Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Где находился лезгинский город Кур?

Авторский взгляд исследователя Г.Агацарского на историческую проблему

На территории бывшего Кюринского округа некогда существовал средневековый город Кур (лезг.: Куьр). Чаще встречается другой вариант названия - "Кюре" (Куьре) и реже - Кура. До сих пор точно не установлено, где именно он располагался и когда был разрушен окончательно.

Но известно, что Кур был разрушен не ранее 1666 года, так как посетивший Дагестан в этом году Османский путешественник Эвлия Челеби сообщает, что в этом городе, до которого они добрались из Дербента за 12 часов, проживало около 10 тыс. человек. К сведению, средневековые города не были столь многочисленны, как современные. К примеру, в Дербенте в 1886 году проживало около 15 т. человек, в Буйнакске менее 9.

Курах и Кур являлись в одно время центрами союзов сельских общин.

На территории бывшего Кюринского округа встречаются названия сел КуркIуркент, Кураг, Куг, но единственное село, с названием "Кур" - это Куркент (лезг.: Куьр хуьр, Кур хуьр). Кроме того через Куркент лежит проход во внутренний Дагестан.

Принято считать, что Куркент основан во времена Тамерлана. Но почему-то никто не обращает внимания на то, какой возраст дает своему селу в конце 14 века (1385 или 1395 гг), современник Тамерлана, поэт Куьре Мелик в "Мусибатнаме":

"Чуьнгуьр ягъиз лагьа Мелик,

Къирмиш хьана вири эллер.

Муьжуьд виш суз мескен хьайи

Азиз Ватан чIур хьана зи."

То есть 800 лет на тот момент, то есть на сегодня селу должно быть не менее 1400 лет. Там же в "Мусибатнаме" он говорит о существовании в Куре крепости. Об этом так же говорится и в других источниках:

В 1585 году "Джафар-хан предпринял новый поход в Южный Дагестан, захватил ряд селений и взял приступом «крепость Кюре», разграбив ее..." [1, с. 107].

В хронографе, высеченном на могильном камне из селения Гельхен, говорится о «разорении селений Курах и Куры рукой Шейх-шаха в году 917 (1511-12 гг – авт.).

О крепости упоминается также в хронике Махмуда  Хиналугского, повествующего о событиях ХIV-ХV вв. В Дербенд-наме среди центров дагестанских областей (вилаятов) перечисляются Кюре и Мискинджа.

В следующем сообщении говорится о том, что Кур когда-то располагался в горном проходе: "2 ноября 1579 г., поручив оборону Дербента правителю Азова Мухаммед-беку, Осман-паша с 6000-ми объединенных османо-татарских сил выступил из дербентской крепости. Как только об этом стало известно дагестанцам, «отряды из Кума (скорее всего, Казикумуха), Табасарана, Кайтага, а также кыпчаки скопились у местечка, известного под названием Кюр, Кюре богазы» [2, с. 138], т. е. в кюринском проходе (ущелье).

А теперь перейдем к арабской хронике "Тарих Мискинджа". В ней говорится, что село Кур основано 1500 лет назад. Перечисляя крупные застройки Ануширвана, там говорится о сторительстве города Кур в области Кюре и далее обозначается, что область вокруг этого города с тех пор начали называть Кюре:

"И стало обычаем у людей называть (эту область) Кюре после этого" [3, с. 42]. Название "Кур", согласно хронике, можно перевести со среднеперсидского, как "изобильный". Продолжая по тексту:

Ануширваном "было возведено 360 городов и крепостей, и все это завершено в Кюре" [3, с. 43].

Хосров I Ануширван, согласно "Дербенд-наме", строил крепости в Дагестане в 510-531 годах. Он располагал их перед проходами с севера в различные ущелья. Таким образом эти крепости образовывали своего рода ворота между "природными стенами", ворота, защищавшие рубежи Сасанидской империи от северных врагов (Дарбанд-наме). Потому и арабские названия этих крепостей начинаются словом "баб", что значит ворота.

С подачи следующего фрагмента "Тарих Мискинджа" мы можем предположить, что жители Кура, после того как он окончательно был разбит, основали на склонах близлежащих гор села. В нем говорится, что когда была разрушена Мискинджа и убит их правитель, жители, спасаясь, покинули Мискинджу и поселились в 6 местах, основав на этих местах села [3, с. 48].

Там же сообщается, что повелитель Мискинджи расположился в селе возле Турса.

Вполне может быть, что село, где расположился глава Кура, находилось на восточном склоне скалы Кюлге-Раг. Персидское слово "Сардар", использовавшееся и тюрками, означает глава, повелитель и т.п. Поэтому такое село жители могли называть "Сардаран хуьр" - село Сардара. Еще одним местом, куда могли переселиться жители Кура, это ныне не существующее село Кура, располагавшееся возле села Цнал. Жители этого села после землетрясения 1966 года переселились в Новый Фриг.

Как сообщил нам куркентский историк и аксакал Рейседин Набиев, на последнее равнинное место жительства куркентцы переселились в 1957 году, а до этого они по разным причинам сменили три места обитания на стороне села Юхари-Стал.

В следующем фрагменте говорится о принятии жителями Кура ислама после назначения Мискинджи главным поселением Самурской долины:

"Отсюда Абу Муслим отправился в Кюре (Кура), сражался с ее неверующими (куффар), завоевал ее, обратил в ислам ее жителей и также построил для них мечети" [3, с. 67].

Во время существования Кюринского округа, он был разделен на 4 наибства и 1 приставство. Один из наибств назывался Котур-Кюринским (центр - Векелар). Слово "котур" в тюркской традиции добавляется к названию местности, на которой раньше что-то находилось, но ныне это исчезло. Например: Котур-Бурчи - больше не существующее село Бурчи, Котур-оба - исчезнувший холм и т.д. Местность, которая называлась в те времена Котур-Кюрой (место, где располагался город Кура), очевидно относилась именно к этому наибству.

Исходя из вышеизложенного материала, мы можем сделать вывод, что город Кур и ее крепость располагались на "Кюринской равнине", по левому берегу реки Чираха, где ныне расположились Сардаркент, Алкадар и Куркент. Причем начиная с территории Сардаркента, где, скорее всего, и располагалась крепость города. Эта местность между рекой (в старину  реки были более полноводными) и холмами Гюне на столько удобна для строительства средневекового города, что люди его населяли задолго до строительства города. Об этом свидетельствуют археологические находки на территории Сардаркента.

А что касается сел Куркент и Кура, то, судя по их названиям, только о них можно с большой верояностью сказать, что именно они являются потомками жителей Кура.

Зона этих сел полностью относилась к Котур-Кюринскому наибству.

Численность жителей в некоторых селах Кюринского округа по посемейным спискам 1886 года:

Котур-Кюринское наибство:

Сардаркент - 152, Кош-кент - 539, Алкадар - 397, Векелар - 530, Саидкент - 298, Кура - 92, Кур-Кур-кент - 255;

Южно-Табасаранское наибство:

Кюр-кент (старый) - 931, Хив - 724, Зизик - 508;

Гюнейское наибство: Касум-кент - 580, Ашага-Стал - 1312;

Курахское наибство: Курах - 1867, Рича - 653, Кураг - 260.

Город, скорее всего был разрушен Надир-шахом, который, как известно, разрушал Хив и Рича, расположенные выше по Чираху (Чирагчай). И это могло послужить тому, что Кюринскую область, в связи с ослабленностью, сумело присоединить Казикумухское ханство.

В 1812 году Курах (Кьурагь) стал столицей новообразованного Кюринского ханства. И вот как описывали в 1811 году Курахскую крепость (вероятно вторую по величине в Кюринской области, до разрушения Кура):

Одна сторона ее примыкала к высокому обрыву реки, а другие окопаны были рвом и обнесены каменной стеной высотой от 6 до 14 футов и толщиной 2 фута. 19 башен с бойницами высоко поднимались над стенами и, кроме того, три отдельные башни, возвышавшиеся на окрестных горах, к северу от крепости, препятствовали обходу ее с этой стороны, причем одна из этих башен замыкала и главную дорогу, ведущую в крепостные ворота.

Внутри крепости находилась цитадель с ханским дворцом. В эту-то твердыню кюринской области и заперся Сурхай-хан с тысячью воинов отборных лезгин, «в чаянии удержать за собою cиe главное и первое место» [4].

Сама "Кюринская равнина", после разрушения города, долго пустовала.

Первым спустился Сардаркент. Алкадар переселился на "Кюринскую равнину" в 1957 (либо 1966) году. Старый Алкадар располагался в 500 метрах от нового, на правом берегу Чираха. Со слов алкадарцев, оно неоднократно разрушалось внешними силами и отстраивалось сельчанами уже на новом месте. Свое название село могло получить в эпоху арабов в Дагестане. К слову, лезгинское слово "кьадар" означает доля, а оно восходит к арабскому "Аль-къадар" - судьба.

Соседний Саидкент, как и Куркент, переселился в 1957 году.

Расстояния между этими четырьмя селами столь малы, что в будущем их соединение неизбежно. И тогда, возможно, эти села захотят объединиться под общим названием "Кура" (такой вариант звучит современнее) и воссоздать былое поселение с глубокой историей в более чем прежних широтах и ее история, станет их историей. А жители этого села будут называться по-старинке - куринцы и куринки. Но если к этому союзу захотят присоединиться еще и  стальцы с касумкентцами, то Кура уже может стать городом, первым чисто лезгинским городом Дагестана.

 ____

1. Бакиханов А.-К. Гюлистан-и Ирам / Ред., коммент., примеч. и указ. акад. АН Аз ССР. З.М. Буниятова. Баку, 1991. - 304 с.

2. Гусейн Ф. Османо-сефевидская война 1578-1590 гг. По материалам османского летописца Ибрахима Рахимизаде. Баку, 2005. - 214 с.

3. Та'рих Мискинджа. / Перевод и коммент.: А.Р. Шихсаидов, З.Ш. Закарияев, А.Р. Наврузов. М., 2020.

4. АКАК, Т. V, стр. 153

Гарун Агацарский

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

О происхождении топонима «Кюре»

В целях формирования молодежных администраций

В Дербенте проходят выборы депутатов городского Собрания

Есть на Кавказе Кукваз…

В Дербенте состоится митинг против переименования улицы в честь Гейдара Алиева

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 05 октябрь 2020 12:22

Очень интересно! Спасибо за стью!




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия