«Фекьи» - факих
О правоведческой роли мусульманского духовенства в лезгинском обществе
Итак,
слово «фекьи» с лезгинского языка переводится как имам. Сан священнослужителя,
институт священнослужения в исламской доктрине и практике отсутствует, между
человеком и Богом не существует посредников в человеческом обличье. Имамом в
мечети может стать любой, кто обладает достаточными знаниями об исламе, чтобы
делиться ими с остальными.
То,
что слово «факих» производно от арабской лексемы, указывает на то, что оно не
является исконно лезгинским словом или вообще понятием. Очевидно, в доисламский
период лезгины употребляли другое слово для обозначения лица, представляющего
духовенство, обладающего саном священнослужителя.
Не
может не вызвать интерес, что представитель духовенства в лезгинском языке
обозначается именно понятием «правовед», а не такими принятыми у других народов
и конфессий понятиями, как «святой отец», «батюшка», например.
Правовед
по роду своей деятельности разъясняет обществу и частным лицам их права и
обязанности, указывает на нормы поведения в обществе, напоминает, как должно
поступать общество или индивид в том или ином конкретном случае. То есть, это
человек, который разъясняет людям установленные в обществе правила поведения.
Таким
образом, выходит, что исторически в лезгинском обществе фекьи выполнял очень
важную социально-правовую функцию, без которого не возможно обеспечение порядка
и стабильного развития в обществе.
Лезгинские
государственные образования, как и многие другие дагестанские, были
организованы в теократическую форму управления. Общества не были светскими, в
силу чего регулировались не светскими законами, а шариатом – исламскими
правовыми нормами, источником которых являются Коран и Сунна.
Из
этого исходило, что в условиях отсутствия светской власти, заменяемой властью
мусульманского духовенства, имамы, будучи носителями знаний о религиозной догматике,
приобретали полномочия судебного характера, разбирая гражданско-правовые
вопросы населения. А уже более сложные вопросы, которые современная правовая
наука квалифицировала бы как уголовные, относились уже к ведению «вышестоящей
инстанции» - на суд местного кадия.
Но,
правовая система горских обществ была не так просто устроена, как это может
показаться. Она отражала суть горской цивилизации, представлявшей из себя сплав
местных социальных особенностей и ислама.
Так
и выходило, что правовая система горцев представляла собой синтез шариата с
адатами – местными обычаями и традициями. Нетрудно догадаться, что такие
условия требовали очень внимательного подхода при разграничении функций между
двумя источниками горской правовой системы.
Известны
случаи, когда к подобной законотворческой работе специально привлекались
представители духовенства, которых можно назвать юристами. Так, одним из таких
законотворцев был Рамазан-эфенди Ахтынский, который в 1764 году по
поручению своего джамаата переписал перечень согласованных с членами общества
законоположений, призванных регулировать отношения в области частного права на
основе шариата.
В
документе указывалось, что содержащиеся в нем правила приняты обществом
добровольно и потому обязательны для всех. Впоследствии местный свод законов
был переписан одним неизвестным юристом.
Примечательно,
что в Ахтынском обществе более строгие меры за нарушение норм шариата были предусмотрены
для местных исламских юриспрудентов, старейшин и других руководителей Ахтынского
союза сел. Подобное установление, видимо, преследовало цель стимулировать
духовно-нравственную ответственность местной элиты, которая должна была быть
примером для подражания.
Интересный факт, что на протяжении веков наши имамы выполняли правоведческую роль, разъясняя людям их права и обязанности. Это указывает на высокое практическое значение их рода деятельности, далёкого от всевозможного церемониала и софистики.
Ильяс Букаров
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны: