Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Ростислав Туровский: передел границ Северо-Кавказского федерального округа смысла не имеет

Регионы Северного Кавказа много выиграли от выделения Северо-Кавказского федерального округа и новый передел границ смысла не имеет. Такое мнение высказал вице-президент фонда «Центр политических технологий», профессор Высшей школы экономики, доктор политических наук Ростислав Туровский, комментируя полемику в СМИ об очередном переделе границ.

В частности, в ряде СМИ отмечается, что федеральными властями рассматриваются перспективы выделения восточных республик Северного Кавказа — Дагестана, Чечни и Ингушетии в отдельный округ. При этом, остальные регионы СКФО могут быть объединены с Ростовской областью, Краснодарским краем и Адыгеей. Другая идея заключается в объединении СКФО с тремя регионами ЮФО.

Аргументы, которые сейчас приводятся в пользу передела границ федеральных округов на Юге России, можно разделить на экономические и этнополитические. Один из «экономических» аргументов напоминает нам о советских границах экономических районов.

После создания СКФО стратегии и программы социально-экономического развития привязаны к нынешним границам федеральных округов, эти документы являются не декларациями, а конкретными планами, и необходимо добиваться их исполнения, а не устраивать игры с перекройкой границ, которые приведут к необходимости пересматривать большое количество финансовых документов.

 

Ростислав Туровский

Согласно другому «экономическому» аргументу разделение федеральных округов приводит к недофинансированию регионов СКФО. Этот аргумент выглядит не менее странным. Например, выделение дотаций, субсидий и субвенций, как основных видов федеральной финансовой помощи к границам федеральных округов вообще никак не привязано: решения принимаются в отношении конкретных регионов, в зависимости от их потребностей.

Выделение СКФО, напротив, изменило ситуацию к лучшему, поскольку иначе его регионы оказывались и продолжали бы оставаться в тени крупных регионов ЮФО, а тема недостаточного финансирования Ставропольского края и республик, напомним, поднималась еще в период существования «большого» ЮФО как раз из-за влияния его самых крупных регионов.

Среди плюсов формирования СКФО — его компактность, которая повышает управляемость округа и «приближает» все его территории к федеральной власти. Говоря о размерах и управляемости федеральных округов, не следует также забывать, что планы передела их границ могут только ухудшить ситуацию.

Так, возникает вопрос, что же будет с управляемостью Приволжского федерального округа, который и без того огромен, и куда могут быть добавлены еще три региона. В результате мы получим огромную территорию, протянувшуюся от Нижнего Новгорода до Каспия, и с точки зрения управляемости это будет, пожалуй, худший федеральный округ. Если выделить Восточно-Кавказский федеральный округ, состоящий из трех республик, то это, наоборот, будет необоснованно маленький округ, который еще и будет восприниматься негативно в качестве своеобразного «гетто» для трех проблемных регионов России.

От границ федеральных округов может зависеть реализация инвестиционных проектов, взаимосвязанных со стратегиями их социально-экономического развития и реализуемых за счет бюджетных средств или на основе государственно-частного партнерства. В прежних границах была разработана ФЦП «Юг России», которая имела слабое финансирование и не обеспечивала комплексное развитие всей территории прежнего ЮФО. Вместе с тем, ФЦП по Чеченской Республике, наоборот, притягивала громадные средства во всего лишь один регион.

В новых условиях появилась возможность разработать сбалансированную стратегию социально-экономического развития СКФО, а затем — соответствующую государственную программу, которая в настоящее время реализуется. Возникла корпорация развития СКФО, формируется туристический кластер, охватывающий все регионы федерального округа.

Этнополитические аргументы, в основном говорят или о сложности этнического и конфессионального состава СКФО, или о том, что его границы разделяют близкие народы. В частности, по преобладанию приверженцев христианства и ислама округ можно условно разделить на западные и восточные регионы. Разделение на западные и восточные республики можно также связать с долей и влиянием русского населения, которое малозначимо в восточных республиках.

Непонятно, зачем делить СКФО на части по этим причинам. С одной стороны, этнический и конфессиональный состав населения буквально каждого региона СКФО уникален, но каждый регион отдельным федеральным округом не сделаешь. С другой стороны, одни и те же по сути проблемы межнациональных отношений, радикального ислама, миграций, положения русского населения в разной степени представлены во всех регионах СКФО. Состав округа позволяет решать эти проблемы в комплексе, одновременно используя индивидуальный подход к каждому региону.

Что касается «разделяющей» роли СКФО, то действительно, за его пределами оказалась часть народов абхазо-адыгейской языковой группы, а именно — адыгейцы. Разделено и казачество: в СКФО представлены терские казаки, в ЮФО — кубанские и донские.

Безусловно, территория СКФО не является и не может быть идеальной, чтобы удовлетворять все существующие интересы и потребности. На наш взгляд, отделение границами округа одних народов и одних казачьих войск от других не составляет существенной проблемы.

Округ — это не субъект федерации и не государство, он создан для более удобной организации политического и социально-экономического управления, но не создает никаких барьеров для свободной коммуникации через его границы.

Федеральные округа не создаются по этническому принципу. Кроме того, Адыгея окружена со всех сторон Краснодарским краем и присоединить ее одну к СКФО просто невозможно. Объединить все казачество в одном федеральном округе невозможно и бессмысленно, поскольку казаки живут на всей территории России.

Кстати, также как и народы Кавказа. Взаимодействие «разделенных» народов вполне может быть организовано на уровне горизонтальных связей, посредством общественных организаций, отношений между субъектами федерации и др. Округ этому никак не мешает и, наоборот, выступает за сотрудничество с регионами и общественными структурами ЮФО.

Таким образом, хотя с исторической точки зрения СКФО — это структура очень молодая, она на данном этапе является оптимальной и сбалансированной. Ее деление на части или расширение ситуацию не улучшают, а аргументы в пользу передела границ не выглядят состоятельными.

Тем более что нынешний СКФО имеет свои планы, программы и стратегии, которые еще нужно реализовать и которые рассчитаны на долгие годы.

Ростислав Туровский, Доктор политических наук,

профессор Высшей школы экономики, вице-президент Центра политических технологий

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

СКФУ готов выделить квоты для студентов из республик Северного Кавказа

Медведев утвердил положение о министерстве по делам Северного Кавказа

Создание территориальных округов в Дагестане может способствовать разрастанию бюрократического аппарата: мнение

Мусульманский федеральный округ

Амиль Саркаров о будущем СКФО: Разукрупнение или ликвидация?

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия