Жители села Самур Магарамкентского района пытаются спасти Самурский лес
Жители села Самур Магарамкентского района — активисты экологического движения, выступающие против проведения строительных работ на водозаборе реки Самур, арестованы за проведение несанкционированного митинга. 19 человек вчера были задержаны, под стражей остаются 15 человек, арестованных на сроки до 10 суток. Задержанные и участники происшествия утверждают, что никакого митинга не было. После получения Постановления суда они намерены обжаловать арест в Верховном суде Дагестана.
Митинг полицейских
Руслан Магомедрагимов, активист движения «Самурский лес – достояние мира», считает, что в Дагестане изначально все делается, чтобы не дать любому протестному движению быть реализованным: «Они не могли с акции никого взять, потому что акции никакой не было! Митинга не было. Митингом назвали происходящее сами правоохранители, полицейские. Должны были приехать журналисты, это была встреча людей ,которые собирались делать сюжеты, репортажи о лесе. Жители села собрались, чтобы поговорить с ними и рассказать о своей беде, выразить свое возмущение! Акция началась, когда приехали полицейские».
По словам активиста, жители села вышли на улицу из любопытства к тому, что к ним приедет столько журналистов. Любопытных стало больше когда, приехало огромное количество полицейских и отряд ОМОНа. Магомседрагимов рассказывает, что такого количества полицейских машин разом в селе Самур еще не было никогда.
Конфликт с полицейскими начался, когда человек представившийся замминистра дагестанского МВД начинает угрожать молодым ребятам, снимающим происходящее на камеры своих телефонов. Все началось с угроз и первыми начали бить именно полицейские, ребята 18-19 лет, которые стояли отдельной кучкой, — рассказывает Руслан. – Одного избили так, что он по сей день находится в больнице».
Акции проходили и ранее, причем многократно. В опубликованной резолюции в сентябре нынешнего года, после проведения первого митинга, говорится:
«3 сентября состоялась встреча жителей населенных пунктов Самурской долины Магарамкентского района Республики Дагестан с руководством ЛНД «Садвал». Собравшиеся на встрече жители сел Самур, Чах-чах казмаяр Тагирхюр-казмаяр Приморское, Хтун-казмаяр, Бильбиль, Капир-казмаяр, Ново-Филя выразили обеспокоенность сложившейся ситуацией, связанной со строительством водозаборных сооружений, по которым планируется в дальнейшем отбирать воду в города Дербент и Избербаш. Как отметили представители сел, они руководствуются лишь благими и патриотическими намерениями по недопущению опустынивания Самурской долины и вымирания реликтового Самурского леса. Они обозначили, что не нужно искать политические и иные цели в их намерениях. Чиновники же апеллируют к тому, что самурцы не понимают проблем жителей Дербента и Избербаш, нуждающихся в воде… Однако жители Самурской долины понимают, что это не социальный, а чисто коммерческий проект, вводимый без оглядки на последствия. А экологические проблемы неминуемо возникнут, если водовод в запланированных масштабах все-таки будет запущен».
Активисты района также говорят о том, что работы по строительству и проектированию водозаборных сооружений и скважин начаты без экологической экспертизы. Единственный документ, на который ссылаются реализаторы строительства, это экспертное заключение из местного института. По законодательным же нормам при строительстве объекта подобного масштаба и экспертиза, и геологоразведывательные исследования должны проводиться федеральными институтами.
Политика или коррупция?
Политолог Альберт Эседов полагает, что в этом деле присутствует скорее меркантильный интерес местных чиновников, нежели важность строительства стратегически важного объекта.
Есть информация, она активно обсуждается и среди населения, и были публикации об этом в местной прессе, что в строительстве этих скважин есть интерес людей из власти. Раюдин Юсуфов, министр экономики и территориального развития республики, на собраниях говорил о том, что он вложил в этот проект личные средства. Об этом мне рассказывали сами местные жители, жители села и даже цитировали его слова, что проект все равно будет осуществлен несмотря ни на что.
Чтобы быть дополнительным героем, он даже заявлял о том, что перенаправил средства, выделенные на строительство школы, именно на этот проект. Это уже нецелевое использование средств. Это превышение должностных полномочий».
По его данным, в сентябре к действующему главе района Фариду Ахмедову пришли люди, которые планировали провести митинг. Организаторы объяснили, что политической подоплеки в акциях нет. Однако в ответ на просьбу удостовериться в наличии разрешительных документов на это строительство, чтобы успокоить народ, который выражает свой протест, Ахмедов сначала согласился, но затем заблокировал акцию.
«Организаторы решили митинга не проводить, но были вызваны правоохранители и получилась акция из полицейских, – рассказывает он. – Они заблокировали все село, и в результате жителей протестующих сел не пустили даже на празднование недавнего юбилея района.
Дети подготовили выступления, жители собрались на праздник общерайонный, но были остановлены полицейскими. Стояли «Уралы», маски-шоу и так далее».
Эседов рассказывает, что активисты обращались к президенту Абдулатипову, но и там отклика не нашли. «Этот процесс излишне политизируют именно внутри действующей власти в районе. Там есть такой момент, что глава администрации и глава муниципального образования, по молодости ли, по незнанию ли, по неопытности, но не понимают, что нагнетаются негативные настроения. Возможно, это использование этих акций как способ устранения конкурентов, учитывая смену власти в республики и общую нестабильную обстановку», — считает он.
Эколог Разият Гасанова также понимает, что при реализации проекта строительства водозаборных скважин уникальный Самурский лес попросту погибнет:
«Сама экосистема этого уникального объекта Самурского леса держится на том, что вся корневая система питается из реки Самур именно этого участка. Сама по своим характеристикам река не полноводна, и любой забор воды отражается на ее уровне. Практически запустить все эти водяные скважины – это значит убить лес, единственный в своем роде».
Гасанова при этом основной подоплекой того, что правительство настаивает на реализации этого конкретного проекта, видит геополитические мотивы.
«Чиновники, выходцы этого района, и Яралиев, и Юсуфов, они не ведают, что творят. Они сидя у власти, соблюдают только собственные интересы. Страшно, что власти позволяют это.
Казалось бы, почему не установить эти заборы на реке Сулак, полноводной и вполне способной обеспечить водопоставку? Все просто — практически вся река находится в ведении «Русгидро» и утыкана гидроэлектростанциями. Подобные действия, естественно, уменьшат мощности электростанций и не позволят производства такого гигантского количества электроэнергии, а это спад доходов, а это ущерб аварского лобби».
Сколько стоит вода
В середине сентября состоялось правительственное заседание. В числе иных вопросов обсуждали и строительство водовода «Кайтаг – Дагестанские Огни». Также отчитались и о строительстве Самурского водопровода для водоснабжения прилегающих сел и города Дербента.
Согласно озвученной на заседании информации, в соответствии с проектно-сметной документацией источником водоснабжения определены подземные воды присамурского участка. Водозабор осуществляется посредством строительства артезианских скважин.
«Как было отмечено, строительство водовода осуществляется в рамках ФЦП «Юг России» с 2008 года. За время строительства объекта с 2008 по 2012 год выделены средства в размере 257,69 млн рублей, в том числе средства федерального бюджета – 222,28 млн. рублей. В 2013 году на завершение строительства и ввода его в эксплуатацию предусмотрены средства в объеме 165 млн. рублей, из которых на 1.09.2013 г. выделены средства в размере 151,3 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 109,6 млн.рублей.
Если говорить о том, какие работы уже сделаны, то уже проложено 24,8 км водовода, на завершающей стадии строительство 2-х резервуаров емкостью 2500 кубических метров, завершено строительство здания хлораторной, подведены высоковольтные линии, построена трансформаторная подстанция, подано электричество. Водовод доведен до г. Дагестанские Огни. Осталось построить 6,3 км водовода, каптаж родников и пробурить артскважины», — отчитался министр экономики Дагестана Раюдин Юсуфов.
Он также отметил, что готовность объекта к вводу составляет 80%, ввод запланирован в 4-ом квартале 2013 года.
В рамках Республиканской инвестиционной программы на 2013 год на завершение строительства и ввод в эксплуатацию объекта предусмотрено 356 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 221,9 млн рублей, из республиканского бюджета РД – 134,1 млн рублей, из которых к сентябрю нынешнего года выделено 127,6 млн руб., в том числе средства федерального бюджета – 80,9 млн. рублей.
Сейчас активисты движения объединяются с правозащитниками и готовятся отстаивать свой лес, а теперь уже и свою свободу через Верховный суд.
Гуля Арифмезова
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Минюст отозвал согласование на проведение в Махачкале общереспубликанского митинга