Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Об истории джухуров Кавказа

Горские евреи: путь от Хазарского каганата до наших дней


Школа для горских евреев. Город Куба. 1920 г.
Предлагаем Вашему вниманию небольшой материал об истории горских евреев - субэтнической группы евреев Северного и Восточного Кавказа.

Горские евреи, они же джухуры, они же чувуды — ираноязычные иудеи Кавказа, переселившиеся из Ирана, самоназвание которых «джухуро».

Несмотря на свой язык, близкий к фарси, у них сохранились ивритские архаизмы и, пронесли сквозь века свою веру. Наиболее ранняя дата и обстоятельства их переселения на Восточный Кавказ дискуссионны, самая удревнённая версия гласит о переселении предков горских евреев на Кавказ в первые века от Рождества Христова из-за притеснений сасанидских шахов, но опираются они лишь на предания, не имеющие доказательной базы.

Хазарское наследие
Карта Хазарского Каганата

Наиболее раннее присутствие евреев на Кавказе связано с Хазарским Каганатом, но мало кому известно, что внушительная (если не основная) часть евреев Хазарии – это были евреи из причерноморской зоны Кавказа, куда их ссылали римляне. Но переселяться в Хазарию могли и евреи Ирана и Средней Азии. Они же частично могли остаться в пост-хазарских землях (в случае Кавказа речь идёт о кумыкской плоскости), но им же и приписывают роль в становлении ашкеназов. Также заслуживают внимания предания у кумыков о живших в их сёлах евреях.

Важная деталь заключается в конфессиональной принадлежности иудеев Хазарии, которая могла бы более достоверно установить дату начала их проживания на Кавказе. Так, например, караимы Крыма, которым некоторые приписывают духовное наследство Хазарии, являются танахистами, т.е. признают только Танах, но не признают Талмуд (в отличие от большинства иудеев).

В то же время нет однозначного мнения о караимском происхождении конфессиональной принадлежности хазарских иудеев. Противоречие заключается в том, что горские евреи Дагестана и Азербайджана являются талмудистами, следовательно, они не имеют конфессиональной связи с караимами Крыма.

И если придерживаться версии о караимском вероисповедании иудейских хазар, то она перечёркивает версию о частичном хазаро-иудейском происхождении горских евреев, как и само наличие евреев в средневековом Дагестане. Зато если опереться на версию о раввинистском вероисповедании хазарских иудеев, то проживание иудеев в средневековом Дагестане становится логичным.

Что же до караимов Крыма, то существует версия, согласно которой они переселились из Азии в Крым не ранее XIII века, т.е. намного позже падения Хазарии, что и объяснило бы конфессиональное отличие хазарских раввинистов и крымских караимов.

Однако первые письменные упоминания современников, свидетельствовавшие о наличии горских евреев на восточном Кавказе, относятся к XVII веку. До этого периода авторы упоминают евреев в прошедшем времени, якобы до прихода мусульман, в краях Нагорного Дагестана жили и евреи, но они были исламизированы и ассимилировались.

Однако даже если допустить сохранение еврейской общины на Кавказе после хазар, массовый приток ираноязычных евреев, судя по всему, произошёл в период раннего нового времени, т.к. не сохранилось археологических средневековых артефактов, которые могли бы указать на еврейское присутствие в регионе (будь то надписи на иврите, либо иудейские кладбища).

 Джухуры Сефевидов

Шах Аббас II

Исход джухуров из Ирана в Ширван и Дагестан пришёлся на правление шаха Аббаса II(1642-1666), посягнувшего на права зиммиев (зиммии, дзимми, ахль аз-зимма (от араб. — «находящиеся под покровительством») — иноверцы, проживающие в мусульманских странах, которые признавали власть мусульман и платили налог джизью, получая покровительство) и наложившего запрет на отправление иудейских обрядов. Начались гонения, посягательства на имущество, закрытия синагог.

Из-за подобной политики шаха началась эмиграция чувудов из внутренних владений Сефевидской Империи на окраины и в ближайшие страны. В том числе их убежищем стали владения в Ширване и Дагестане. Подобное произошло и при Надир-шахе, но на этот раз в самом Ширване, в ходе которого были исламизированы евреи Кусаров. Джухуры расселились в Ширванском, Кубинском, Шекинском ханствах, в Дербентском султанате, в Ахтах и в Кюринской долине.

На новой родине права иудеев как «ахлюль-китаб» (людей Писания) соблюдались местными правителями и джамаатами, они селились либо отдельными сёлами, либо отдельными кварталами. Они жили в Варташене, Ахтах, также возле Кубы, Исмаиллы, Ага-Ярага и т.д.

В это время джухуры стали неотъемлемой частью Восточного Кавказа, они селились либо возле наиболее важных городов, либо имели кварталы в этих же самых городах. Если обратить внимание на географию, то чувуды расселялись вдоль главных торговых маршрутов Южного Дагестана и Ширвана, обустраиваясь возле столиц, а учитывая их «прирождённый талант» к торговле, это было вполне закономерно.

Это, возможно, и объясняет отсутствие антисемитизма (в его классическом понимании) среди горцев, т.к. дагестанцы, не отличаясь предпринимательской хваткой, не получали серьёзной конкуренции в лице евреев, а даже наоборот, наличие джухурской общины давало определённые преимущества местным правителям, поддерживая торговый интерес к своим столицам, не говоря уже о налоговых поступлениях.

Также отличительной чертой джухуров была привычная им обособленность от иноверцев и относительная изолированность, что собственно устраивало и местных мусульман. Это же предохраняло общество и от возможных конфликтов.

Примечательно, что поначалу джухуры в Дербентском Султанате жили своими сёлами, но к XIX веку дербентский султан выделил им отдельный магал в Дербенте. Было это вызвано походом Сурхая II(1789-1820) в конце XVIII века, в ходе которого нападению подверглись и иудейские сёла - часть иудеев были перебиты, а оставшихся дербентский султан переселил в город.

В российскую же эпоху, в Дагестанскую область переселялись и европейские евреи, а в советское время начался отток горских евреев из Сулейман-Стальского района и Ахтов, их основными местами проживания стали Дербент и Махачкала, а в АзССР местом компактного проживания горских евреев была Красная Слобода (моноэтничный джухурский посёлок, отделённый от Кубы рекой Кудиалчай), также заметное их присутствие было в Баку и в Варташене (ныне Огуз).

Но после краха СССР и европейские, и горские евреи почти полностью уехали из Дагестана и Азербайджана, сохранившись в основном в Красной Слободе, а действующие синагоги есть также в Огузе, Баку, Махачкале и Дербенте.
Восстановленная синагога, Красная Слобода

 Подводя итоги, можно сказать, что Дагестан-Ширван был уникальным регионом проживания для иудейской общины, одним из немногих мест, где евреи не подвергались гонениям со стороны местных правителей и жителей. Горцы не устраивали погромы в своих магалах, не было никакого «антисемитизма», и это не в последнюю очередь было связано с нормами Шариата, защищавшими их права, которые соблюдались местными правителями и джамаатами.

Малик Бутайрин

активист Молодежного департамента ФЛНКА в Дагестане

ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Генерал ЦАХАЛ и юбилей Дербента в Израиле. Горско-еврейская община устроила праздник в честь древнего города в Хадере

«Не дожидаясь приказа» Горские евреи воевали по-кавказски дерзко

Ученые: возможность "удревнить" Дербент есть

В посольстве Азербайджана в США прошла встреча с членами Национального комитета советских евреев

Дербентские «таты» стали горскими евреями

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия