Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

«Клан Алиевых превратил талышский народ в страшилку». Глава Талышской диаспоры России о политике пантюркизма в Азербайджане

«Нынешний Азербайджан держится на идеологии пантюркизма, а эта идеология старается любую сферу гуманитарных наук исказить в свою пользу. Пантюркистские „ученые” из Баку давно прибирали к рукам лингвистику и особенно лингвистику талышского языка. Эти „ученые”» долго и тщетно пытались доказать, что талышский язык принадлежит к тюркской группе языков, а не к иранской, как принято считать среди ученых», – заявил глава Талышской диаспоры России Исмаил Шабанов во время беседы с корреспондентом аналитического портала «Спектр».

Исмаил Шабанов также отметил, что цель пантюркистов Азербайджана – сделать все народы Азербайджана поголовно тюрками, а самих азербайджанских тюрков – лишить изначальной тюркской идентичности. Он также заметил, что в нынешнем Азербайджане занятие лингвистикой считается политикой, а в остальных, цивилизованных, странах это политикой не считается, потому что не может быть таковой.

«Азербайджан – это многонациональная страна, которая в конституции именуется “демократической”. Почему талыши – жители этой “демократической страны” – должны с самого рождения стыдиться того, что они талыши? Почему наши дети и внуки, получая паспорт гражданина Азербайджана, вынуждены записывать себя “азербайджанцами”? Так не только талыши делают. Это делают азербайджанские лезгины», - подчеркнул во время беседы И. Шабанов.

Глава Талышской диаспоры рассказал, что власти Азербайджана сделали из талышского народа «страшилку», пугало: «Допустим, хочет Европа вложить деньги в Азербайджан, ее пугают: “а у нас талыши есть. Они все – пятая колонна Ирана, который хочет стереть с лица земли демократический и правовой Израиль и всю Европу”. Баку внушает Европе, что помешать Ирану в этом преступлении может только клан Алиева, а для этого Европа должна давать клану Алиева “зеленый свет” во всем, что этот клан делает в Азербайджане».

Председатель молодежной организации талышей России Анар Новрузов в свою очередь отметил, что азербайджанскую молодежь сейчас стараются вовлечь в идею строительства единого Азербайджана, где есть только одна нация – азербайджанцы. А в целом, молодые талыши Азербайджана хотят, прежде всего, быть талышами, знать историю и культуру своего народа.

«В Азербайджане говорят: кто не помнит своих предков, тот не совсем полноценный человек. Такого человека не уважают. Я хочу, чтобы моих сверстников – талышей, моих друзей уважали, и чтобы они себя уважали. Причина активности Союза талышской молодежи России – в том, что мы можем быть талышами где угодно, только не на своей родине. У меня в Азербайджане есть родовое село. Я хочу приехать в это село и сказать, что я талыш, и чтобы никто не стал мне говорить: “ты азербайджанец. я не азербайджанец”. Я представитель государства Азербайджан, но мой народ – талыши», - подчеркнул Анар Новрузов.

Касаясь религиозного аспекта, председатель московской организации мусульман – шиитов Фамил Джафаров отметил, что во многих мечетях Азербайджана давно не проходят богослужения: «Власти думают: если мусульмане вместе, то значит они будут что-то обсуждать, о чем-то говорить. Они боятся, что мусульмане в один миг поднимутся, и устроят в Азербайджане исламскую революцию, как в Иране в 1978 году. Власти Азербайджана боятся шиитов. Ваххабитов, может быть, они тоже боятся, но они им не препятствуют, потому что за ваххабитами стоят США. Американцев власти боятся больше, чем ваххабитов».

Касаясь вопроса о том, что весной 2012 года в американском журнале «The Foreign Policy» была статья, где рассказывалась, что официальный Баку «то ли продал, то ли сдал в аренду Израилю один из заброшенных советских аэродромов», Исмаил Шабанов отметил, что судя по всему, американские журналисты имели в виду советский аэродром, который был некогда расположен в талышском регионе.

«Эта местность очень красивая. Там живописный природный ландшафт, много памятников истории. Любой человек, который ехал отдыхать в Азербайджан, обязательно посещал те места. Так было раньше. Лет 6-7 назад власти Азербайджана объявили этот живописный край секретной зоной и запретили туда въезд. Сейчас там колючая проволока, КПП, солдаты с автоматами. В народе говорят, что этот участок земли купили то ли американцы, то ли еще кто –то. Что там на самом деле, никто не знает, потому что туда никого не пускают. Эта местность – культурная и природная достопримечательность нашего народа. Но талыши туда доступа не имеют», - рассказал Исмаил Шабанов.

В материале аналитического портала «Спектр» отмечается, что беседа проходила в Доме национальностей Москвы, где талышская диаспора России отмечала день рождения Новрузали Мамедова – азербайджанского ученого – лингвиста с мировым именем. В материале отмечается, что в Азербайджане Новрузали Мамедов был также известен как главный редактор газеты «Толыши Садо» («Голос талыша»). В феврале 2007 года ученый был объявлен иранским шпионом, заключен в тюрьму, где умер при неизвестных обстоятельствах в августе 2009 года. Пока Новрузали томился в застенках, погибли его сыновья. Старший сын, Камран, умер от сердечного приступа, случившегося с ним после зверского избиения неизвестными личностями. Эмиль, младший сын, погиб в весьма странной автокатастрофе. Ученый-математик Гилал Мамедов, сменивший Новрузали на посту главного редактора «Голоса талыша», сейчас сидит в тюрьме по обвинению в шпионаже и торговле наркотиками.

.

Panorama.am

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Москве состоялась встреча талышской молодежи с поэтом Али Насиром

Азербайджан взялся за преследование родственников проживающих в России талышских активистов

Азербайджан: расширение «суперэтноса»?

Талышская диаспора поддерживает Национальный совет

Минюст Азербайджана отказал в регистрации Талышскому Демократическому Союзу за азербайджанскую государственность

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 04 апрель 2013 09:11
Азери(азари, адари)
Был распространен на территории юга современного Азербайджана, в частности на территориях населенных теперь талышами, которые являются потомками древнего ираноязычного населения края, и на северо-западных провинциях Ирана: Ардебиль, Восточный Азербайджан, Западный Азербайджан и Зенджан (их называют Иранским Азербайджаном).
Азари, наряду с родственными — языком зазаки и талышским языком, составляет самую северную группу западных диалектов иранских языков.
На языке азери писал стихи основатель суфийско-дервишского ордена Сефевие и родоначальник династии Сефевидов Сефи ад-Дин.

Азери(азари, адари)
Был распространен на территории юга современного Азербайджана, в частности на территориях населенных теперь талышами, которые являются потомками древнего ираноязычного населения края, и на северо-западных провинциях Ирана: Ардебиль, Восточный Азербайджан, Западный Азербайджан и Зенджан (их называют Иранским Азербайджаном).
Один из потомков мидийского языка, предок или























ближайший родственник современного талышского языка, и исчезнувшего килитского языка (Ордубадский район Нахичеванской области Азербайджана), а также диалектов тати, сохранившихся на территории Иранского Азербайджана (такестани и др.).
Начиная с XI века количество говоривших на азари начало сокращаться, что объясняется постепенной тюркизацией Иранского Азербайджана.

Комментарий #1, дата: 04 апрель 2013 09:04
Нынешний Азербайджан держится на идеологии пантюркизма, а эта идеология старается любую сферу гуманитарных наук исказить в свою пользу.



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия