Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Крым: испытание правом

Исполнит ли Россия законы, которые игнорировала десятилетиями?

МИД Украины посоветовал России разобраться с федерализмом в своей стране, прежде чем рекомендовать этот рецепт другим. Таким образом Киев отреагировал на высказывания министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в интервью на «Первом канале».

Между тем Владимир Путин поручил проработать вопрос реабилитации крымских татар. Надо сказать, что ранее курултай (национальный съезд) крымско-татарского народа заявил о намерении добиваться автономии на исторической родине.

Повлияют ли процессы, связанные с присоединением Крыма, на национальную политику России? Об этом – в материале обозревателя КАВПОЛИТА.
 
На себя посмотрите!

Глава МИД России Сергей Лавров 30 марта дал интервью программе «Воскресное время», в котором, в частности, отметил: «Если нынешние руководители в Киеве будут упорствовать в своем неприятии идеи делегирования полномочий регионам, а мы убеждены, что только через федерализацию это можно сделать эффективно, если они будут по-прежнему игнорировать русских, включая русский язык, то, думаю, что из конституционной реформы, которая в каких-то формах, вроде, началась, ничего толкового не получится».

Ответ украинского внешнеполитического ведомства последовал незамедлительно: «Почему бы России не наполнить федерализм, который, кстати, зафиксирован в официальном названии государства, реальным, а не только декларативным содержанием? Почему бы не дать больше полномочий национальным субъектам федерации, развитие которых подавляется сегодня также жестко, как подавлялось и в царские, и в советские времена?

Почему бы не ввести другие, кроме русского, государственные языки, в том числе украинский – язык миллионов граждан России? Почему бы не позволить провести референдумы о широкой автономии, а в случае необходимости, и о независимости, в национальных субъектах федерации? Понимаем, что эти вопросы – риторические. Даже сама мысль о них в сегодняшней России будет жестко подавлена, а в случае попытки ее реализации – такие действия, как это было на Северном Кавказе, будут утоплены в крови».

При всей резкости заявления украинских дипломатов, их претензии во многом справедливы. В свое время – в то далекое время, когда, казалось, что нет важнее задачи, чем неустанно апеллировать к закону – так вот, в прошлой жизни (менее года назад) мы не раз обращали внимание на нарушение основ федерализма в России. В частности, критиковали закон о сепаратизме, противоречащий закрепленному в Конституции РФ принципу самоопределения народов, на который ныне ссылаются наши политики, размышляя о судьбе Украины.

Чем мы хуже?

Федерализация Украины сегодня вопрос исключительно политический, имеющий отношение скорее к территориальным претензиям, нежели к праву. Поэтому касаться его не будем. Нас, как граждан России, больше интересует, каким образом отразятся на нашей стране процессы, связанные с присоединением Крыма.

Для полноты картины вначале обратимся к еще одной новости. Владимир Путин 1 апреля обсудил проблемы крымских татар с главой Татарстана Рустамом Миннихановым. По итогам встречи президент пообещал поручить проработать все три затронутых вопроса. Стороны коснулись закона о реабилитации репрессированных народов – по мнению Минниханова, он должен распространяться на крымских татар. Кроме того, рассматривалась возможность узаконить места их проживания в Крыму и создать программу для развития инфраструктуры в этих поселениях.

Надо сказать, ранее, 29 марта, курултай крымских татар решил добиваться национальной автономии. «Курултай крымско-татарского народа обращается в ООН, Совет Европы, ЕС, ОБСЕ, Организацию исламского сотрудничества, к парламентам и правительствам государств с призывом поддержать право крымско-татарского народа на самоопределение в форме национально-территориальной автономии крымско-татарского народа на его исторической территории – в Крыму», – сказано в постановлении съезда.

Курултай крымско-татарского народа

Так что заявления российских властей во многом обусловлены необходимостью торговаться. Стало быть, обещания могут быть несколько завышенными. Но сейчас не об этом.

Федерализация страны и исполнение закона о реабилитации – пожалуй, два наиболее острых вопроса национальной политики России. Курс на вертикаль власти несовместим с самостоятельностью субъектов. Об этом можно судить даже на уровне символов. Республики не только привели региональные законы в соответствие с федеральными, но и переименовали президентов в глав.

Последним, кстати говоря, это сделает пока еще президент Татарстана Минниханов. В 2015-м он станет официально именоваться главой.

Но если мы считаем федерацию прогрессивным устройством, может, стоит задуматься о своей территории? Тем более что Татарстан – наглядный пример того, что даже при минимальной самостоятельности, оговоренной в специальном договоре, субъект развивается лучше тех «государств» (так записано в Конституциях республик), что полностью подчинены Москве.

Понятное дело, процесс перераспределения полномочий будет болезненным, прежде всего для самих республик, полностью сегодня зависимых от федеральной казны. Однако в случае с Украиной мы уверены, что игра стоит свеч. Почему бы в таком случае не начать с себя?

С законом о репрессированных народах и вовсе настоящая каша. Территориальные споры, ставшие следствием депортации, до сих пор грозят обернуться серьезными конфликтами. О некоторых из них мы рассказывали накануне скорбной даты 70-летия выселения вайнахских народов, которую, к слову, умудрились обойти молчанием все государственные СМИ.

Где вы раньше были!

Что касается непосредственно реабилитации крымских татар, еще полмесяца назад на эту тему высказалсясопредседатель Международного общества «Мемориал» Ян Рачинский. Приведем некоторые выдержки из его комментария, тем более что они имеют отношение и к федерализации, и к закону о репрессированных народах:

«…Крымским татарам придется проститься с латиницей. Наши законодатели, так волнующиеся за судьбу разных языков на Украине, давно ввели запрет на латинскую графику – независимо от традиций и целесообразности все официальные языки в российских республиках должны использовать только и исключительно кириллицу.

…По российскому закону крымские татары и так давно имеют право на реабилитацию. Хотя российские чиновники и не хотели этого признавать, но Конституционный суд разъяснил, что крымские татары подпадают под действие российского закона о реабилитации – поскольку Крым в 1944 году был территорией РСФСР и высылка происходила с территории России.

Впрочем, попытки тех, кто живет в Крыму, получить от российских инстанций бумажку – просто бумажку – о реабилитации, до сих пор сталкиваются с категорическими отказами. Самые упорные годами пытаются добиться исполнения решения КС с помощью российских судов – совершенно безуспешно.

…Конечно, российский закон предусматривает некоторую социальную поддержку реабилитированным – но… эту социальную поддержку должны оказывать сами регионы; федеральный бюджет не имеет к этому никакого отношения».

Так будет со всеми?

Предположим теперь, что крымские татары получат автономию с широкими полномочиями. Российские власти наконец признают их репрессированными. Однако выплачивать компенсации за преступления сталинского режима им придется самим себе. Таков закон.

Есть, правда, другой сценарий. Москва попытается «задобрить» крымских татар и предпримет какие-то неординарные меры – наделит национальную автономию особым статусом, разрешит им пользоваться латиницей, начнет выплачивать средства из федеральной казны по закону о репрессированных народах и так далее.

В этом случае стоит ожидать всплеска активности в национальных республиках. Можно не сомневаться, что там непременно воспользуются поводом в очередной раз заявить о проблемах, которые не решаются десятилетиями – другого такого шанса может уже не быть. Объяснить, чем депортированные в годы войны вайнахи, балкарцы или калмыки хуже крымских татар, будет не просто. Придется либо договариваться со всеми сразу, либо применять силу в одних регионах, чтобы продемонстрировать «широту души» на черноморском полуострове.


Присоединение Крыма – уже свершившийся факт. Безусловно, надо решать, как жить дальше. И предлагаемые меры вполне можно обсуждать. Однако избирательность в исполнении отдельных законов или применении конституционных принципов приведет к очередной дискредитации государства в глазах граждан. Можно только порадоваться за крымских татар, если они получат все, что им обещают. Но чтобы все эти меры не привели к обострению ситуации в других регионах, придется поступать по закону во всей стране. Готова ли российская власть к этому испытанию?

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Экс-лидер Меджлиса угрожает дестабилизировать обстановку в Крыму

Путин реабилитировал крымских татар, немцев и греков

Крымские татары начали подготовку своего референдума о будущем Крыма

Путин заявил о намерении решить самые насущные проблемы крымских татар

Крымским татарам предложили посты в госорганах полуострова

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия