Минтранс России прокатился по дорогам Дагестана
Р.Абдулатипов и М.Соколов обсудили вопросы развития транспортной инфраструктуры Дагестана
В республике с рабочим визитом побывала делегация Минтранса России во главе с министром Максимом Соколовым. Делегацию в Махачкалинском аэропорту встретил глава Дагестана Рамазан Абдулатипов.
Официальные лица осмотрели аэропорт, в частности взлетно-посадочную полосу, центр управления воздушными полетами и т.д.
Аэропорт является одним из ключевых объектов транспортного комплекса республики. В рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие транспортной системы России на 2010 — 2015г.г. планировалось провести реконструкцию аэропорта. ФГУП «НИИ «Аэропорт» была разработана проектно-сметная документация, которая получила положительное заключение Главгосэкспертизы России.
В то же время объекты, изначально предусмотренные в ФЦП, попали во вторую очередь строительства и не обеспечены финансированием. Более того, 28 декабря 2012 года ФАУ «Главгосэкспертиза России» выдала отрицательное заключение по проектно-сметной документации.
Кроме того, воздушный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации не соответствует предъявляемым требованиям и не способен удовлетворить растущий объём международных перевозок, который за последние десять лет увеличился в шесть раз. Нельзя не учитывать тот факт, что сегодня аэропорт Махачкала обслуживает регулярные международные рейсы в Турцию, ОАЭ, Казахстан, Азербайджан.
Гендиректор ОАО «Авиалинии Дагестана» Мирза Омариев обозначил еще одну проблему – отсутствие дежурного звена, которое находится в круглосуточной боевой готовности в случае авиационного события. Это служба авиационно-космического поиска и спасения в ранее была, но лицензия отозвана, и пока нет авиакомпании, которая обеспечила бы это. По словам гендиректора компании, оставлять желать лучшего и взлетно-посадочная полоса аэродрома, на которой уже образовались сколы, трещины.
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов отметил, что существенным образом изменилась ситуация с воздушным транспортом. Также руководитель республики подчеркнул, что нужно искать пути решения обозначенных проблем, в частности это касается экспертизы.
Федеральный министр транспорта в свою очередь сказал, что надо консолидировать усилия для решения проблем. Что касается взлетно-посадочной полосы, то М.Соколов подчеркнул, что она может принимать старые самолеты, а самолеты современного типа не может.
Затем делегация осмотрела Махачкалинский морской торговый порт. Сегодня Махачкалинский порт — это сухогрузная гавань, включающая в себя перегрузочный комплекс мощностью 3.0 млн. тонн грузооборота в год, с причалами для генеральных, навалочных грузов и контейнеров мощностью до 1,2 млн. тонн в год, железнодорожным и автопаромным терминалом мощностью 1.3 млн. тонн, зерновым терминалом мощностью 0,5 млн тонн в год.
Причалы оснащены современным технологическим оборудованием для перевалки грузов со складами открытого и крытого хранения, предназначенными для временного хранения грузов, их накопления, комплектации отгрузочных партий и перегрузки грузов с одного вида транспорта на другой.
Нефтеналивная гавань порта — это современный специализированный перегрузочный комплекс по перевалке светлых и темных нефтепродуктов мощностью 7,9 млн тонн с причалами, оснащенными современным технологическим оборудованием для приема танкеров грузоподъемностью 13 тыс. тонн.
Режим работы порта круглосуточный, круглогодичный, в отличие от других российских портов, поэтому потенциал его огромен. В порту функционирует свой транспортный флот в количестве 6 судов.
Министр отметил, что у порта есть потенциал и надо подумать, как его реализовать. А также показать существующую соответствующую инфраструктуру, в частности участвовать в логистических выставках, показывать преимущество именно этих торговых путей.
Рамазан Абдулатипов отметил, что надо работать с транснациональными корпорациями. По словам Главы Дагестана, фактически экономикой управляют они.
Затем в здании Правительства состоялось совещание по вопросу развития транспортной инфраструктуры в Дагестане. Участие в нем приняли Руководитель Администрации Президента и Правительства РД Шахабас Шахов, заместитель Председателя Правительства РД Абусупьян Хархаров, главный федеральный инспектор по Республике Дагестан Василий Колесников, заместитель Руководителя Администрации Президента и Правительства РД Исмаил Эфендиев, руководители республиканских министерств и ведомств, представители МО и другие официальные лица.
В составе официальной делегации были заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Максим Быстров, представители структур, подведомственных Минтрансу РФ.
Открывая совещание, Глава республики отметил, что транспортная инфраструктура очень важна для республики. В Дагестане есть все виды транспорта, но их функционирование не вызывает удовлетворения. Рамазан Абдулатипов поблагодарил гостей за приезд и желание помочь в их решении и подчеркнул, что участие в совещании министра транспорта РФ, представителей полпредства в СКФО позволит значительно продвинуться в решении существующих проблем.
Максим Соколов в свою очередь отметил, что для большой команды министерства, подведомственных агентств и служб, занимающихся этими вопросами, очень важно побывать в республике и на месте оценить ситуацию.
Говоря о Махачкалинском торговом порте, министр отметил, что он развивается, грузооборот растет. По его словам, в 2012 году грузооборот порта составил 6 млн. тонн, при этом был установлен абсолютный максимум по перевалке нефти и нефтепродуктов — 5,3 млн. тонн. По сухим грузам за 2012 год перевалка выросла на 20%.
По словам министра, стабилизируется также финансовое положение порта. Если в 2010 году порт приносил убыток в размере более 200 млн рублей, то в прошлом году прибыль предприятия составила уже 75 млн рублей, что особенно важно – порт полностью рассчитался по своим налоговым платежам с республикой, с федеральной налоговой службой. Общий объем налоговых поступлений в бюджет региона составил 120 млн рублей, и, как показывает динамика работы этого года, есть все основания полагать, что и в этом году показатели работы порта будут положительными.
За последние три года, подчеркнул Максим соколов, уровень платежей во все фонды и бюджеты вырос с 6 раз. Это единственный незамерзающий порт России на Каспии. Порт является основным транспортным узлом России на каспийских магистралях транспортировки нефти и нефтепродуктов, входит в состав международного транспортного коридора «Север-Юг». Это, пожалуй, единственный неприватизированный порт в Российской Федерации.
«Но при этом мы понимаем, что решение по приватизации должно приниматься, но приниматься обоснованно, чтобы отказ этого актива не изменил той положительной динамики, которая сейчас есть. А главное, чтобы инвестору был предложен хороший товар, и государство могло получить за него достойную выручку. Это наша основная задача на ближайшую перспективу», — подчеркнул он.
Говоря о махачкалинском аэропорте, М. Соколов отметил, что пассажирские авиаперевозки в России в последние годы развиваются устойчивыми темпами: «В прошлом году российские авиакомпании перевезли 74 млн. пассажиров, что обеспечило рост более 15 %, тогда как среднемировой показатель составляет 5,3%.
При этом, отметил министр, рост пассажирских перевозок по маршрутам между субъектами Российской Федерации составил всего 3,7%. Одним из негативных факторов последнего периода является то, что мы сильно сократили аэропортовую сеть. В республике еще 20 лет назад было 15 местных аэродромов, из которых только 1 функционирует как инфраструктурный объект».
Далее М.Соколов сообщил, что в целях принятия системных мер по развитию региональных перевозок Правительством РФ утверждена разработанная Минтрансом России «дорожная карта» развития региональных авиаперевозок. Дорожной картой предусмотрены целевые показатели, которые предусматривают до 2015 обеспечить рост объемов перевозок пассажиров в целом по внутренним маршрутам до 45 млн., а по региональным до 6-7 млн. пассажиров.
Для достижения указанных показателей реализуется ряд программ государственной поддержки, в том числе и в отношении региональных перевозок, осуществляемых с территории Республики Дагестан. Недавно Правительством РФ утверждено постановление от 18.06.2013 № 509 «О предоставлении в 2013 году субсидий организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации».
В перечень маршрутов, сформированный Росавиацией по заявкам авиакомпаний, вошло 67 маршрутов, из которых 2 — Минеральные Воды — Махачкала, Ростов-на-Дону — Махачкала. Полеты по данной программе начаты 15 июля.
Одной из мер, которая может иметь серьёзный эффект для республики, была названа поддержка приобретения воздушных судов. Существует программа субсидирования лизинговых платежей. В прошлом году она успешно работала. Было закуплено 26 самолетов для региональной авиации.
«Реализуемые меры государственной поддержки обеспечат развитие региональной маршрутной сети и ценовую доступность авиатранспортных услуг на территории Республики Дагестан», — заявил М. Соколов.
Что касается аэропорта, вопрос развития аэропорта, аэродромной сети был обсужден еще в апреле на совещании в Пятигорске. Тогда этот вопрос, по его словам, стоял не так остро, так как проектная документация была только направлена для прохождения государственной экспертизы: «Но экспертиза так и не приступила к рассмотрению этой документации, ссылаясь на определённые обстоятельства, которые требуют, помимо реконструкции объектов аэродрома, еще реконструкцию крепко стоящего здания — КДП, что в отсутствие запланированных денежных средств в рамках федеральной целевой программы развития транспортной системы не предоставляется возможным.
Данный вопрос вынесен на рассмотрение в министерство регионального развития, в чьем ведении находится государственная экспертиза. Мы ожидаем, что в ближайшее время совместными усилиями нам удастся пройти государственную экспертизу и начать работы в этом году.
Наши планы по развитию аэродрома нужно координировать с планами по развитию аэровокзального комплекса. Тем более, что это осуществляется за счет привлечения средств внебюджетных источников, и завершить реконструкцию в ближайшие три года. Эту задачу мы перед собой видим, и будем идти к ее исполнению», — сказал Максим Соколов.
Об исполнении развития сети местных аэродромов республики, развития региональных и межрегиональных авиаперевозок и реконструкции аэропорта рассказал начальник управления аэропортовой деятельности Федерального агентства воздушного транспорта Анатолий Пчелин.
Он сообщил, что в рамках федеральной программы предусмотрена реконструкция аэродромного комплекса аэропорта «Махачкала». Проект предусматривает удлинение полосы с существующих 2640 метров до 3100 метров и уширением до 45 метров.
О перспективах развития морского порта рассказал заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Стасюк.
Он отметил, что первоочередной задачей, которую необходимо решить в целях реализации стратегических планов по развитию и реконструкции морского порта Махачкала, является проведение дноуглубительных работ. ФГУП «Росморпорт», на чей баланс были переданы акватория и подходные каналы, проводит соответствующие подготовительные работы.
Кроме того, в настоящее время конкурсная комиссия ФГУП «Росморпорт» осуществляет оценку и сопоставление заявок для определения победителя открытого запроса предложений по выбору организации на право заключения договора на разработку обоснования инвестиций для реконструкции нефтегавани морского порта Махачкала.
В настоящее время в соответствии с поручением Росморречфлота ФГУП «Росморпорт» также готовит конкурсную документацию для разработки генеральной схемы развития морского порта Махачкала.
Основным хозяйствующим субъектом в порту является ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт». К. Стасюк проинформировал присутствующих о финансовом положении предприятия. После перехода полномочий собственника в конце 2009 года от Росимущества к Росморречфлоту и последовавшей вслед за этим в конце 2010 года сменой руководства, ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» удалось полностью погасить задолженность перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами. В настоящее время идет урегулирование задолженности перед банковскими структурами.
Махачкалинский порт остался единственным портом в стране, где приватизация не была проведена. В настоящее время предприятие включено в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы.
Однако, как отметил, К. Стасюк, по мнению Росморречфлота, принятие Росимуществом решения об условиях приватизации ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» до конца 2013 года технически может оказаться невозможным, даже при условии оформления прав на все объекты недвижимого имущества. В этом случае будет рассматриваться вопрос о включении предприятия весной 2014 года в Прогнозный план приватизации на 2014-2016 годы, который уже утвержден Правительством Российской Федерации.
При этом при рассмотрении вопроса о включении предприятия в Программу приватизации необходимо будет руководствоваться тем, что новым приоритетом приватизации Правительство Российской Федерации определило не продажу объектов любой ценой, а привлечение инвестиций и стратегических инвесторов в приватизируемые активы в целях их дальнейшего развития, подчеркнул замглавы Росморречфлота.
«Вы видите, — сказал Рамазан Абдулатипов, подводя итоги совещания и показывая на приоритетные проекты президента РД, вывешенные в зале заседаний, — что в этих проектах предусмотрены все направления — экономика, культура, вопросы безопасности. В этих направлениях транспортная проблема занимает особое место.
Но, как почувствовал из нашего активного обсуждения, никаких перспектив для выполнения этих проектов с точки зрения транспортных проблем не вырисовывается. Получается, что федеральные органы, которые должны стимулировать развитие регионов, на самом деле могут выступить как факторы, тормозящие развитие республики.
Это такой общий вывод. Понимаете, у Дагестана нет столько времени, сколько есть у вас для решения этих вопросов. Республика находится в глубочайшем кризисе. По основным показателям развития мы находимся на восьмидесятых местах.
И если мы ускоренными темпами не решим эти вопросы, то эти феодализм, средневековье, экстремизм, терроризм мы не сможем никакими разговорами отсюда выжить.
По аэропорту ситуация получается как у Райкина: пуговицы пришиты намертво, а пиджака нет. Почему такая жесткая связка между реконструкцией взлетно-посадочной полосы, другими терминалами с одним зданием, который стоит на стороне?
Почему из-за одного здания, куда подведен всего один кабель, приостанавливается реконструкция? Почему специальными поясами нельзя повышать сейсмостойкость зданий? Если вы, федеральные структуры, это не можете делать, тогда скажите – мы найдем деньги, сами сделаем. Или пришлите людей – мы оплатим».
Махачкалинский аэропорт, по словам Рамазана Абдулатипова, не рядовой аэропорт, это стратегический объект с точки зрения интересов государства на юге страны. «Если возникнет необходимость переброски сил и средств в этот регион, как эти вопросы будут решаться? И кто за это будет отвечать? Я до сих пор склонялся к тому, что если федеральные органы плохо управляют — дайте нам.
Но республика многими активами управляет еще хуже. Как можно в течение 10-15 лет обсуждать вопрос о приватизации морского порта? Почему нельзя решить вопрос более оперативно? Если говорить о реконструкции – это реконструкция до или после приватизации? Зачем государству заниматься реконструкцией, если порт приватизируется?», — подчеркнул врио Президента РД.
Рамазан Абдулатипов добавил, что в конце месяца собирается встретиться с Президентом России, и придется ему доложить, что федеральные органы власти как проваливали, так и продолжают проваливать многие проекты в республике, потому что практически никто не работал на развитие республики.
Все кормили, помогали, но никто не развивал республику. Морской порт, аэропорт – это источники развития республики. Есть готовность инвестора работать в аэропорту, на 300 гектарах вокруг аэропорта планируется строительство нового города. «Надо бегать за инвесторами в этой ситуации, а не ждать, пока он придет и начнет нас уговаривать. И Минимущество республики, и курирующий заместитель, и министр транспорта – вы показываете, что работаете неэффективно.
Это плохой для вас вывод, когда правительство находится в отставке и формируется новый состав. Мне не нужны ни родственники, ни друзья, мне нужен эффективно работающий человек. Это в интересах развития республики», — отметил глава республики.
Рамазан Абдулатипов поблагодарил руководство Минтранспорта и СКФО за оперативное решение вопроса по организации региональных авиаперевозок – открытие линий из Махачкалы в Ростов, Пятигорск, Баку. В наши дни это недопустимая роскошь – проводить целые дни в автомобиле, когда за считанные минуты можно долететь, провести рабочую встречу и в тот же день вернуться.
После совещания Максим Соколов и Рамазан Абдулатипов ответили на вопросы журналистов.
Дайджест