Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Абдулатипов не продлевает ярлыки

Первые шаги по обновлению муниципальной власти в Дагестане

Дагестанское общество ждет обновления власти на муниципальном уровне. Вместо удельных князей они хотят видеть управленцев. Сменились главы Цунтинского, Ахтынского и Кизилюртовского районов. Замаячила надежда, что список отставных глав будет продолжен, и власть станет сменяемой во всех 50 муниципальных районах и городских округах Дагестана. Перед Абдулатиповым стоит задача формирования новой интеллектуальной элиты, вместо той, что пришла в «лихие девяностые». Задача непростая.

На местах все ветви власти узурпированы отдельными семьями и родственными группами. О начавшемся процессе смены глав, сценариях смены местных элит читайте в материале «Кавказкой политики».

Муниципалы подмяли региональные и территориальные подразделения власти

Смена первого лица и кадровые перестановки в Дагестане вовсе не означают, что в республике произойдет кардинальная смена элит. Если даже сместить руководителя одного из районов или города, он все равно будет продолжать влиять на процессы, происходящие в его бывшей вотчине. В его руках сосредоточенны не просто управленческие полномочия, но и экономические ресурсы, силовые рычаги, родственная база, которая занимает ключевые посты в районе. У него – свои люди в правоохранительных органах, вышестоящих эшелонах власти. Новый руководитель, если он не их человек, в одиночку не справится. Старая элита будет саботировать его работу.

При отставке главы, новый руководитель, как показывает дагестанская практика, приходит со своим кланом. Таким образом, начинается новый виток противостояния между двумя, старой и новой, родственными группами. Такая смена власти никогда не даст результата, которого ожидает Кремль от Абдулатипова. Не будут решены проблемы экстремизма и терроризма, социально-экономической отсталости, ослабления позиций Москвы, сохранение общероссийской идентичности на Восточном Кавказе.

Третий, наименее сценарий – полная зачистка района или города от местной правящей несколько десятилетий родственной группы и приход вместо нее команды профессионалов. Проблема в том, что у Рамазана Гаджимурадовича, во-первых, нет силовых ресурсов для точечной зачистки проблемных районов в режиме спецоперации, во-вторых, нет кадрового резерва. Поэтому, понимая ситуацию, Врио выбрал эволюционный путь постепенного ослабления влияния кланов, поиска и внедрения профессионалов. В марте начался процесс смены муниципальной власти.

16 проблемных районов проверяют

По данным нашего источника в правительстве, у Абдулатипова на столе список из 16 глав наиболее проблемных районов, которые должны уйти в отставку. В этих районах сейчас идут комплексные межведомственные проверки.

Пока в отставку ушли главы двух районов, чьи позиции были не столь крепки, как у глав других районов. Цунтинский район небольшой, отдаленный, труднодоступный. Экс-глава этого района Гусейн Магдиев не является столь влиятельной фигурой. Недавно возглавивший Кизилюртовский район Гаджи Махачев, наоборот, фигура очень влиятельная.

Но он не успел закрепиться на посту главы этого крупного района, так как исполнял обязанности главы лишь два месяца. Как нам сообщил источник в администрации Кизилюртовского района, у Махачева не было равновесных соперников, претендующих на этот пост. Митинги и другие акции не могли ему помешать закрепиться на этом посту. Большинство депутатов и работников администрации давно уже были его сторонниками. Влиятельных на уровне района людей, выступавших против него, Гаджи Махачев мог просто взять в свою команду.

Написать заявление об уходе в отставку его попросил Врио президента Рамазан Абдулатипов. Против Махачева могло сыграть то обстоятельство, что он более близок к команде экс-президента Дагестана, нежели к команде Врио, что может помешать планам последнего.

Вопрос прихода Махачева в Кизилюртовский район был решен экс-президентом республики незадолго до своей отставки. Это обстоятельство, естественно, вызывает недоверие Абдулатипова. Вслед за митингом против прихода Гаджи Махачева в Кизилюртовском районе 2 марта, 21 марта в райцентре соседнего Казбековского района

прошел сход с требованием досрочной отставки с поста главы этого района его брата Абдула Махачева. Участники обеих акций выражали поддержку курсу Рамазана Абдулатипова.

Право на существование имеет еще одна версия: Гаджи Махачеву предложили другую, не менее статусную должность. А исполняющим обязанности главы Кизилюртовского района назначили Магомеда Шабанова, чтобы отстранить его от руководства Комитетом по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства. Рамазан Гаджимурадович уже высказывался, что результаты работы по развитию малого бизнеса его не устраивают. После поездки в Татарстан правительственные чиновники изучают опыт этой республики по стимулированию индивидуального предпринимательства.

Сам Гаджи Махачев также заявил нам, что ему предложена другая должность. Но говорить, какая должность, он счел преждевременным. Кандидатами на пост главы Кизилюртовского района (в случае избрания депутатами районного собрания) намерены выдвинуться экс-глава села Кироваул Амиргамза Амиргамзаев, экс-глава Казбековского района Амир Азаев, и исполняющий обязанности главы Кизилюртовского района Магомед Шабанов. Выборы депутатов райсобрания намечены на 25 мая. Они и выберут главу из своего состава.

Уход Магдиева накануне выборов разрядил обстановку в Цунтинском районе

Список отставных глав районов возглавляет экс-глава Цунтинского района Гусейн Магдиев. Он первым написал заявление об уходе сразу после того, как был «вызван на ковер» к Рамазану Абдулатипову.

Неофициально о его досрочной отставке говорили еще 1 марта. Официально пресс-служба президента заявила об этом 11 марта. На его место назначен уроженец этого района, москвич Пахрудин Магомединов. «Высококвалифицированный юрист-практик, сохранивший безупречную репутацию и заработавший большой авторитет за годы службы в правоохранительных органах в городе Москве, не причастный к каким-либо клановым группам, ранее боровшимся за власть в районе», характеризует Магомединова пресс-служба президента РД.

Как сообщил нам сам экс-глава Цунтинского района Гусейн Магдиев, Абдулатипов вызвал его к себе и попросил написать заявление. Ему объяснили, что возглавлять район больше двух сроков нельзя, что власть должна обновляться. В последние годы в некогда тихом Цунтинском районе наблюдается всплеск экстремизма. Убийства учителей, духовных лиц, нападения на сотрудников полиции. Ответственность за это ложится и на главу района, поскольку он должен, в первую очередь, контролировать ситуацию. Как отметил Гусейн Магдиев, ему вменили в вину ответственность за активизацию боевиков. Он, хоть и не согласен с доводами главы республики, без колебаний написал заявление.

«Президент у нас один, и раз он принял решение, не нужно его саботировать. Я не хочу участвовать в противостояниях», – объяснил Магдиев. По поводу боевиков, по словам Магдиева, он к ним никакого отношения не имеет. Если люди взяли в руки оружие по идеологическим соображениям, с целью свержения власти, то с ними должны работать правоохранители и спецслужбы, считает собеседник.

Магдиеву была предложена работа советником в одном из министерств. «Но на зарплату советника в 25 рублей я не смогу прокормить свою семью. У меня 12 детей и 4 внука, вся зарплата на квартиру уйдет. Я, как другие, хоромы не строил, работал на благо района, построил 65 объектов – ФАПы, детские сады, больницы, школы, мосты, дороги», – рассказал Гусейн Магдиев. Сейчас Магдиев намерен поддержать кандидатуру исполняющего обязанности главы района Пахрудина Магомединова, не потому, что это креатура главы республики, а потому что Магомединов – его односельчанин, и он не хочет вражды между двумя тухумами.

Срок полномочий Гусейна Магдиева истекал в сентябре этого года. 8 сентября в Цунтинском районе намечены всенародные выборы. Оппозиционные Магдиеву силы в районе еще в прошлом году остановились на Малачи Магомедове, который возглавлял район с 1997 по 2001 годы.

Сам Магомедов сообщил нам, что не хотел выдвигаться, но его уговаривали полгода. Старейшины собирались в Махачкале. В самом районе проходили сходы, где его выдвинули единым кандидатом против Гусейна Магдиева. Теперь его основным соперником стал исполняющий обязанности главы Цунтинского района Пахрудин Магомединов.

В Ахтах нет интриги

Не досидел до истечения очередного срока и глава Ахтынского района Сафидин Мурсалов, который занимал эту должность более 16 лет. В смене власти в этом районе нет интриги. Депутатами районного собрания 16 марта избран новый глава района из своего состава. Им стал Магомед Рамазанов, много лет проработавший учителем в школах Рутульского и Ахтынского районов, бывший директор Хрюгской средней школы Ахтынского района. М. Рамазанов неоднократно избирался депутатом районного Собрания, а в последнее время работал и.о. главы администрации района.

Как нам сообщил источник в администрации Ахтынского района, ныне действующий глава района является человеком Мурсалова. Поэтому маловероятно, что в районе начнутся какие-то грандиозные преобразования. Собеседник считает, что Рамазан Абдулатипов должен был дать Магомеду Рамазанову испытательный срок.

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Мобилизация южнодагестанского протеста

Глава Дагестана подобрал 4 кандидатов в полпреды округов республики

Большая чистка по-дагестански

За отставкой главы Ахытнского района могут последовать Магарамкентский, Докузпаринский и Табасаранский

Главы Ахтынского и Кизилюртовского районов сложили с себя полномочия

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия