Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Эксперты разошлись в оценках последствий, к которым приведет присяга боевиков Дагестана "Исламскому государству"


Присяга амира боевиков Дагестана Абу-Мухаммада террористической организации ИГ и действия Кебекова, назначившего нового амира Дагестана, вызвали противоречивые оценки опрошенных "Кавказским узлом" экспертов. Происходящее не приведет к серьезному расколу в дагестанском подполье, полагают политолог Алексей Малашенко и теолог Ахмед Тангиев. Произошел раскол между разными поколениями боевиков, заявил журналист Орхан Джемаль. В рядах подполья обострились разногласия, отметил востоковед Евгений Сатановский.

"Кавказский узел" сообщал, что 19 декабря на сервисе YouTube появилось видео, в котором Абу-Мухаммад, амир Дагестана, заявил, что приносит присягу лидеру "Исламского государства". Вместе ним присягу принес Абу Мухаммад Агачаульский, один из командиров боевиков, действующих в "шамилькалинском секторе", в который входит Махачкала. 29 декабря лидер "Имарата Кавказ", признанного решением суда террористической организацией, Алиасхаб (Али Абу-Мухаммад) Кебеков обвинил лидера дагестанских боевиков в расколе иназначил нового амира Дагестана. 

"Исламское государство" (ИГ) признано террористической организацией Великобританией, Саудовской Аравией, США, Турцией и рядом других стран, а также Лигой арабских государств. В июне 2014 года ИГ объявило о создании собственного государства - "халифата". 29 декабря ВС России признал ИГ террористической организацией. Разные источники, включая ФСБ России, подтвердили сообщения о том, что на стороне ИГ в Сирии и Ираке воюют выходцы из России, отмечается в подготовленной "Кавказским узлом" справке "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ". 

Присяга ИГ, которую принес Абу-Мухаммад, не приведет к полномасштабному расколу среди боевиков Дагестана, считают Тангиев и Малашенко

Присяга лидера дагестанских боевиков - пиар-ход, считает член экспертного совета при главе Ингушетии по противодействию экстремизму, руководитель культурно-просветительского центра "Рассвет" теолог Ахмед Тангиев.

«Присягая, он хотел продемонстрировать поддержку своего движения за рубежом», - сказал Тангиев корреспонденту «Кавказского узла».
По мнению эксперта, присяга не вызовет раскола среди боевиков, поскольку, по его мнению, у них отсутствует единая четкая привязка к идеологии.

К значительным последствиям принесение присяги амиром Дагестана не приведет, считает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. 
«Абу-Мухаммад, конечно, человек влиятельный, но дагестанское подполье – это не какая-то вертикальная структура. Здесь, вероятно (мы все-таки практически ничего не знаем об их структуре) повторяется ситуация с Докку Умаровым – есть ближний круг, одна-две группы, которые подчиняются непосредственно, а остальные признают лишь формально... Присяга красиво выглядит, но не нужно забывать, что это Кавказ, где еще со времен чеченских войн особой любви к арабам не было – те смотрели на чеченцев свысока, да и сам кавказский ислам считали вторичным явлением», - сказал он.

В рядах подполья обострились разногласия, отмечают Джемаль и Сатановский 

Присяга «Исламскому государству» - отражение противостояния, сложившегося на Северном Кавказе в целом и в Дагестане, в частности, между относительно умеренными исламистами, к которым относится Кебеков, и приверженцами радикального джихадизма, считает журналист Орхан Джемаль.

«Кебеков - человек довольно мягкий, неоднократно заявлявший о неприемлемости избыточного насилия», - заявил Джемаль. Однако после событий последних месяцев, в частности КТО в Унцукульском районе, репрессий в отношении родственников боевиков в Чечне, настроения у «в лесу» существенно качнулись в сторону радикализации, добавил он.

"Сейчас старшее поколение больше поддерживает линию Кебекова, а молодежь выступает за ИГ, поскольку поведение Кебекова воспринимается как бессилие",- сказал Джемаль.

Напомним, сообщение о присяге ИГ, принятой амиром Дагестана, стало вторым за месяц. 21 ноября Сулейман (Мовсар) Зайланабидов, один из командиров боевиков, действующих на территории Хасавюртовского района, также присягнул лидеру ИГ. Из выступлений боевиков следует, что они вышли из подчинения "Имарата Кавказ" (признан по решению суда террористической организацией.)

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский охарактеризовал происходящий в вооруженном подполье Дагестана процесс как "конфликт единомышленников, финансируемых одними и теми же спонсорами". По мнению Сатановского, финансовую поддержку «Имарат Кавказ» и "ИГ" получают из Катара.

Разногласия среди боевиков Дагестана не приведут к вооруженному противостоянию между различными группами, считают эксперты

Говоря о возможном развитии конфликта внутри «Имарата Кавказ», эксперты исключили возможность длительных вооруженных столкновений между теми, кто остается сторонником "Имарата", и теми, кто в Дагестане присягнул ИГ.

Потенциальный конфликт Малашенко охарактеризовал как "самоубийство для подполья". 
Вооруженное противостояние между группами внутри «Имарата Кавказ» при условии, что «Имарат» представляет собой сетевую организацию, невозможно, считает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО Ахмет Ярлыкапов.

«Скорее, будет ситуация, похожая на ту, которая сложилась в «Талибане» (исламское движение, созданное в Афганистане в 1994 году, Советом Безопасности ООН признано террористической организацией. - прим. "Кавказский узел"), когда высшее руководство исключило присягнувших (ИГ) и приказало прекратить с ними общение», - подчеркнул Ярлыкапов. 

"На Кавказе тактика ИГ неприменима"

Эксперты отрицательно ответили на вопрос о том, могут ли присягнувшие в Дагестане начать заимствовать тактику ИГ, в которую включены такие методы подавления противника, как массовые казни и атаки на мирное население.

Отметим, что тактика, провозглашенная 28 июня 2014 года лидером "Имарата Кавказ" (признан террористической организацией) Алиасхабом (Али Абу-Мухаммадом) Кебековым - отказ от терактов против мирного населения, запрет женщинам взрывать себя и призыв не использовать их в вооруженных акциях - в значительной мере отличается от методов ИГ.

Ахмет Ярлыкапов обратил внимание на разницу в положении ИГ и «Имарата Кавказ».
«У ИГ есть подчиненная территория, стабильные источники дохода, возможность вооружаться, возможность обеспечивать снабжение подчиненных территорий. У «Имарата Кавказ» нет ни подчиненных территорий, ни, главное, поддержки населения. Если эти присягнувшие будут применять тактику ИГ, то тем самым просто подпишут себе приговор, поскольку такая тактика лишь еще больше отвратит от них население», - сказал он.

«Резать головы в Дагестане, к примеру, приезжающим инженерам или журналистам или силовикам, для боевиков себе дороже. Любая подобная казнь тут же уронит уровень поддержки возможного «исламского государства» со стороны мусульманских народных масс на 100%. Конечно, какие-то сумасшедшие или провокаторы на это пойти могут, но политикой это стать не может», - заявил Малашенко.

Впрочем, по его мнению, некоторые элементы тактики ИГ северокавказские боевики все же заимствовали. «Я думаю, в нападении на Грозный все же были некоторые элементы ИГ. Но это я так думаю, точных данных нет», - сказал Малашенко.

Массовое переселение сторонников ИГ в Сирию маловероятно, считают эксперты

Ярлыкапов не счел вероятным массовый исход дагестанских боевиков в Сирию, отметив, что именно требование об этом переселении – пункт, из-за которого ИГ не присягают «Талибан» или «Имарат Кавказ». «Массовая хиджра (переселение) уже была, и ее потенциал практически исчерпан. Отдельные переселения возможны, но массовыми они не станут», - заключил эксперт.

Малашенко исключил массовый отъезд боевиков в Сирию, заметив, что те, кто хотел, уже уехали. «Кроме того, те, кто уезжал, делали это тогда, когда ИГ было на подъеме. Сейчас ИГ перешло к обороне и не факт, что это подхлестнет энтузиазм боевиков к переезду», - подчеркнул эксперт.

Поскольку предыдущая смена тактики не принесла исламистам успеха и поддержка мирного населения не возросла, то сейчас, после присяги ИГ, они, вероятно, предпочтут уехать в Сирию, предположил Ахмед Тангиев.

«Сменив тактику, они увидели, что поддержка не сильно выросла. Поэтому немало боевиков уехали в Сирию и, я думаю, они планируют вернуться сюда с большей поддержкой», - заключил Тангиев.
В среде салафитов, составляющих основу «Имарата Кавказ», ведутся ожесточенные споры о правомерности существования Исламского государства сейчас, отметил Ахмет Ярлыкапов.

«Есть точка зрения «Аль-Каиды» (признана террористической и запрещена на территории Российской Федерации решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года), что сначала нужно достичь определенных побед, и лишь потом провозглашать государство. Если мы зайдем в Интернет, посмотрим на форумы или странички в Фэйсбуке, которые ведут северокавказские салафиты, увидим там споры, и многие говорят, что халифат был провозглашен рано», - сказал он, подчеркнув, что многие сторонники ИГ уже уехали в Сирию.

По мнению Сатановского, отдельные случаи переселения в Сирию дагестанских боевиков возможны, а обратный отток – вряд ли. «Сейчас есть лишь приток радикалов туда, где их старшие товарищи дают им возможность «развиваться», - заметил он.

По мнению президента Института Ближнего Востока, «Исламское государство» сейчас – крупнейшая и самая опасная террористическая группировка, переросшая «Аль-Каиду».
«Они (ИГ) контролируют территорию с населением в 6 миллионов человек, располагают постоянным источником дохода в виде продажи нефти. «Под ружьем» у ИГ несколько десятков тысяч боевиков и очень хорошая система вербовки новобранцев, раскинутая по миру», - сказал он.

Альтернативную точку зрения высказал Джемаль. Он полагает, что именно переселение в Сирию станет выходом для присягнувших дагестанских боевиков. «Я считаю, что это более реально, чем какие-то столкновения», - сказал он.

Эксперты единодушно отметили, что назначенный Кебековым новый амир Дагестана Саид Араканский – фигура совершенно неизвестная. «К сожалению, мы не знаем, кто скрывается за этим псевдонимом. Тут может быть как известный человек, так и совершенно неизвестный», - отметил Ярлыкапов.
О том, что Саид Араканский им неизвестен, «Кавказскому узлу» заявили также Малашенко и Джемаль.

 

Кавказский узел

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Бортников: убиты 20 из 26 лидеров ИГ на Северном Кавказе

Лидером ИГ на Северном Кавказе оказался дагестанский боевик Асильдеров

ИГ объявило о присяге всех боевиков Северного Кавказа аль Багдади

Джемаль: новым лидером "Имарата Кавказ" стал Магомед Сулейманов

«Халифат» приходит на Кавказ

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия