Перезагрузка руководства муниципальных районов в Дагестане
В Дагестане происходит планомерная смена глав муниципалитетов. Сменились руководители уже в нескольких районах. Жители отдельных районов продолжают активно проявлять свое несогласие с местными администрациями.
Практика смены руководителей районов набирает обороты. На этой неделе после долгих консультаций с руководством республики оставил свой пост бывший глава Бежтинского участка Ризван Курбаналиев.
Напомним, до этой недели прекратили исполнение полномочий главы Ахтынского и Кизилюртовского районов, а в Дахадаевском и Казбековском районе народ почувствовал момент для активизации оппозиционных настроений к руководителям муниципалитетов.
Разрешите откланяться
Раньше всех (7 марта 2013 года) ушел в отставку глава администрации Цунтинского района Гусен Магдиев, который восемь лет занимал эту должность. Надо признать, на второй срок он прошел вопреки желанию республиканской власти. Жители Цунтинского района давно лишены возможности выбора по своему видению из числа достойных представителей своего народа.
Дело в том, что есть проблема, специфика которой вытекает из антиконституционной структуры района. Бежтинский участок в настоящее время дефакто является отдельной административной единицей – почти все районные учреждения в Бежта функционируют. И ничего плохого в этом нет, кроме одного – бежтинцы, не имея какоголибо административного интереса к управленческим и человеческим критериям главы Цунтинского района, принимают участие в выборах главы района. Следовательно, нетрудно догадываться, по какому критерию они отдают свои голоса на выборах.
Дело в том, что до 1957 года бежтинцы и цунтинцы не жили в одном районе. Исторически они не могли формировать между собой какиелибо союзы для совместной жизни или защиты от внешних врагов – мешает высокий хребет. Поэтому оба этноса более тесно сотрудничали с другими соседями.
Правда, со временем они сблизились и до начала «лихих» 90х годов жили под одной административной «крышей». Но, как известно, любая болезнь выходит через ослабленный орган.
Напомним, в 1944м году жители Цунтинского района подверглись репрессиям со стороны республиканской власти. Все жители 46 сожженных аулов района были насильственно переселены в Веденский район Чечни, а район ликвидирован. Известно, что процесс адаптации к условиям жизни на новом месте проходил очень болезненно – от неизвестных болезней и голода численность населения сократилась на треть.
И это еще не все испытания, которые выпали на долю цунтинцев. Через 13 лет, когда люди только освоились и начали жить полюдски, после возвращения чеченцев из Казахстана, дидойцы вернулись на свою историческую родину.
Все бы хорошо, но никто не понес ответственность за сожженные аулы, и людей отправили в горы ни с чем. Следовательно, их ждали только руины и сиротливые стены домов, которых без помощи государства (виновника проблем) людям пришлось восстанавливать самим. Конечно, наши предки позавидовали жителям Новолакского района, которым руководство государства уделяет такое пристальное внимание. Не просто выселяет в никуда, а создает человеческие условия для жизнедеятельности.
Можно подумать, а какое отношение имеет нынешнее руководство Цунтинского района к этим вопросам. Дело в том, что и. о. главы района назначен Пахрудин Магомединов, работавший долгое время в правоохранительных органах и в адвокатуре не гденибудь, а в столице России. Наверно, он найдет возможности для юридического обоснования структуры района и определения статуса репрессированного народа. Прецеденты ведь на Кавказе имеются.
Таким образом, Цунтинский район стал полигоном для очередной апробации политики республиканской власти.
Не сдаваться
Смена главы администрации района сама по себе не приведет к кардинальным изменениям. Практика муниципального управления в Дагестане такова, что на ключевых позициях ставят родственников или проверенных людей. Они и определяют процессы, происходящие в том или ином районе. В Цунтинском районе в руках у эксглавы были сосредоточенны не только управленческие нити, но и почти все экономические ресурсы.
Конечно, люди вправе задаваться вопросом: почему главой района назначен юрист из Москвы. Неужели в районе не оказалось достойных людей? Их много, но П. Магомединов – односельчанин Г. Магдиева. Это может быть даже плюсом, если передача полномочий произойдет в полном объеме. Бывший и нынешний руководители района могут сотрудничать.
Правда, эксглава Цунтинского района вряд ли захочет отказаться от «легких» денег, которыми в течение восьми лет он подпитывал свою деятельность. К такому выводу приводят его слова в СМИ о том, что «на зарплату советника в 25 тыс. рублей не сможет прокормить свою семью». Интересно, главы муниципалитетов знают среднюю заработную плату жителей доверенных им районов?
Поэтому приходится думать, что при обеспечении какоголибо влияния эксглавы на социальноэкономические процессы в районе ничего хорошего цунтинцев не ожидает. По крайней мере, вряд ли можно обеспечивать кардинальные перемены.
Конечно, руководитель администрации, полномочия которого истекали только в сентябре этого года, просто так не мог отказаться от своей должности. Значит, он либо был озадачен интенсивностью финансового контроля со стороны республиканских органов, либо располагает козырем, который дает ему возможность влиять на финансовые потоки. Время покажет.
Надежда имеется
Действия нового главы Цунтинского района производят обнадеживающее впечатление. Выступает в СМИ, анализирует ситуацию, консультируется со специалистами. К сожалению, некоторые дагестанские руководители, переоценивая свои возможности, не считают нужным советоваться с профессионалами своего дела. Такое было и в указанном районе – за последние двадцать лет не было ни одной встречи или круглого стола по проблемам района.
Новый глава Цунтинского района в течение недели после назначения собрал в Махачкале представителей дидойской интеллигенции, которые успешно работают по своим направлениям в столице Дагестана и других регионах республики. Обсуждались самые насущные вопросы. Каждый выступающий в тезисной форме обозначал проблему в своей сфере и предлагал вариант ее решения.
В начале круглого стола заведующий кафедры психологии Дагпедуниверситета Магомед Далгатов затронул необходимость консолидации усилий всех выходцев из Цунтинского района к созданию условий для развития района. При этом, не обсуждая недостатки прежнего руководства, он говорил о целесообразности проведения обоснованной кадровой политики. Дело в том, что для молодежи стимулом работы над собой (над повышением образовательного уровня) выступают правильные критерии профессионального роста. Немаловажную роль в создании благоприятной атмосферы в районе может сыграть отказ от практики деления людей на группировки по политическим интересам.
О состоянии уровня образования в районе говорил директор одной из столичных школ Арсен Абдуллаев. Он обратил внимание собравшихся на необходимость развития методической базы в школах района и активизации участия учеников в различных межрайонных и республиканских олимпиадах и конкурсах. Разумеется, для этого сами педагоги должны систематически повышать свою квалификацию, идя в ногу с современными педагогическими технологиями. Не секрет, сегодня в Цунтинском районе (хоть и немного) тоже имеются и интерактивные доски, и компьютерные кабинеты, и отдельные лаборатории. Вопрос в другом – не всегда дорогостоящее оборудование используется с полной отдачей.
Редактор отдела экономики газеты «НВ» Тайгиб Мусаев поделился своим видением экономических проблем в районе. По словам экономиста, ни в одном районе или городе Дагестана невозможно поднимать экономику без создания соответствующей социальноэкономической атмосферы. В настоящее время большинство молодых способных к бизнесу горских людей предпочитает найти работу в бюджетном учреждении. Значит, проблема заложена в неправильном расходовании бюджетных средств. Т. Мусаев предложил новому главе провести на месте анализ эффективности каждого учреждения на предмет расходования средств. Для этого необходимо мобилизовать контрольные ресурсы районной счетной палаты.
Немаловажным вопросом, по словам экономического редактора еженедельника, является активизация деятельности малых форм хозяйствования, ориентированных на выпуск традиционных для Цунтинского района сельскохозяйственной продукции и изделий народных художественных промыслов. Для этого нужно разработать программу социальноэкономического развития района. Особенно с учетом тех направлений экономики, по которым имеются республиканские или федеральные целевые программы. Невозможно улучшать социальное положение жителей района без создания экономической платформы и только ориентируясь на межбюджетные трансферты из Махачкалы.
Также были дельные рекомендации по медицине, дорожному строительству и созданию социальной инфраструктуры, а также искоренению ранее непривычной для миролюбивого дидойского народа практики повышения среди жителей экстремистских настроений.
После продолжительных обсуждений руководитель муниципального образования «Цунтинский район» отметил, что ознакомится с инфраструктурой района, его проблемными точками и внутренним устройством. Такого же формата круглый стол, по его словам, будет организован с дидойской интеллигенцией в горах. Также выразил надежду на то, что это не последняя встреча и в дальнейшем будет опираться на все прогрессивные силы, заинтересованные в процветании Цунтинского района.
Конечно, улучшение социальноэкономического положения в Дагестане начнется только после изменения к лучшему ситуации в районах и городах. В том числе отдаленных и обделенных в социальном плане горных районах. Дагестанцы хотят верить в то, что это не просто косметический ремонт в муниципальном управлении, а начался процесс перезагрузки муниципалов.
Федеральная газета «Настоящее время»
Дайджест