Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Миротворчество ради газа."Прагматики" из Европы ищут подходы к ресурсам Закавказья

Экспертное сообщество ЕС вполне откровенно дискутирует о том, что судьбы народов и стран их интересуют постольку, поскольку эти страны поставляют в ЕС газ и другие природные ресурсы. “Кавказская политика” предлагает читателю ознакомиться с уровнем экспертной дискуссии по теме, в каком аспекте ЕС интересуется Закавказьем.

В конце февраля в Брюсселе по инициативе Евросоюза и британской миротворческой организации «Интернешнл Алерт» прошла конференция, посвященная урегулированию конфликтов на Южном Кавказе.

В ходе обмена мнениями выявились два основных подхода к теме, как ЕС может заполучить азербайджанский газ и транзитный коридор для азиатских энергоресурсов. Одни предлагают дистанцироваться от политических проблем стран региона, другие рассматривают нарушения прав человека как ресурс давления на власти этих стран ради стабильности, необходимой все для того же – сотрудничества в энергетике.

Участники мероприятия, среди которых были как европейские, так и кавказские эксперты, попытались разобраться, почему миротворческий процесс в Закавказье оказался неэффективным.

Данное мероприятие стало еще одним свидетельством того, что Европейский Союз старается играть более активную роль в кавказском регионе, хотя ни одна их миротворческая инициатива и не была проведена в жизнь.

«Южный Кавказ и каспийский регион в целом приобретает все большую значимость для европейской политики, особенно в том, что касается энергетики, безопасности и экономических интересов, – откровенно признает Штефан Майстер, эксперт Германского общества внешней политики.

Доступ к ресурсам как основа европейской политики

“Обеспечение ЕС энергоносителями напрямую зависит от его доступа к ресурсам Каспийского моря и безопасности кавказского региона. Стабильность на Южном Кавказе оказывает непосредственное влияние на стабильность вдоль черноморского побережья Евросоюза, а так же стабильность европейско-российских, европейско-американских и европейско-турецких отношений», – пишет он в своем докладе о стратегии Евросоюза на Кавказе.

По мнению эксперта, ЕС допустил большую ошибку, избрав роль пассивного наблюдателя в отношении кавказских событий. Но за последние несколько лет наметилась положительная тенденция более активного участия Евросоюза в делах региона.

Южный Кавказ интересен Европе как источник углеводородов, поэтому основой европейской политики на Кавказе будет обеспечение доступа к ресурсам. И, исходя из этого интереса, будет формироваться позиция по всем кавказским проблемам.

«ЕС крайне заинтересован в развитии Южного энергетического коридора, который включает в себя 2 маршрута: поставки энергоносителей с Ближнего Востока и поставки из Каспийского региона: Азербайджана, Туркменистана, Казахстана и, потенциально, Узбекистана, – пишет Майстер. – Азербайджан является ключевым партнером ЕС в Южном энергетическом коридоре, поскольку он сам по себе может экспортировать до 30 млрд. куб м. в год и является единственным связующим звеном со среднеазиатским газом, который к 2020 году может поставляться в объемах от 150 до 200 млрд. куб м. в год.

Без каспийского газа Европа не сможет удовлетворить свою потребность в топливе. Поэтому ЕС должен оказывать мощную политическую поддержку проектам строительства инфраструктуры по транспортировке каспийских энергоносителей в Европу и привлекать для участия в них каспийские государства. Также все члены ЕС должны занимать единую позицию по этому вопросу, чтобы нейтрализовать протииводействие со стороны России».

Права человека – разменная монета в борьбе за энергоносители.

По словам Штефана Майстера главным партнером ЕС на Кавказе должен стать Азербайджан, как основной поставщик сырья и экономически развитая страна, а также Грузия, через которую пролегает часть маршрутов транспортировки топлива.

«Приоритетом европейской политики на Кавказе должен стать Азербайджан, который является крупнейшей экономикой Южного Кавказа и крупнейшим поставщиков энергоресурсов в Турцию, Грузию и Южную Европу. Он является мостом, связывающим Европу с Туркменией и важнейшей страной в деле обеспечения региональной безопасности.

Азербайджан имеет крупнейший из всех закавказских республик военный бюджет. Конечно, положение дел с правами человека и демократией в Азербайджане оставляет желать лучшего, но ЕС не должен углубляться в эти острые политические вопросы, а должен развивать сотрудничество в экономической сфере», – считает немецкий эксперт.

Однако, по мнению специалиста по Южному Кавказу, эксперта аналитического “Центра Европейской Политики” Денниса Саммута, ЕС не должен ограничиваться экономическими вопросами, а должен также способствовать реальной, а не показной демократизации и модернизации в кавказских государствах, поскольку нестабильная внутренняя ситуация может подорвать сотрудничество с ЕС.

«Ильхам Алиев потратил много денег из нефтяных прибылей на «показную» модернизацию. В Баку построены красивые новые аллеи и современные здания, открыт Университет информационных технологий и запущен первый азербайджанский спутник. Но за этим блестящим фасадом скрывается масса проблем: молодое поколение все чаще выступает против нарушений прав человека и политической диктатуры, что порой доходит до народных восстаний как в 2012 в Губе и в 2013 в Исмаилии. Почти миллион азербайджанских граждан являются беженцами.

По сей день Баку не в состоянии разрешить свой спор с Арменией за Карабах и вернуть захваченные территории, а агрессивная позиция обеих конфликтующих сторон только усугубляет положение», – говорит Деннис Саммут о ситуации в Азербайджане. При этом он ни разу не упомянул куда более давние и радикальные преследования силовыми структурами шиитских активистов, лидеров “Исламской партии”, сезонные кампании арестов и обысков, которые в Азербайджане в отношении шиитского большинства проводятся с 80-х годов 20 века.

Миротворчество ради газа

Главной помехой для экономического сотрудничества Европы с Азербайджаном, по мнению экспертов, является нерешенный Карабахский конфликт.

«Сейчас Нагорный Карабах и 7 прилегающих районов, что составляет 20% территории Азербайджана, находятся под армянской оккупацией. Данный конфликт представляет собой препятствие для более тесного сотрудничества Брюсселя с Баку, реализации энергетических проектов на Каспии и европейских инвестиций. Эта оккупация противоречит нормам международного права и общепризнанным принципам суверенитета. Если в случае с Грузией ЕС защищает принцип территориальной целостности государства, то он должен защищать его и в случае с Азербайджаном.

Армянская оккупация Карабаха является не только самым главным вызовом безопасности в регионе, но и серьезным препятствием для торговли, поскольку она искусственно разделяет региональный рынок и способствует изоляции самой же Армении”, – утверждает Майстер.

Поэтому, полагает эксперт, Евросоюз должен приложить больше усилий для разрешения карабахского конфликта.

В настоящий момент ЕС не может урегулировать его из-за разногласий между государствами-членами совета относительно того, как это должно происходить. Европейские страны очень ограниченно вовлечены в дела региона и часто спорят из-за того, как им строить отношения с Россией в том, что связано с Южным Кавказом. Кроме того, ЕС мало сотрудничает с Америкой, и не может согласовать с ней единую западную стратегию в отношении Южного Кавказа.

«В результате процесс мирного урегулирования в Закавказье пока не привел ни к каким результатам. В последние 20 лет Россия, которая сама не имеет четкой стратегии в отношении Южного Кавказа, продолжает удерживать его под своим контролем. Европейская политика в отношении Южного Кавказа нуждается в перезагрузке, ибо ограниченное влияние Европы означает ее ограниченный доступ к ресурсам», – считает Штефан Майстер.

ЕС стремится занять место России и США.

По мнению Майстера, сейчас настал очень удобный момент для выхода ЕС на кавказскую арену, потому что влияние других государств здесь ослабло.

«Начиная с середины 2010 года Вашингтон ослабил свое участие в делах Кавказа. Из-за трудностей в Афганистане и в отношениях с Ираном Кавказ перестал быть приоритетом его политики», – пишет немецкий аналитик.

Он убежден, что военная операция России в Абхазии и Южной Осетии только ослабила ее положение на Южном Кавказе. Показателем этого является то, что ни одна сильная страна, даже союзники России – Беларусь и Китай – не признали независимость этих республик. При этом война, как полагает эксперт, еще больше оттолкнула закавказские государства от России и заставила их искать других покровителей. Теперь Россия одна несет ответственность за экономическое развитие и политическую стабильность в Южной Осетии и Абхазии

“Но судя по тому, что Россия не может навести порядок даже на своем Северном Кавказе, у Москвы нет стратегии мирного урегулирования в мятежных национальных республиках”, – делает вывод Майстер.

Он считает, что если у Абхазии еще есть шанс со временем стать независимым государством, то Южная Осетия уже фактически стала субъектом РФ. Положение Абхазии и Южной Осетии беспокоит Азербайджан и ЕС из-за того, что это может иметь негативный эффект на разрешение Карабахского конфликта, а также на экспорт природных ресурсов через трубопроводы, проходящие по грузинской территории.

Эксперты единогласны в том, что в этом плане интересы ЕС совпадают с интересами Турции и Азербайджана.

Демократическая Грузия – окно на Каспий.

Грузия также интересна Европе в качестве партнера, главным образом как транзитер энергоресурсов с Каспия. Интересна Грузия и как страна, наиболее преуспевшая в либерализации экономики.

«Грузия сократила число налогов с 21 до 7, усовершенствовала систему пошлин и снизила коррупцию. В этом она имеет большое преимущество перед Арменией и Азербайджаном, которые отличаются процветающей коррупцией и неэффективной администрацией», – считает Майстер.

«Бедная и нестабильная» Армения между Ираном и Европой.

По сравнению со своими соседями, Армения мало что может предложить Европе. У нее нет ни природных ресурсов, ни развитой экономики. По словам Майстера, «более половины бюджета Армении формируется за счет денежных переводов трудовых мигрантов на родину». Кроме того, недавнее покушение на кандидата в президенты свидетельствует о политической нестабильности, а оккупация Карабаха мешает осуществлению европейских экономических проектов.

При этом эксперты как будто не замечают или делают вид, что не обращают внимания на теснейшие стратегические, экономические, банковские, научные и политические связи между Арменией и Ираном. Точно так же они ни словом не обмолвились о тех титанических, но напрасных усилиях, которые предпринимают различные игроки региона (США и его партнеры, ЕС) для того, чтобы оторвать Армению от Ирана.

«Армения сильно пострадала от экономического кризиса. В военной и экономической сфере она сильно зависит от России, – утверждает Деннис Саммут. – Однако в 2012 году ее отношения с ЕС развивались быстрыми темпами».

Армения удостоилась похвал эксперта за то, что приняла ряд мер на пути к подписанию Соглашения о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли, а также Соглашения об Ассоциации Армении с ЕС. При этом европейские аналитики делают вид, что не замечают, насколько выгодны эти соглашения главному партнеру Армении – Ирану, в поиске обходных путей для преодоления различных санкций.

Эксперты предпочитают раздавать оценки иного плана.

“Армения остается нестабильной страной, о чем свидетельствует недавнее покушение на кандидата в президенты и тлеющий Карабахский конфликт. Он истощает Армению материально и дает повод Турции блокировать границу, что также стоит Армении больших финансовых потерь, – утверждает Саммут. – Лучшее, что после своего переизбрания может сделать Серж Саргсян, это провести кадровые перестановки в правительстве, начать реформы и дать старт для урегулирования территориального спора с Азербайджаном».

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Алиев назвал Азербайджан единственной "газовой" альтернативой Европы

Баку пробил газовый коридор в Европу. Азербайджан пытается конкурировать с Россией в энергообеспечении Старого Света

Совет Европы признает Ленкорань конфликтным регионом?

В Дербенте прошла студенческая научно-практическая конференция

Международная конференция "Кавказская война XIX века: Realpolitik и "войны памяти"" приняла итоговое заявление

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия