Психология вольности. Часть I
Как ментальность шла рука об руку с историей у лезгин
Этнопсихология, как ветвь психологии развилась сравнительно недавно, беря начало с XIX века. Она не распространена и не популяризирована в обществе, однако имеет свою ценность, поскольку через этнопсихологию можно понять логику и последовательность народов в политических и общественных процессах прошлого, настоящего и даже предугадать и спрогнозировать действия и реакцию на различные события в будущем.
В данной статье речь
пойдёт о лезгинском народе в частности и о его соседях в целом, о нашем прошлом
с точки зрения этнопсихологии.
Знакомство
с античностью
Трудно сказать точно,
когда разные субэтносы лезгинского народа осознали, что являются частями
единого целого. Однако если учитывать историю предков этого народа, то в
историографии можно вести отсчёт с формирования Кавказской Албании —
конфедеративного (на раннем этапе) античного государства (союза племён),
объединившего в себе дагестаноязычные племена восточного Кавказа,
политико-региональным ядром которого был юго-восточный хребет Кавказа.
По мере дальнейшего развития и интеграции в стандарты Иранского мира, Кавказская Албания стала более централизованным государтвом с общим правителем, превратившись затем в военно-административную единицу Эраншахра (государства Сасанидов) — марзпанство. Внутри же Кавказской Албании сформировался класс аристократии (феодалов), которые имели вес во внутренней политике, они же изнутри и погубили страну в междоусобной борьбе за власть и земли.
Но важен один эпизод. Из
местной хроники Ахты-наме нам известно, что при экспедиции иранского шахиншаха
Хосрова I Ануширвана
в Дагестан, Ахты (тогда называвшийся ТIури), как и другие горные общины, не
были частью Кавказской Албании и в истории не упоминаются правители данных
краёв. Зато известно, что именно Ануширван назначает общинам в Дагестане своих
ставленников, ставших основоположниками местных династий в доарабский период.
Что из этого следует? —
Как минимум можно предположить, что к моменту централизации (или марзпанства)
земли выше Самура зажили вольными общинами, а появление царей — стало явлением
извне. Т.е. если единоначалие для ранних лезгин (и не только лезгин, но и для
наших близкородственных соседей) было искусственным вкладом, то вольное
общество (военная демократия), управляемая советом старейшин — естественный
процесс. Но при этом выделяется другое явление. Лезгины по ту сторону Самура
продолжали жить при единоначалии албанского царя и среди них, по-видимому, был
местный класс военной аристократии.
Эпоха
Ислама
Далее наступает период
Арабского Халифата и его войн против хазар, яблоком раздора в которых был
Дагестан. Однако вскоре обе державы приходят в упадок. Халифат распался на
куски, а чуть позже и хазары пошли по миру. Незадолго до падения Каганата, на
земле Кавказской Албании и Дагестана наступает пост-халифатский исламский
период. Если при Ануширване правители на местах были персидского происхождения,
то теперь все династии были арабского происхождения.
В бывших землях
Кавказской Албании быстро набирает силу государство Ширван — арабская по
династии и иранская по населению (изначальной территорией была зона
Шабран-Девичи и Лахидж, в более поздние периоды преимущественно населённая татами),
за несколько веков они становятся хозяевами всей территории распавшейся
Кавказской Албании.
При Хромом Тимуре происходит
политическое дробление Ширвана, выделяется из Ширвана Эмират Ильчи-Ахмада (XV
век), охватывавший земли лезгин и рутульцев современного Дагестана. Столицей нового
государства был Ахты. Но после его смерти, земли Эмирата стали делиться между
его потомками, а Курах и ближайшие к нему сёла освободились от власти беков. В
землях нынешних Ахтынского и Докузпаринского районов власть беков была
упразднена ближе к 17-му веку.
И вот тут проявилась
любопытная психология лезгин Самурской долины. Если для средневековой Европы и
эпохи монархий после Возрождения какая-то страна «сиротела» в своей династии,
оставалась без лэндлордов, то «свято место пусто не бывает», замена находилась
быстро, претенденты даже могли воевать за престолонаследие.
Но что же мы наблюдаем у лезгин? — Они решили, что не нуждаются в «крепкой руке», которая будет вести народ. Лезгины решили, что они могут управлять на принципах равноправия, говоря современным языком, было сформировано республиканское правление (совет старейшин). Старейшины избирались от каждого рода (как это было в Ахтах), либо от каждого квартала (как это было в Микрахе).
Плодородные, пастбищные земли
были поделены между родами, а сами общины сёл обязывались оказывать друг другу
военную помощь в случае войны, и являясь ревностными мусульманами, лезгины
установили судебную власть на основе совета кадия и эфенди, руководствовавшихся
Шариатом (на них же ложилась власть над войском в военное время), в случаях же
конфликтов во взаимоотношениях жителей примирение принималось через старейшин.
Как итог, мы имеем
интересное явление, лезгины создают дуалистическую форму государства, установив
шариатское управление, но не посчитав нужным жить при единоначалии общего
правителя, и прожив в таком управлении вплоть до вхождении в состав России.
Пассионарный
голод
Испокон веков общины
людей ведут войны ради земли, ресурсов и просто ради господства. Причина
кроется в подсознательной психологии стремления к конфликту ради своих целей,
прилива тестостерона - тема сложная и объёмная, но мы обойдёмся без
подробностей, ограничусь лишь тем, что жизнь горца была трудна (труднее, чем на
равнине) и сурова. Также, труд в горах требовал больших усилий, и в этих
трудных для жизни горах ковался суровый нрав горцев.
Советский и российский этнолог-историк Лев Гумилёв
создал теорию пассионарности, приведём отрывок его слов о понимании этого
слова:
«Пассионарность
- это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление
(осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на
осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Заметим, что цель эта
представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем
более жизни и счастья современников и соплеменников.
Пассионарность
отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями: высокими, средними,
малыми; она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психической
конституции данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко
порождая подвиги и преступления, творчество, разрушения, благо и зло, исключая
только равнодушие; она не делает человека «героем», ведущим «толпу», ибо
большинство пассионариев находятся в составе «толпы», определяя ее потентность
в ту или иную эпоху развития этноса».
Упрощая, пассионарность это та внутренняя энергия в человеке, которая побуждает его к активности, деятельности, иногда фанатичной, которая больше свойственно молодёжи и юношам, иногда принимая пассионарность за юношеский максимализм. В политическом плане это проявляется в любви народов к войне, грабительским походам, в стремлении создавать империи и объединять свои народы под одним знаменем.
Но характер войн
несколько отличался для вольных обществ и беков, потомки Ильчи-Ахмада воевали
из-за наследия их общего предка (как пример можно привести противостояние
Рутульского и Ахтынского бекств), потому что каждый из потомков хотел стать
единоличным преемником Эмирства, не менялось это ожесточённое противостояние и
тогда, когда в Рутуле стали главенствовать шамхальские беки.
Вольные же общества (союзы)
тоже воевали между собой, но завоеваний ни одна из сторон обычно не добивалась
и даже успешные походы на столицу врага были переменным успехом. Причина же
войн шла скорее по пассионарной инерции (то и дело периодически пытаясь угнать
друг у друга скот) и их войны не были заклятой враждой, у них не было тех
принципиальных причин для войн как у беков, и потому им проще было приходить к
примирению, не доводя вражду до чего-то непримиримого и принципиального для общин.
В пример можно привести противостояние Ричинского и Курахского союзов — несмотря
на походы друг на друга, агулы и кюринские лезгины сохраняли тесные связи, не
говоря уже о том, что в агульских сёлах ныне Курахского района и по сей день
люди владеют лезгинским вследствие давних связей с лезгинскими сёлами.
Но рухнул старый
порядок, сефевиды прекратили свои походы, а беков больше не стало, за
некоторыми исключениями. В землях нынешних Ахтынского и Докузпаринского районов
на месте бекств образовались вольные общества: Алтыпара (со столицей в Микрахе), Мискинджа (село-государство)
и Ахтыпара (со столицей в Ахты и автономным центром в Хнове).
В прошлом бывшие враги
из-за беков, устанавливают между собой союзнические отношения. В т.ч. и с таким
же союзом сёл Докузпарой (со столицей в Джаба), эти вольные общества налаживают
дружественные отношения и с такими же обществами Шахдагской и Бабадагской
долин.
Но теперь для самурских
лезгин наступает состояние невостребованной пассионарности. Былая причина для
расходования энергии агрессии и стремлений, которая выплёскивалась в войны
беков, потухла. И тогда выходцы союзных друг другу вольных обществ в XVIII-м
веке находят новый метод для заработка на войне — наёмничество, лезгины
начинают активно привлекаться в междоусобные войны азербайджанских ханов и не только,
подробно о лезгинах-наёмниках можно прочесть здесь.
Как итог, лезгины начинают
воевать ради чужих целей для личной выгоды.
Не ища новых целей и
стремлений к счастью собственного народа, лезгинская молодёжь ради наживы
устремляет свою агрессивную энергию и погибает на чужой земле ради чужих владетелей,
тем самым, возможно, и предопределив дальнейшую судьбу лезгин в XX-м и XXI-м
веке.
Однако, выработавшаяся веками психология вольности, к сожалению, не дала лезгинам идеи, которая бы ставила целью объединить лезгин в одно государство, у них не было идеи анти-шиитской реконкисты по ту сторону хребта, несмотря на то что они обладали суверенитетом и были союзниками друг другу. Однако это попытались сделать южные лезгины, те кто неразрывно, с античности жил имея правителя. Это были лезгины с особой, хоть и схожей психологией. Но об этом в следующей части.
Малик Бутайрин
Активист Молодежного департамента ФЛНКА в Дагестане
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.