Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Между Самуром и Кубой

О культурно-политической принадлежности Тагирджальского общества

В историографии Дагестана существует такое устойчивое понятие, как "самурские вольные общества", либо "Вольные общества Самура". Под ними понимаются союзы сельских общин, расположенные на территории нынешних Ахтынского, Докузпаринского и Рутульского районов. По целому ряду признаков к ним можно отнести и Тагирджальское общество, но по определенным причинам этого не произошло - оно традиционно относилось к Кубе - будь то Кубинскому ханству или Кубинской провинции.

Самурские вольные общества - это целый ряд политических образований, существовавших на юге Дагестана, в бассейне реки Самур в период с 15-16 по 19 века. К ним отнесены такие, как Ахтыпаринское, Докузпаринское, Алтыпаринское, Рутульское, Горный магал и др. Но к ним не относится Тагирджальское, хотя по многим критериям его можно было бы туда включить. 

К большому сожалению, про Тагирджальский союз сельских общин современной общественности известно не так много. Лишь отдельные факты и упоминания о нем дают некое понимание ситуации в старинном вольном обществе. Даже в Интернете едва ли можно найти нечто хотя бы косвенно с ним связанное. Подавляющее большинство информации об этом вольном обществе связано с героем Кавказской войны Эмирали Тагирджальским и событиями Кавказской войны.  

Вся территория Тагирджальского вольного общества находилась в пределах нынешнего Кусарского района Азербайджанской Республики, в западной части муниципального образования. Ниже мы отдельно рассмотрим несколько критериев, по которым Тагирджальское общество органично вписывается в состав горных джамаатов Самура. 

Географический критерий. Территория вольного общества, как и все другие самурские общества, абсолютно точно располагалась в пределах бассейна реки Самур, в ущельях рек Тагирджал и Генер-вац, которые являются правыми притоками Самура. Примечательно, что каждое такое общество распространялось в пределах определенных ущелий. Так, ядро Ахтыпары распространялось по ущелью реки Ахтывац. Докузпаринское общество находилось в ущелье реки Мугулахвац. Алтыпара распространялась вдоль реки Усухвац. Таким образом, географически  Тагирджал представлял собой классический вариант образования вольного общества на основе географической близости и расселения по берегам стержневой реки-притока Самура. 

Политический. Общества Самура имели несколько разные особенности политического устройства - где-то роль беков была ниже, где-то выше, как в верховьях бассейна Самура. Но в принципе, горская демократия как строй была центральной частью общественно-политического порядка этого региона, как и во многих других частях Дагестана. Везде были свои советы старейшин, без одобрения которых не могли приниматься важные для общества решения. В Тагирджальском обществе также функционировала горская демократия. 

Культурно-языковой. Все политические образования Самура были населены и являлись продуктами культуры носителей языков лезгинской подгруппы нахско-дагестанской языковой группы. Региону характерно языковое разнообразие - наиболее крупные этносы - это лезгины, рутульцы и цахуры. Соответственно, будучи населенным лезгинами, Тагирджальское общество входило в общую канву обществ Самура и по культурно-языковому признаку.

Итак, мы обозначили, что Тагирджал по всем основным признакам можно было бы отнести к Самурским вольным обществам. Но когда исследователи и ученые использовали это определение, то Тагирджал они оставляли за его пределами, так как он относился к Кубинской зоне. 

Такой порядок относится как к Кубинскому ханству, существовавшему в 17-19 веках, так и к Кубинской провинции, являвшейся частью уже Российской империи. История Тагирджальского общества изучена очень плохо и поэтому нельзя точно сказать, в какой именно период оно существовало, ясно, что речь идет о промежутке между 16-17 и 19 веками. А значит, трудно выяснить и обстоятельства его тяготения к Кубе. Также трудно установить, какие села входили в состав союза. 

Стоит при этом отметить, что до Кубы от Тагирджала было порядка 40 километров, тогда как путь до Алтыпаринского самурского общества был в 4 раза короче. Но тем не менее, будучи экономически и в военном плане намного более сильным образованием, Кубинское ханство, а впоследствии и провинция, включили Тагирджал в свою орбиту влияния. 

Из приведенных данных исходит, что селения Тагирджальской зоны хотя политически и относились к Кубинскому ханству, но по целому ряду таких признаков, как культура, география, социальное устройство, относились к классическим горским обществам Самура. Но так или иначе, когда исследователи 19 века изучали Самурскую провинцию, то Тагирджал они рассматривали за ее пределами.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

О происхождении топонима «Кюре»

Вернуть имена из лезгинской истории

Обстоятельства Кубинского восстания

От Кусаров до Самура

Союзы сельских общин народов лезгинской группы

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия