной культурной гибкостью. Примечательно то, что на территории Турции также существовали поселения из дагестанских мухаджиров, которые стремились максимально минимизировать контакты с местным турецким населением.
Например, выдержка из статьи, посвященной истории аварского села Учтепе рассказывает: «Село основали выходцы из Дагестана в 1895 году. Выразив желание поселиться в вилаяте Сивас, они в целях сохранения языка и других культурных ценностей, свой выбор остановили на необжитом месте в 27 км от города».
Несмотря на это, последняя четверть ХIХ – начало ХХ века в истории дагестанской диаспоры явилась периодом активного представления ее членов в общественно-политической и социально-культурной жизни Турции.
Дагестанские генералы
Так, во время Русско-турецкой войны 1877 года как талантливые военачальники зарекомендовали себя Газимухаммад Шамиль и Мухаммад Фазиль-паша Дагестанлы, командовавшие полком дагестанских мухаджиров на Восточном фронте.
А на Балканском фронте северокавказской кавалерией командовал бригадный генерал Мухаммад Мухлис-паша Дагестанлы.
Также следует отметить религиозных лидеров дагестанских мухаджиров Мухаммад аль-Мадани бин Осман Дагестани, Сейид Ахмед Хусамуддин аль-Руккали, Омархаджи Зиявудин Дагестани, Шарапудин ибн Абдурашид Дагестани обладавшие высоким авторитетом как внутри диаспоры, так и в турецком государстве в целом.
Культурные центры
В этот период были также созданы большие центры сохранению родного языка и культуры. В период с 1908 по 1923 год на территории Османской империи (в Стамбуле) было учреждено несколько общественно-политических и культурных организаций северокавказцев.
Среди которых было и «Общество возвышения Кавказа» (Kafkas Teali) (1920), основанное выходцами из Дагестана во главе с ученым-богословом Сейидом Тахиром ал-Хусейни Дагестани.
Появление этих учреждений на переломном этапе истории Османского государства имело большое значение для сохранения и развития национальной самобытности, культуры и языка северокавказских и в частности дагестанских этносов, проживавших в стране. В программах этих общественных организаций приоритетными были положения о сохранении родных языков горцев Северного Кавказа.
Так, в уставе общества «Северный Кавказ» (Simali Kafkasya) (1919) было записано следующее: «…Создать национальную письменность, национальные школы и распространять национальное обучение (образование).
Открыть отделения общества в местах компактного проживания северокавказцев; выпуская газеты и брошюры на национальных языках и используя другие необходимые средства, заявить о себе перед цивилизованным миром и защитить свои исторические и национальные права…»
Грандиозные планы дагестанской диаспоры провалились с приходом к власти младо-турецкой партии.
«Ватан» – новый импульс
В конце 60-х — начале 70-х годов XX века по всей стране, во всех республиках и краях были созданы отделения общества «Родина» по культурным связям с соотечественниками за рубежом.
Летом 1991 года «Родина» была преобразована на учредительной конференции в ассоциацию по связям с соотечественниками за рубежом «Ватан». По рекомендации руководства республики на учредительной конференции (представители более 50 предприятий, учреждений, вузов...) в августе 1991 г. президентом организации был избран доктор политических наук, профессор Абдулла Магомедов.
«Для сплочения «дагестанского мира» сначала необходимо было расширить информационное пространство, которое, на мой взгляд, тогда было недопустимо сужено. Фактически диаспора не была изучена», говорит Абдулла Магомедов.
«Только за один первый год работы мы отправили более 500 писем, телеграмм, телексов, факсов российским послам почти всех стран Ближнего Востока, губернаторам, мэрам зарубежных объединений не только кавказских, но и русских общин, редакторам зарубежных изданий»,-отмечает автор, рассказывая о первых шагах организации.
«Хорошим результатом поисков можно считать проведенный 28-29 августа 1991 г. в Махачкале первый конгресс соотечественников»,- подытоживает автор.
Следует отметить то, что за время своего существования Ассоциация успела объединить более 600 тухумов и родственников. В апреле 2015 года исполком Ассоциации выбрал нового президента. Им стал Магомедхан Магомедханов.
Новый руководитель намерен продолжать работу по налаживанию культурных связей. Но эта страница развития дагестанской диаспоры за рубежом заслуживает нового материала…
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.