День выборов по дагестанскому календарю
Законопроекту о переносе выборов не очень рады в Народном Собрании Дагестана
Уже месяц активно обсуждается перенос выборов в Государственную Думу РФ с декабря на сентябрь 2016 года и на днях появится законопроект, который огласит юридические принципы такого переноса. Эти процессы имеют прямое отношение к судьбе выборов Народного Собрания РД.
Новое воскресенье
Как следует из публикации в прессе, вопрос о переносе выборов на сентябрь практически решен. Предполагалось что эти изменения проведут через изменение ФЗ о выборах в Государственную думу.
Но на сайте Госдумы РФ 11 июня появился законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Он напрямую касается судьбы действующего состава Народного Собрания РД, чьи полномочия истекают в 2016 году, так как по действующей ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» «днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, – день голосования на указанных выборах».
В законопроекте предлагается исключить из ст. 10 положение о назначении выборов в региональные органы власти в день выборов депутатов ГД РФ. Но при этом включить в п. 1 ст. 81.1 («О порядке применения статьи 10 настоящего Федерального закона») ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в новой редакции: «Если срок полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления либо депутатов указанных органов истекает после 31 декабря 2012 года, следующие выборы проводятся в третье воскресенье сентября года, в котором истекает указанный срок».
Сокращение
Законопроекту должны быть не очень рады в Народном Собрании Дагестана.
Действующий его состав был избран в марте 2011 года, когда существовала два дня голосования — в марте и октябре. И только потом были внесены вышеуказанные изменения в ст. 10 ФЗ.
Обратите внимание, что по ст. 63 Конституции Дагестана «Народное Собрание Республики Дагестан собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания… С момента начала работы Народного Собрания Республики Дагестан нового созыва полномочия Народного Собрания Республики Дагестан прежнего созыва прекращаются».
И если по действующим правилам выборы в Госдуму должны пройти в декабре, то полномочия нынешнего состава НС РД продлевались бы аж до января 2017 года включительно — почти на целый год!
Но если будут приняты изменения в ФЗ, полномочия действующего состава прекратятся примерно 18 октября 2016 года.
Хотя в ст. 81.1 ФЗ указано, что перенос выборов продлевает или сокращает полномочия органа государственной власти субъекта, статья 60 Конституции Республики Дагестан регламентирует: Народное собрание избирается на 5 лет.
Возможный поворот
Как показывает практика, политический интерес выше юридических нюансов и полномочий представительных органов государственной власти. Есть техническая возможность, что полномочия Народного Собрания сократятся намного больше чем это будет сделано в ФЗ.
Она заложена в п. 1 ст. 74 Конституции РД, где говорится, что полномочия дагестанского парламента могут быть досрочно прекращены по «решению о самороспуске, принятому не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов». Квалифицированное большинство есть у фракции «Единая Россия», поэтому возможность вполне реальная. Вопрос только в том, кому бы это могло быть выгодно.
В случае роспуска Народного Собрания в ближайшие дни выборы в дагестанский парламент назначат на 13 сентября 2015 года. В этот день в Дагестане пройдут выборы в 580 муниципальных органов власти, 80% населения будет охвачено избирательным процессом. Очевидно, что проведение в этот день выборов в Народное собрание сократит расходы.
В большинстве муниципалитетов, учитывая количество жителей в городах, выборы пройдут по партийным спискам, также как и выборы в Народное Собрание в 2016 году. Везде будет вестись агитационная работа силами партий. И почти везде «паровозами» партийных списков будут депутаты Народного собрания от района.
Проблема в том, что партийным депутатом из Народного собрания может быть невыгодно станет бороться за партии на местном уровне: у них не будет уверенности в том, что их допустят в списки на стопроцентное попадание на выборы 2016 года. В результате может повториться ситуация прошлых выборов, когда на муниципальном, сельском уровне выигрывала выборы оппозиция.
Чтобы такого не повторилось, кандидаты в депутаты Народного Собрания должны идти одним фронтом с сельскими депутатами по партийным спискам. Тем более что именно из сельского депутатского корпуса и избранных ими глав сел будут формироваться народные собрания.
Для переноса выборов на сентябрь 2015 года должна быть политическая заинтересованность у Рамазана Абдулатипова. Он может убедить центр в необходимости такого шага в целях «обеления» депутатского корпуса и «избавления от кланов». В тоже время он получит огромный ресурс для формирования «своего» республиканского парламента.
Дайджест
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Сегодня в Азербайджане на выборах президента открываются 5273 избирательных участка