Школу готовят к отречению от мира
Министерство образования и науки к 1 ноября должно представить правительству свои предложения по расширению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Сейчас этот предмет включен в программу четвертого класса общеобразовательных школ. Предположительно ученики будут изучать религиозные культуры со второго по десятый класс.
Не совсем ясно, какие достижения в преподавании ОРКСЭ за два года, прошедших с тех пор, когда предмет получил повсеместное распространение в качестве федерального компонента образования, дают основание для столь мощного количественного увеличения. В прошлом учебном году 46% четвероклассников выбрали модуль «Основы светской этики», и еще 19% – «Основы мировых религиозных культур». Это значит, что большинство школьников не проявило интерес к конфессионально ограниченным знаниям.
Церковь внедряется в систему государственного образования и одновременно лоббирует интересы собственных учебных заведений для детей. В настоящее время идет работа по созданию единой системы воскресных школ на территории России и их реестра. Государство и в этом идет навстречу РПЦ, предусмотрев для отдельных типов воскресных школ статус учреждений дополнительного образования. Конечно, лучше пусть дети будут заняты в соответствии со своими интересами, чем воспитаны улицей.
Воскресных школ в России около 10 тыс. Возможно, этого мало для большой страны, и поэтому Церковь распространяет свое влияние на государственную школу. Нужно ли это обществу? «Даже во времена, когда люди в большинстве своем не умели ни читать, ни писать, развитие – экономическое, политическое, социальное – только потому и происходило, что были люди образованные, чей уровень знаний соответствовал уровню знаний эпохи», – заявил Патриарх Кирилл 1 сентября с.г. Нельзя не признать правоту этих слов. Однако в наше время мало уметь читать и писать. За 11 лет школьники должны овладеть огромной суммой знаний и умений, запрос на которые на рынке труда растет не по дням, а по часам. На глазах совершенствуются технологии, усложняются механизмы социальных отношений, развиваются естественные науки. Этот темп диктует ужесточение конкуренции государств. Система образования должна не просто успеть за развитием науки и техники, но предусмотреть опережение.
Между тем физиологический ресурс ребенка не безграничен, а школьная программа не резиновая. Заинтересованные силы предлагают заполнить академические часы идеологизированными предметами. Эти новации могут привести к сокращению преподавания дисциплин, без которых невозможно выйти на современный рынок труда – например, иностранного языка.
Однако для страны в целом наращивание интеллектуальных и материальных ресурсов служит необходимым условием для прогресса. Без развития рационального мышления и ориентации на приумножение технологий и знаний Россия проиграет в глобальной экономической и политической конкуренции. Задача государственной школы – готовить новые поколения к этой очень жесткой конкурентной борьбе, а не проповедовать отказ от прогресса.
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.