Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Тоторкулов: клановость — тормоз в развитии цивилизации

Алий Тоторкулов – один из тех деятелей, которые не теряют авторитет среди жителей Карачаево-Черкесии на протяжении долгих лет. Уроженец этой республики, успешный бизнесмен, общественный деятель, возглавляющий «Российский конгресс народов Кавказа», Фонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид», межрегиональную общественную организацию содействия сохранению и развитию карачаево-балкарских традиций «Барс Эль».
 
Как правило, в кавказских республиках такие люди играют заметную роль в политических процессах. Однако Алий Тоторкулов никогда не был замешан ни в каких политических интригах, не становился на сторону того или иного клана в республике. Сам он никогда не рвался во власть, хотя его бы поддержало большое количество жителей Карачаево-Черкесии.
 
В интервью «Кавказской политике» Али Хасанович рассказал о том, почему он не сделал политическую карьеру на родине, как относится к местным властям и предстоящим выборам депутатов парламента республики.


- Алий Хасанович, давайте затронем самый актуальный на сегодняшний день вопрос. В Карачаево-Черкесии 14 сентября пройдут выборы в парламент республики, а также в органы муниципальной власти. Какие люди, по-вашему, должны представлять жителей республики в Народном собрании и районных советах?

- В идеале это должны быть люди, хорошо знающие проблемы и чаяния народа, готовые работать не ради мандата и привилегий, а во благо народа, который они представляют. Звучит пафосно и банально, но так должно быть.

К сожалению, до идеала у нас далеко, и не только в КЧР. Мне не нравится попадание в Народное собрание и районные советы людей по спискам, согласованным и утверждённым руководством, даже если все эти люди профессионально подкованные и глубоко порядочные.

Одна из главных целей в нашей стране — построение гражданского общества, и Народное собрание обязано быть местом для дискуссий и компромиссов, где должна быть представлена вся палитра мнений.

Когда есть различие мнений, легче найти правильное решение, золотую середину. В противном случае «все шагают дружно в ряд», независимо от того, в правильном или ошибочном направлении двигаются.

Зачастую благими намерениями вымощена дорога в ад. Я сторонник открытых и честных выборов во все уровни власти, и изменения в республиканский закон о выборах в Народное собрание (отмена выборов депутатов НС КЧР по одномандатным округам — прим. ред.), принятые в этом году, считаю шагом назад. При таких выборах нет места борьбе идей.


- И, тем не менее, даже при такой ситуации можно сегодня говорить о политической стабильности в КЧР?

- Относительно девяностых, когда борьбу за пост президента КЧР превратили в межнациональную борьбу и довели до напряженного противостояния, можно говорить о стабильности и согласии. У нас многонациональная республика, где политическая стабильность  и экономический рост возможны только при межнациональном согласии.

Впрочем, это касается и всей России. Поэтому дружбу народов нужно постоянно культивировать на всех уровнях, выкорчёвывая все предпосылки для разногласий.

В КЧР народы веками живут бок о бок и никогда серьёзно не враждовали друг с другом. Но нет предела совершенству, нужно развивать хорошие отношения. Нельзя во внутренней политике в многонациональной стране рассматривать национальный вопрос как политический ресурс.


- Компания «Медиалогия» опубликовала очередной рейтинг регионов по выполнению и реализации так называемых «майских указов» президента России. В первой десятке субъектов федерации по выполнению «майских указов» в социальной сфере наряду с крупными развитыми регионами оказалась маленькая Карачаево-Черкесия (5 место). Как вы считаете, заслуженно ли республика заняла столь высокое место в данном рейтинге?

- В последние несколько лет в КЧР большое внимание уделяется социальным проектам, поэтому место в первой пятёрке в рейтинге регионов вполне заслужено и почётно. Наша республика по праву считается одним из самых спокойных регионов в СКФО, и отрадно видеть, что и в социальной сфере занимает высокие места в рейтинге.

- Вообще об открытии детского сада в любом из регионов СМИ сообщают с особой помпезностью. В Карачаево-Черкесии за последние два года каждый месяц открывается один-два новых детсада. Не кажется ли вам это серьезным прорывом  в социальной сфере республики?

- Безусловно. Всё познаётся в сравнении. Относительно прошлых лет, сегодня КЧР превратилась в одну большую стройку: детские сады, школы, спортивные комплексы, дворцы культуры, дороги, газопроводы... Так что не будет преувеличением, если назвать происходящее прорывом.
В Карачаево-Черкесии за последние десятилетия накопилось много проблем, и решить их все разом не удастся. Но сегодняшняя динамика радует и обнадёживает.

При сохранении существующих темпов, в ближайшие пять-десять лет основные задачи в социальной сфере будут решены.

- Приход к власти Рашида Темрезова три с половиной года назад многие жители называют революционным, считая, что, в отличие от своих предшественников, он смог начать серьезные преобразования в социальной жизни. Также революционным называют и назначение более года назад на пост главы МВД Казимира Боташева, серьезно занявшегося борьбой с бандитизмом и коррупцией в республике. Согласны ли вы с мнениями этой категории граждан КЧР? 

- Согласен. Рашид Темрезов, на мой взгляд, является блестящим управленцем. Несмотря на свой молодой возраст, он обладает хорошим опытом, отлично знает республику и народы, её населяющие, коммуникабелен и активен.

Конечно, «майские указы» Владимира Путина, работа федерального правительства и соответствующее финансирование являются главным подспорьем в республиканском прорыве. Но пятое место среди всех регионов России — прямая заслуга главы республики.

С Казимиром Боташевым знаком давно, больше двадцати лет. Это человек, который прошёл, как говорится, огонь и воду. Не «паркетный» генерал, а настоящий, боевой. У него очень хорошая репутация, что достаточно редко встречается в рядах МВД.

Для объективности хотелось бы сказать, что «революционные» изменения в последние пару-тройку лет происходят по всей стране, что отражается и на нашей республике. Но это нисколько не умаляет, а подчёркивает достоинства Темрезова и Боташева.
Рашид Темрезов и Казимир Боташев

 Рашид Темрезов и Казимир Боташев


- Вы вносите большой вклад в культурно-просветительские проекты в Карачаево-Черкесии. Почему вы никогда не проявляли серьезных политических амбиций у себя на родине?

- Тому есть несколько причин. Во-первых, из-за того, что давно живу в Москве. Как в песне поётся, «здесь моя работа, здесь мои друзья».

Одиннадцать лет назад я возглавил фонд «Эльбрусоид», где с единомышленниками занялся культурно-просветительской деятельностью. Мы с самого начала договорились, что фонд не будет заниматься политикой, и до сих пор придерживаемся начального курса. Считаю, что благодаря этому фонд, без ложной скромности, достиг больших успехов и заслужил уважение народа.

Года четыре назад был избран председателем исполкома, а через пару лет  председателем президиума «Российского конгресса народов Кавказа», где мне пришлось  вплотную заняться общественно-политической деятельностью.

Наряду с другими, гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений — одно из главных направлений работы РКНК. Нами реализовано много удачных проектов.

Кстати, в этом году я участвовал в выборах в ОП РФ, где набрал наибольшее количество голосов в своем направлении. Правда, чиновники под надуманным предлогом сняли мою кандидатуру за несколько часов до окончания выборов. Но это не отменяет поддержки, оказанной избирателями. 
Мне не нравится, когда чиновники решают, кого пропускать, а кого нет. Так мы никогда не построим гражданское общество.

За эти годы у меня накопился большой опыт общественно-политической деятельности, есть много проектов, которые ждут своего часа, поэтому я решил баллотироваться в Государственную Думу на следующих выборах. Можно считать это «проявлением серьезных политических амбиций у себя на родине».

- В Карачаево-Черкесии всегда существовали определенные группы влияния и кланы. Вас никогда не причисляли ни к какому клану, никогда не говорили про «клан Тоторкулова». Неужели вам никогда не предлагали встать на сторону той или иной группы влияния? 

- Конечно предлагали. Как говорится, если ты не занимаешься политикой, то политика займется тобой. Но я до сих пор придерживаюсь строгого нейтралитета относительно кланов. Отношусь хорошо ко всем, кого народ уважает, и наоборот.

Наверное, уже набил оскомину у читателей, но, будучи сторонником гражданского общества, считаю клановость тормозом в развитии нашей цивилизации.
Все люди, независимо от национальности, хотят справедливости, а клановое управление, являющееся удовлетворением политических амбиций и экономических интересов отдельной группы людей за счет остальных, не может быть справедливым априори.

В политике, безусловно, есть место для разных союзов и негласных договорённостей. Связи и финансовые ресурсы никто не отменял. Но настоящий политик должен опираться на поддержку народа.

Кавказская политика

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Алий Тоторкулов будет баллотироваться в Госдуму

Регионы Северного Кавказа и Крым договорились о сотрудничестве по экономическим и социальным проектам

Василий Полонский: с выборов в ОПРФ сняты кандидаты от Кавказа Али Тоторкулов и Руслан Курбанов. Как это понимать?

Алий Тоторкулов: «Путин усиливает силовую и экономическую политику на Кавказе»

«Тоторкулов и Курбанов в рекламе не нуждаются» - Карачаево-Черкесская молодежь сделала свой выбор

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия