Дербент: протест накануне юбилея
Дербент – один из древнейших городов Российской Федерации, крупнейший средневековый город Кавказа. Это выдающийся памятник раннесредневекового зодчества, архитектурно-исторические объекты которого в 2003 году включены в Список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.
В этом году Дагестан и вся Россия будут праздновать его 2000-летие. Конечно, подготовка к подобного рода событиям, являющимся знаковыми для общественно-политической и культурной жизни страны, не свободна от проблем и противоречий. Некоторым из них посвящена публикуемая ниже статья.
Подтверждая готовность рассматривать её в дальнейшем в разных точек зрения, выражаем надежду на то, что подготовка к столь значимому событию завершится успешно и в соответствующие сроки.
* * *
Складывается впечатление, что в этом году Дагестан имеет все шансы получить серьёзное оппозиционное движение. Причём его основой станут не инспирированные из-за рубежа твиттерные революции (они скорее лишь сопутствующий симптом) и не происки «лесного» подполья, а более прозаические вещи – массовый протест против вмешательства властей республики в компетенцию местных органов власти в целом ряде регионов республики.
Наиболее остро это проявляется в Южном территориальном округе Дагестана, конкретнее – в Дербенте. Но в данном случае катализатором выступает даже не управленческий стиль руководства Дагестана, а его последствия, которые могут сорвать важный федеральный проект – юбилейные торжества по случаю 2000-летия Дербента. Этот проект для Дагестана должен стать тем, чем стала для Краснодарского края прошедшая год назад Сочинская олимпиада.
«Чревато непредсказуемыми последствиями»
В минувший четверг в Дербенте состоялся учредительный съезд Оргкомитета по созыву Собрания депутатов представительных органов и глав администраций городов, районов и сельских поселений Южного территориального округа (ЮТО) Республики Дагестан.
Оргкомитет принял решение о проведении 27 февраля в Дербенте срочного заседания Собрания. Как ожидается, оно соберет более двух тысяч народных представителей, избранных в местные органы власти ЮТО. Также к собранию представителей юждаговской «земли» намерены присоединиться общественные организации республики, в частности, Советы аксакалов ряда народов Дагестана.
Если проводить параллели со столь недавним прошлым нашей страны, в Юждаге будто идет подготовка к срочному Съезду народных депутатов России образца 1992-1993 годов. Аллюзии на те времена дополняются и повесткой.
Вот, пожалуй, самое сухое и бездушное изложение причин срочного созыва Собрания: многочисленные факты латентного и открытого давления на глав муниципалитетов, выразившиеся, в частности, в избирательном возбуждении уголовных дел по административным нарушениям, а также перевод функций местной власти под ручное управление администрации главы Дагестана Рамазана Абдулатипова.
Если говорить еще более сухо и кратко, участники съезда считают, что власти в Махачкале грубо попирают и нарушают базовые основы местного самоуправления в Дагестане, по поводу чего представители местных властей намерены предпринимать меры. (Еще одна аллюзия на известные события зари правления Ельцина). И это еще не все.
Снова дает о себе знать давний оппонент республиканской власти – Координационный совет общественных организаций Дагестана (КСООД), ставший особенно заметным в конце 2014 года, после серии митингов и многодневной голодовки противников политики, которую проводит в республике окружение главы республики. Подготовка к Собранию и активность КССОД идут параллельными потоками и поднимают в регионе волну массового протеста, который все более нарастает.
В недавнем обращении КСООД в адрес руководства республики выдвигается ряд серьёзных обвинений. Общественность Дагестана прогнозирует: еще год такого бездарного правления, и Дагестан станет полным банкротом, что может привести, ни много ни мало, к повторению украинского сценария. «А это в свою очередь чревато непредсказуемыми последствиями не только для Дагестана, но и для всей России в целом», – говорится в обращении.
Юбилей, магалы и «заказы»
Первопричина протеста видна каждому жителю Юждага. Празднование 2000- летнего юбилея Дербента, которого ожидает весь Дагестан и Россия в целом, находится, по мнению многих наблюдателей, под угрозой срыва. Юбилейные празднества в честь древнейшего города России, которые должны начаться 15 сентября этого года, по масштабу и статусу сравнимы, пожалуй, с Сочинской олимпиадой, поскольку имеют статус федерального проекта (ФП), осуществление которого курирует полномочный представитель Президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Сергей Меликов.
Помимо историко-культурной нагрузки, дербентский ФП несет социально- экономическое значение. Как и в случае с Сочи, он должен капитально изменить социально-экономическую инфраструктуру, поспособствовать созданию и развитию в этом районе точек роста.Результат дал о себе знать уже два года назад, на стадии подготовительного старта: пошли капитальные реконструкции социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры города, ремонт дорог, утилизация гигантских мусорных свалок, которые росли десятилетиями, поскольку их никто не утилизовывал.
Случилось то, что раньше дербентцы могли только мечтать: местные магалы, знаменитые не только своей историей, но и вопиющей антисанитарией, теперь начинают приводиться в человеческий вид. И это даже не начало, а его предвестие. На фоне парализованной в значительной мере кризисом деловой активности в Дагестане Дербент сегодня – это один из немногих островков роста и развития.
Тем временем мэр Дербента Имам Яралиев сейчас вынужден отбивать атаки. В начале февраля Следственное управление Следственного комитета по Республике Дагестан возбудило в отношении администрации города уголовное дело по часть 2 статьи 286 УК РФ – превышение полномочий администрацией при учете, включении в реестр муниципального имущества и последующей продажи с публичных торгов 15 соток земли для жилищного строительства.
Проще говоря, следствие утверждает, что администрация Дербента незаконно выставила на публичные торги 15 соток земли между двумя строениями по улице Сальмана. Согласно версии следствия, этот участок не мог быть вынесен на публичные торги, поскольку находится в федеральной собственности.
В деле против мэрии есть два нюанса. Во-первых, его возбудили 1 февраля, в воскресенье. В той следственной практике, которая существует в России, дела по имущественным преступлениям обычно заводятся не позже первой половины субботы: таков сложившийся порядок.
Во-вторых, ни одного листа или формы из дела никто в мэрии не видел в глаза. Даже постановление существует только в сети Интернет, и то в виде частичного скана, без подписи и печати. Юридический отдел мэрии безуспешно добивается получения оригинала постановления, для его опротестования.
Юристы обращают внимание также на следующее: 1) земельные вопросы относятся к ведению комитета по земельным вопросам городской администрации, а не к Имаму Яралиеву; 2) само решение о торгах относится не к уголовным процессам, а к гражданскому суду; 3) все решения мэрии по аналогичным вопросам проходят в положенном режиме: открытые электронные торги, тендер, фиксирование решений в кадастровой палате, и СК РД не может об этом не знать.
Ознакомившись с выводами юристов, дербентская общественность сочла: Яралиева «заказали», этот «заказ» может идти сверху и быть связанным с определенными расчетами дагестанских верхов насчет кадровой политики на местах. Почти точно такое же дело в сентябре было возбуждено в отношении главы Дербентского района Курбана Курбанова, что стоило ему досрочной отставки.
Аналогично, «уголовкой по административке», ушли в досрочную отставку глава Ахтынского района Магомед Рамазанов, мэр Каспийска Хури Пирсаидова… О факте заказа также свидетельствуют последние события, которые наглядно свидетельствуют о том, что, не исключено, Яралиева стремятся убрать всеми правдами и неправдами.
«Твиттерная революция» по-юждаговски
Началось все в январе, с публикаций азербайджанских СМИ о том, что в Дербенте разрушен монумент в честь азербайджанского поэта Низами Гянджеви и осквернена могила местного шиитского святого Сеида Мир-Гафара Ага.
Параллельно с этим в соцсетях шла дагестанско-азербайджанская «война»: провокаторы писали оскорбления в адрес дагестанцев, азербайджанцев, а в некоторых аккаунтах постились плакаты с надписями вроде «Дербент – это Азербайджан!».
Апогеем управляемой конфронтации стал несанкционированный митинг, который прошел 11 января в верхней части Дербента сразу после утренней молитвы. Как сообщали очевидцы, собравшиеся продолжили на митинге то же самое, что было накануне в соцсетях.
Они также приняли невнятную по форме и содержанию резолюцию, потребовав от Абдулатипова отставки Яралиева по причине того, что тот якобы не реставрирует историческую магальную часть города и саботирует подготовку к проведению юбилея.
Заводилы митинга обвинили Яралиева в том, что тот, будучи лезгином, убирает с постов азербайджанцев, поскольку якобы негативно относится к этому народу.
Внимание очевидцев остановилось на любопытном моменте: хоть митинг не был санкционирован и носил провокационный характер, участники не скрыли лиц, а полиция не вмешивалась.
Будь подобное в Москве, всю шумную толпу давно бы погрузили бы в автозаки… Но «протестующие» даже не получили по почте полагающихся по закону повесток об уплате штрафа.
Кладбище Ших-Салах где похоронен сеид Мир Гафар ага
Что касается якобы оскверненных памятников – первопричины провокации – то выяснилось, что их никто не разрушал. С могилы шейха упал надгробный камень, не треснув и не нанеся повреждений могиле. С памятником Гянджеви вовсе случился анекдот: у поэта отломали лишь фрагмент пальца, но это случилось несколько лет назад, а сам монумент давно находится на реконструкции.А обвинять Яралиева в нелюбви к азербайджанцам недопустимо лишь потому, что главой администрации Дербента работает азербайджанец Мавсум Рагимов.
По ряду признаков, многоходовку с попытками межнациональных провокаций вряд ли стоит воспринимать как случайность.
На следующий день, 12 января на заседании городского собрания должны были состояться перевыборы главы Дербента. По новой системе голосования 12 января, как и ожидалось, главой города был избран Имам Яралиев. Но ситуация все равно не успокоилась.
15 января «Кавказский узел» сообщил, что в мэрии Дербента был проведен обыск. 23 января азербайджанские СМИ со ссылкой на анонимный источник сообщили: территориальная избирательная комиссия (ТИК) признала переизбрание Имама Яралиева незаконным.
Непонятно кем инспирированные слухи о незаконности были в тот же вечер опровергнуты ТИК Дербента и юридическим отделом мэрии, но читатель запомнил в первую очередь то, что ему заявили раньше распространители слухов.
4 февраля, как сообщает дагестанская газета «Черновик», по соцсетям пошла гулять публикация о возбужденном против Яралиева уголовном деле о махинациях с землей. Несмотря на логичные аргументы здравомыслящих людей, пользователи соцсетей потребовали отставки Яралиева.
Во-первых, срабатывает правило «твиттерной революции»: важно то, что сказано сейчас, а что именно сказано, неважно... Во-вторых, в людях бродит перебродивший социальный протест, усугубленный кризисом и негативными тенденциями в экономике. В такой ситуации раскаленный пропагандой обыватель готов кинуться на первую жертву, которую ему укажут.
«Прекратите заниматься интригами!»
Кто так усердно «копает» под Яралиева? Недавнее обращение старейшин народов Дагестана обнародовало персоны главных персонажей интриги. В первую очередь это Мурад Гаджиев – экс-директор Дербентского коньячного комбината и бывший председатель городского Собрания Дербента, ныне депутат Госдумы.
В течение последних 20 лет но считался был фактическим хозяином Дербента, распоряжаясь городом как своей личной собственностью.
Как итог, древнейший город России, внесенный в списки ЮНЕСКО, стал походить на бедняцкий пригород Бомбея, а оставшаяся с советских времен городская инфраструктура была доведена до состояния полной непригодности.
Естественно, благоустройство города в рамках юбилейного федерального проекта и то, что делает для города Яралиев, путает депутату все карты. Конечно, если это так, то дело нужно обставить так, как будто Яралиев проваливает городское хозяйство и юбилей города.
Кроме того, 15 января шеф администрации президента и аппарата правительства РД Рамазан Алиев выдвинул Имаму Яралиеву требование: убрать с поста главы администрации города (городского премьера) Мовсума Рагимова и назначить на его место Азади Рагимова – начальника одного из управлений администрации главы Дагестана.
Как полагают наблюдатели, Азади Рагимова впоследствии должен был сменить доверенный человек Гаджиева, с помощью которого планировалось окончательное отстранение Яралиева, выгодное и Гаджиеву, и некоторым чиновникам в Махачкале.
Однако предложение (или, скорее, ультиматум) о назначении Азади Рагимова был отвергнут. За это, как полагают наблюдатели, Махачкала отомстила Яралиеву заказным уголовным делом относительно 15 соток на улице Сальмана.
Как передают наблюдатели, накануне, в пятницу вечером Мовсума Рагимова срочно вызывали в Махачкалу. В субботу утром в Дербент неожиданно нанес визит Рамазан Абдулатипов.
…Чем так не полюбился части руководства республики деятельный мэр Дербента? Мэр города привык действовать так, как нужно городу и региону, а не так, как велят в высоких кабинетах Махачкалы, что, конечно, вызывает вполне понятные человеческие чувства. Не исключена также определённая ревность лиц, рейтинг которых в республике весьма низок, к влиянию Яралиева.
В уже упоминаемом обращении старейшин народов Юждага также говорится: показательно, что Гаджиев и Алиев собирались убирать Мовсума Рагимова 4 февраля, на следующий день после встречи Дмитрия Медведева с главами регионов, на котором присутствовал в том числе глава Дагестана. Обращаясь к нему, обычно сдержанный российский премьер бросил фразу: «Прекратите там заниматься интригами!».
«Что имел в виду Дмитрий Анатольевич под этим замечанием, участники встречи хорошо знают – говорят старейшины – Это, прежде всего, относится к не совсем законным действиям дагестанских властей в отношении муниципальных властей, особенно в Дербенте».
Тем не менее, ультиматум аппарата главы Дагестана сработал. В субботу на сессии городского собрания Дербента глава администрации города Мовсум Рагимов сложил свои полномочия в пользу Азади Рагимова. Мовсум Рагимов объявил, что назначает своего однофамильца своим первым заместителем, а сам уходит с должности. Согласно городскому законодательству, тем самым Азади Рагимов становится и.о. городского премьер-министра.
Как передают наблюдатели, накануне, в пятницу вечером Мовсума Рагимова срочно вызывали в Махачкалу. В субботу утром в Дербент неожиданно нанес визит Рамазан Абдулатипов.
Не лучшим образом
Все вышеизложенное побудило дагестанскую общественность начать подготовку к заседанию съезда народных представителей юждаговской «земли», который должен начать заседать в предпоследний день февраля. Съезд будет не только срочным и внеочередным, но и, по сути, самым первым в новейшей истории Дагестана.
Как говорят старейшины Юждага, съезд будет только первым шагом, который повлечет второй, третий… В итоге, считают аксакалы, все это перерастет в серьезное оппозиционное движение, которое не лучшим образом скажется на подготовке к проведению дербентского юбилея, до которого осталось чуть больше полугода.
Первопричина протеста кроется даже не стиле правления руководства республики, а в том, что некоторые происходящие в Юждаге процессы вольно или невольно работают на срыв федеральной программы по проведению дербентских торжеств.
Между тем, как уже говорилось выше, от успеха проведения этой программы во многом зависит социально-экономическое будущее региона.
Срыв проекта обернется не только колоссальными экономическими потерями для Дагестана, но и ударит по репутации российской власти, поскольку юбилей Дербента – это программа международного значения. И осуществляется она не в сытые тучные годы, а в условиях кризиса и жестких международных санкций.
Дайджест
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.