Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Под небом Шахдага

Краеведческий очерк о селе Аджахур Кусарского района

Редакция сайта ФЛНКА предлагает вниманию читателей очередной краеведческий очерк. На этот раз в поле зрения Кусарский район с его исполинскими горными массивами и расположившимися под их сенью живописными горными селами. Аджахур (лезг. Эчехуьр) - классический лезгинский аул, знакомый своими чертами жителям других горных сёл. Хватает в нём и своих индивидуальных черт, которых мы и коснёмся в данном очерке.

География

Аджахур находится в северо-западной зоне Кусарского района, в его наиболее гористой части. Село расположено на гребне и восточном склоне отрога, отходящего от громады горы Шахдаг. Ниже села, по дну ущелья протекает горная река Генервац.

Господствующей вершиной местности является, разумеется, величественный Шахдаг (4243 м). Вместе с несколькими уровнями скального стола, покрытым снегом вершиной, пьедесталом, отходящими от него отрогами и второстепенными вершинами, он формирует целый ансамбль горного ландшафта. С ним соседствует другая гора, Кызылкая (3726 м), которая также образует величественного вида скальный стол, хотя и чуть поменьше, чем у Шахдага. Соответственно, вся окружающая местность образована ущельями и отрогами, спускающимися от этих ландшафтных доминант к реке Самур. Местность здесь горно-луговая, с лесами на тенистых сторонах ущелий.

Как известно, в основной своей массе горные сёла существуют не сами по себе, а в составе нескольких сёл, расположенных в одном ущелье. Такая же ситуация и у Аджахура - вместе с ним ущелье разделяют такие сёла, как Ерги-Кёк, Арчан, Кенар, Гиджан, Дюзтагир, Большой Муруг (ЧIехи Муругъ), Муджух, Укур, и у самого входа в ущелье, практически на берегу Самура стоит замыкающее село ущелья, Яргун.


Оказавшись в Аджахуре, человек увидит перед собой самого разного рода пейзажи. Если посмотреть к югу от села, то предстанут величественные виды гор Шахдаг, Кызылкая и их отрогов. К западу увидит уже более спокойные горные ландшафты, пронзённые, однако, в одном месте пирамидальной вершиной горы Гестинкиль. К северу от села можно увидеть ровную линию Самурского хребта, идущего с востока на запад. Ниже хребта можно увидеть ленту реки Самур с каменистой поймой. Ну а к востоку от села виднеется отрог, спускающийся от Шахдага к Самуру.

Исторически, до строительства современных дорог, жители села пользовались сетью горных троп, которые вели в три направления. Одно вело вниз по ущелью к берегу Самура, в село Яргун и далее на плоскость. Второе, напротив, шло выше по гребню хребта в горы, к сёлам Дустагир и Гиджан. Ну а третья тропа вела на запад, в соседнее ущелье, к селению Гилах.

История

Точно неизвестно, каково происхождение названия села. На этот счёт существует две версии. Первая гласит, что слово “Аджахур” производно от слов “аджа” и “хур”, где первое слово переводится как “высокий”, а второе (хуьр) с лезгинского переводится, как “село”. Соответственно, Аджахур означает “село на высоте”. Согласно второй версии, название села производно от имени Хаджи (Гаджи), которым звали предполагаемого основателя села, и слова “хуьр”, которое, как упомянуто выше, в переводе с лезгинского означает “село”. Тут надо уточнить, что исторически село называли Аджиахур, в современно написании в середине слова утеряна буква “и”. В то же время, нельзя обойти стороной оригинальное, лезгинское наименование села - “ЭчIехуьр”, где этимология слова “ЭчIе” не ясна, но есть предположение, что оно в лезгинском означало нечто, расположенное на высоте. Вопрос этимологии, таким образом, остаётся открытым.

Жители села делятся на сихилы - родовые объединения. Далее перечисление их названий пойдёт по-лезгински: Муьнкуьтар, АмутIар, Туьвкуьлар, Шуьгънуьяр, Хьажияр, Хьалиханар, Фекьияр, Муьхкуьт-куьсар, Бавтманар, ДатIуяр, Имамар, Агьмадар.


Пожалуй, зенитом известной нам истории села является состоявшееся в ходе Кубинского восстания Аджиахурское сражение 1839 года, хотя и нельзя исключить, что в этой местности происходили и более драматичные и масштабные, но неизвестные нам события. Прежде всего надо указать, что это сражение прямого отношения к селу не имеет. Не установлено, по какой причине местности, где шло то сражение, было дано название «Аджиахурского урочища», ведь речь идёт о пограничном горном хребте, служащем ныне восточной границей Докузпаринского района. Именно за обладание вершинами этого хребта шли боевые действия. Основные бои шли в пространстве между сёлами Судур и Каракюре, ныне находящимися в двух разных государствах. Соответственно, Аджахур находилось километрах в десяти от зоны боевых действий. Можно предположить, что село исторически меняло свое расположение.

Об этом сражении много написано, мы не станем подробно описывать ее ход, остановимся лишь на некоторых важных аспектах. В этом сражении решалось будущее Кубинского восстания - удастся ли царским войскам войти в верхнюю часть Самурской долины, к Алтыпаринскому, Ахтыпаринскому вольным обществам и далее к Рутулу. Отряды горцев как раз состояли из отрядов вышеназванных обществ, а также докузпаринцев и местных, кубинских лезгин. Тактика русских заключалась в продвижении наверх, со стороны реки Самур выше, в сторону горы Ерыдаг. Горцы, соответственно, пытались им помешать в этом, оставляя за собой господствующие высоты.
По итогу сложнейшей военной кампании, в которой были задействованы огромные силы царской армии, вся долина Самура уже была прочно включена в состав Российской империи, были учреждены соответствующие административные единицы. Аджахур был включён в состав Кубинского уезда, впоследствии ставшего частью Бакинской губернии.

История данного края в целом изучена недостаточно хорошо. Но вкратце можно подчеркнуть, что село разделяло судьбу остальных земель кубинских лезгин, в средневековый период являлось предметом притязаний либо прямого правления государства ширваншахов. В 18 веке входило в состав Кубинского ханства. О взаимоотношениях джамаата села с тагирджальным вольным обществом в общедоступных источниках информации очень мало. Вероятно, пролить свет на эти вехи истории края можно путём изучения архивных данных. Ну а после периода Кубинского ханства начался уже описанный выше этап вхождения в состав России.


В 1908 году в селе насчитали 1037 человек, что делало его довольно крупным по меркам того времени. Помимо самого села, имелся ещё и отсёлок Аджиахур-оба, насчитывавший еще 172 человека. Для сравнения, ныне в селе проживает всего лишь свыше 600 человек.

В 1930-е в Аджахуре родилось сразу три деятеля, прославивших родное село. Так, в 1930 году родился знаменитый современный лезгинский поэт, композитор, прозаик и драматург Асеф Мехман, Заслуженный деятель искусств ДАССР и Народный артист РД. В 1932 году здесь родился другой известный лезгинский писатель Лезги Намет. А в 1936 году - профессор Азербайджанского государственного университета нефти и промышленности, доктор технических наук Камал Абдуллаев.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

О Хиналуге по-новому

Ялак - село и гора

Окаймленный горными лесами Филифар

Есть на Кавказе Кукваз…

Надоблачный Гдым

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия