Политическая гонка за Азербайджан
Все больше становится заметно сближение позиций России и Азербайджана. Причем на фоне подписания договора о Евразийском экономического союзе это сближение идет де-факто, но не де-юре. Де-юре Азербайджан дистанцируется от проекта ЕАЭС, на что есть ряд вполне понятных причин. Кроме того, Соединенные Штаты Америки не оставляют своей стратегии по влиянию на внешнеполитические ориентиры Азербайджана, что в перспективе дает Белому дому возможность оказывать влияние не только на ситуацию на Южном Кавказе, но и на Каспийский вопрос.
Азербайджан официально не намерен вступать в Евразийский проект интеграции. Во многом это обусловлено конфронтацией с Арменией, вопросом экономических показателей заявленных участников (серьезным экономическим потенциалом обладает разве что Россия и Казахстан), а также региональными проектами Азербайджана, в т.ч. в сфере энергетики.
Тем не менее российская сторона проявляет заинтересованность в сотрудничестве с Азербайджаном, рассчитывая в первую очередь на совместные проекты в газовой сфере, а также на экономическое сотрудничество. И по всей видимости, в Москве приняли решение договориться с Баку о новом формате сотрудничества, делая ставку на Азербайджан как регионального лидера, при этом не развивая риторику об обязательной принадлежности к ЕАЭС. Следуя этой мысли, становится понятно, с чем связано появление в российских СМИкомментария советника президента России Сергея Глазьева о значимой роли Азербайджана для России. Тем более, что раньше Глазьев делал больший акцент на роль Армении, стараясь обходить вопрос Баку стороной. Видимо, ориентиры России на Южном Кавказе получают более четкое очертание.
Интерес России относительно Азербайджана
Интерес России в усилении Азербайджана понятен. В первую очередь Кремль интересует роль Азербайджана в проекте Южного газового коридора и, как следствие, отношения Баку с европейскими и американскими партнерами.
В этой связи подписанное между SOCAR и Роснефтью соглашение о создании совместного предприятия закладывает основу для успешного расширения влияния Москвы на газовую политику Азербайджана, особенно это актуально «в третьих странах», первой среди которых, видимо, будет Израиль.
Россия стремится закрепить свои позиции в задуманном как альтернатива ее маршрутам поставок проекте. На руку здесь играет и недавний конфликт политической элиты Азербайджана с послом США, а также кризис в Европейском Союзе, который, более того, воспринимается в Баку не как полноценный участник конфронтации Запада и России, а не более, чем рядовой игрок, подверженный влиянию как Вашингтона, так и Москвы.
Азербайджан важен Кремлю и как связующее звено в отношениях с Турцией и Ираном, причем взаимодействие «тройки» все более приобретает прагматичные контуры сотрудничества, переходя от слов к действиям. На совместной пресс-конференции с президентом Турции Абдуллой Гюлем в Анкаре президент Ирана Хасан Роухани заявил, что к 2015 году планируется соединение железных дорог Ирана с железнодорожной сетью Азербайджана, что позволит наладить также железнодорожное сообщение ИРИ с Турцией.
Кроме того, страны готовятся к созданию свободных экономических зон, что закладывает основы для реализации проекта Север-Юг в противовес проекту ТРАСЕКА.
Азербайджан интерес России и в вопросе расширения Евразийского проекта через тюркскую дугу сотрудничества, для чего Москве необходимо расставить в отношениях с Азербайджаном определенные акценты.
Серия высокопоставленных визитов
Намеченный на период с 17 по 18 июня текущего года визит главы МИД РФ Сергея Лаврова и зампреда правительства Дмитрия Рогозина в Баку будет носить прагматичный характер. Главной задачей будет сделать Азербайджану ряд прагматичных предложений против тех, которые могут поступить от президента Европейской комиссии Жозе Мануэла, который посетит Баку ранее – 12 июня.
Еврочиновник, скорей всего, в очередной раз поднимет вопрос о значимой роли Азербайджана в контексте поставок энергоресурсов на европейские рынки. Конечно, будут общие фразы о ситуации вокруг Нагорного Карабаха и клятвенные заверения о всесторонней поддержке политики Баку. Вопрос Восточного партнёрства скорей всего будет поднят формально, поскольку Брюссель давно понял, что Баку не даст согласия на свое участия. Другое дело, что Мануэл будет пытаться договориться с Азербайджаном о посреднической роли Баку в отношении Ирана, ведущего переговоры о полноценном выходе из-под санкций, и тут встает вопрос о газовом потенциале Тегерана, а также Турции, премьер-министр которой в ближайшее время столкнется с серьезными вызовами, идущими от сторонников Фетхуллаха Гюлена.
В свою очередь российская делегация будет делать акцент на прагматичное взаимодействие между странами вне риторики о ЕАЭС. В первую очередь речь пойдет о Каспийском вопросе, а также о совместных экономических проектах. Кроме того, российская сторона может поднять вопрос усиления военного сотрудничества, поскольку Южный Кавказ, находясь в фокусе интересов разных групп влияний, может быть подвержен внешним провокациям.
Отдельное место может занять формат отношений Баку и Лондона. Россия внимательно следит за сменой внешнеполитической парадигмы Англии и ее роли в политических ориентирах Азербайджана. В этой вязи скорей всего на повестке будет и вопрос о взаимодействии с Францией, президент которой недавно совершил визит по Южному Кавказу. Причем вопросы взаимодействия с Лондоном и Парижем могут быть обусловлены кризисом в европейском сообществе и в целом политикой США в регионе.
Политическая гонка
Сближение Москвы и Баку имеет как большой потенциал, так и ряд вызовов, которыми вполне могут воспользоваться внешние интересанты. В первую очередь это вопрос таможенной границы и Нагорного Карабаха, тем более на фоне внутриполитической полемики в армянском инфополе между канцелярией Роберта Кочаряна и заместителя министра иностранных дел Шаварша Кочаряна.
В конечном счете, визиты европейской и российской сторон в некотором роде будут выглядеть как гонка политических предложений, в которой в ближайшее время однозначного победителя не будет. Но важным остается момент невовлечения ни с российской стороны, ни с европейской Азербайджана в конкретные интеграционные проекты.
Надана Фридрихсон
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Турция поддержала Азербайджан в конфликте с Арменией
Россия инициировала переговоры по вопросу о вступлении Азербайджана в ВТО
Косачев: на Кавказе Азербайджан является важнейшим партнером России
«Азербайджанская армия имеет возможность ударить по армянам по трем направлениям»