Классовые депортации в Дагестане
Как зажиточных лезгин и другие народы выселяли в Кыргызстан в 1930-е годы
Сегодня в Кыргызстане существуют диаспоры дагестанских народов, в том числе лезгин. Они уже обросли там корнями, стали частью кыргызского общества. Есть наши земляки и в других странах Средней Азии, но Кыргызстан – особая история. Появление нашей диаспоры в этой стране стало следствием трагических событий, уходящих в печально известный 1936-й год. Как они там оказались и почему? Об этом в сегодняшнем материале.
Отметим сразу – депортация лезгин в Кыргызстан не сравнится по своим масштабам с теми депортациями, которые постигли вайнахов, карачаево-балкарцев и ряд других народов. В случае с лезгинами выселение в Среднюю Азии постигло те семьи, которые были зажиточными, кулацкими, либо были сочтены властями за таковые из-за воспрепятствования коллективизации (то есть носили социально-классовый характер). Также пострадали религиозные деятели. Всего из Дагестана были выселены минимум 500 хозяйств.
Документальный памятник той трагедии - злосчастное Постановление СНК СССР № 911-150сс «О переселении кулацких хозяйств из Дагестана и Чечено-Ингушетии». 21 мая 1936 г. Ниже представим текст документа:
Совершенно Секретно
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР постановляет:
1. Разрешить Северо-Кавказскому краю переселить за пределы края 500 кулацких хозяйств из ДССР, 500 кулацких хозяйств из Чечено-Ингушской области в Казахстан и Среднюю Азию.
2. Переселение произвести в течение 1936 года по мере жилищного устройства переселяемых в спецпоселках, не позднее октября 1936 года.
3. Ответственность за отбор и порядок переселения возложить персонально на т. т. Евдокимова, Пивоварова и Дагина.
4. Предложить НКВД представить смету на расходы, связанные с указанным переселением.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА
НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР В. Молотов
УПРАВЛЯЮЩИЙ ДЕЛАМИ СОВЕТА
НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР И. Мирошников
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР постановляет:
1. Разрешить Северо-Кавказскому краю переселить за пределы края 500 кулацких хозяйств из ДССР, 500 кулацких хозяйств из Чечено-Ингушской области в Казахстан и Среднюю Азию.
2. Переселение произвести в течение 1936 года по мере жилищного устройства переселяемых в спецпоселках, не позднее октября 1936 года.
3. Ответственность за отбор и порядок переселения возложить персонально на т. т. Евдокимова, Пивоварова и Дагина.
4. Предложить НКВД представить смету на расходы, связанные с указанным переселением.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА
НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР В. Молотов
УПРАВЛЯЮЩИЙ ДЕЛАМИ СОВЕТА
НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР И. Мирошников
Почему депортировали
Как видно, судьба лезгин Кыргызстана тесно связана с судьбой остальных дагестанских народов. Из Дагестана в целом были высланы 450 хозяйств (так указано в источнике, точных цифр нет, фигурируют данные о 450 и 500 хозяйствах). О причинах выселения отмечается: Не удивительно, что население Дагестана протестовало и открыто, и в скрытых формах. В частности, оно бойкотировало советские праздники и советскую власть. Чтобы предотвратить волнения, установить жесткий контроль за населением региона, СНК СССР 21 мая 1936 года за №911 принимает постановление...
Отдельно надо отметить, что установление точного числа депортированных весьма затруднительно. Многие вовсе не были посчитаны. Даже если были учтены прибывшие в Кыргызстан, то немало человек погибло в пути.
Тем представителям молодежи, кто плохо знаком с особенностями становления советской власти, трудно понять, почему и за что эти люди подверглись столько жестокому наказанию – высылке в товарных вагонах в голую степь. Ведь люди наказывались за то, что в наше время, да и во все времена, считалось благим - наличие процветающего частного хозяйства. Идеология советской власти была выстроена вокруг того, что человек, нанимающий другого человека для работы на себя – притеснитель, угнетатель и враг народа, их называли «кулаками», а процесс борьбы с ними - «раскулачиванием». Кулак – это своего рода «буржуй» на селе. Так, если у зажиточного крестьянина большое поголовье скота, он привлекает к работам своих менее успешных соседей за сдельную оплату и таким образом, по мнению советских властей, эксплуатирует трудового человека. На это можно резонно возразить, мол, наоборот, он дал своему соседу работу. Советская власть смотрела на это по-другому, исходя из философии «предприниматель – притеснитель, потому что труд, блага создает рабочий человек, а прибыль извлекает он». Таким образом, вся огромная страна стала заложником специфических философских воззрений и искаженных представлений о социальной справедливости.
Так или иначе, коллективизация и раскулачивание, последовавшее за этими процессами человеческое горе затронули практически все регионы СССР, где люди занимались сельским хозяйством. Поэтому под каток классовой борьбы попал и Юждаг с его крупными хозяйствами и зажиточными крестьянами. Надо отметить, с людьми поступали по-разному. Как правило, у всех отбирали землю или поголовье, если у них имелось сверх установленной нормы - к примеру, одна корова на семью. С теми же, кто отказался отдавать в колхоз непосильным трудом нажитое имущество, власти справлялись уже решительнее, лишая свободы на длительные сроки или отправляя в депортации. Но случалось по-всякому. Сам факт принадлежности к зажиточным категориям населения считался противоправным. Также можно было подвергнуться преследованию за обладание большим домом. Происходило это во всех районах, так как везде можно было встретить хоть несколько зажиточных семей.
Важно понимать контекст, это было время, когда советское правительство пыталось сделать горцев частью новой формации – советского народа со всеми вытекающими отсюда последствиями – фактический запрет на религию, частное предпринимательство, борьба с патриархальными ценностями и др. То есть многим из того, что было неотделимо от жизни горцев на протяжении долгих веков.
Людские страдания
Разными способами людей спускали с гор на равнину. В бывшем Кюринском округе, например, агулов, табасаран и лезгин привозили на место, где сейчас находится Совхоз им. Герейханова, в Белиджи и Дербенте их погружали в товарные вагоны. Причем женщины и мужчины были в одних и тех же вагонах. Логистика была усложненной, в Кыргызстан из Дагестана везли через Ростов-на-Дону. Сейчас трудно себе представить людей, которых везут куда-то как скот, но в 30-е и 40-е такой суровой участи подверглись миллионы. В пути и по прибытии многие дагестанцы умерли – их везли месяц, прибыли в конце октября. Отмечается, что буквально нет ни одной семьи, где не было жертв. По прибытии в место назначения, людей просто выбрасывали в голой степи и велели, чтобы они обосновались так, как смогут. Опять-таки трудно вообразить боль людей, которые, ощущая враждебное к себе отношение со стороны государства, в поисках спасения роют себе землянки, чтобы укрыться от холода и непогоды. Поначалу они рыли себе землянки в сырой земле и жили в них. До ближайшего населенного пункта было 70 километров. Землянки накрывались камышом. Очень повезло, что та первая зима выдалась мягкой.
Их заставляли работать в суровых условиях под конвоем. Они рыли каналы, сажали растения. Потом выселенные семьи начали себе строить дома из саманного кирпича и заниматься хозяйством. Нашим землякам очень помогла причина, по которой они подверглись репрессиям – они были умелыми, способными и старательными хозяйственниками, цвет сельского хозяйства Дагестана, буквально лучшие на селе. Поэтому со временем они сумели превратить необжитую степь в цветущие сады и огороды, обзавелись поголовьем скота. Общая судьба, горе и заботы сплотили разные нации Дагестана на чужбине. Всё пережитое превратило их в единую общину, кыргызы называют их всех общим словом «дагестанцы», не разделяя на народности.
Ниже приведем отрывок из материала на сайте ФЛНКА, посвященного выселению лезгин в Кыргызстан. Этот отрывок дает понимание того, как происходило насилие над людьми.
Лезгины, как и другие народы, подверглись репрессиям в середине 30-х годов. Тогда шёл процесс раскулачивания. Наш Курахский район тоже пережил эту напасть. Власти в лице органов НКВД конфисковали у людей излишки крупного и мелкого рогатого скота.
В сельских районах были организованы бедняцкие группы по три человека. Эти группы указывали властям на более зажиточных лиц, очень часто сводя с ними личные счёты. А попавших под их донос выселяли.
Мой родной дядя, его звали Магомед Малаев, он был муллой, его посреди ночи подняли в нижнем белье и выселили. Больше о его судьбе нам не было ничего известно. Выселяли тех, у кого были овцы, лошади, коровы.
Наши соседи, родственники, по фамилии Гамидовы были выселены в Киргизию. Были очень несправедливые случаи, когда выселяли тружеников, которые ночью обуви не снимали, чтобы рано утром пойти пахать. Таким упорным трудом они наживали себе хозяйство. И их за это выселяли, лишали нажитого кровью и потом имущества.
Сотрудники НКВД без суда и следствия просто вламывались в частные дома, могли посреди ночи разбудить и выселить всю семью. Многих в Узбекистан ещё выселяли. В военные годы было тяжело. Некоторые, прожив там несколько лет, возвращались сюда, потом опять уезжали, и так по нескольку раз. Вот такое положение было тогда.
Некоторые оставляли своих жён в селе и брали с собой сыновей. Приведу один пример. Был один такой житель села, Ахмед Гамидов звали. Он с собой тоже взял своих сыновей. Старшего сына звали Рамазан. Был ещё младший сын.
Они, обосновавшись там в Средней Азии, возвращались сюда вновь, и вновь уезжали туда. Одного звали Курбаном. Он с сыновьями так же жил там. Переезжал регулярно туда-сюда. Другой выходец из села Джабар Гафаров был выселен, потом вернулся. Его брата тоже хотели выселять, но он остался. Здесь он и умер.
Этот процесс затронул все селения района. На новом месте лезгины организовывались в колхозы. Строили себе дома. Многие стали инженерами. У них там свои семьи, живут там хорошо. Сейчас они приезжают на историческую Родину, поддерживают связи с родственниками. При возвращении многие оседали и осваивались в Дербентском районе.
Последствия
Депортация зажиточных слоев населения имела несколько негативных последствий. Во-первых, это, конечно, описанное выше человеческое горе. Во-вторых, это лишение местного сельского хозяйства самых способных его представителей. Зажиточные люди потому и были зажиточны, поскольку их талант и умения позволяли производить больше благ. Они были хорошими специалистами в своем деле. И это тот урон местной экономике, который уже никогда по достоинству не оценить.
В наше время, когда уже вполне можно вернуться назад, подавляющее большинство лезгин Кыргызстана не возвращаются на историческую родину, и в этом нет ничего странного. Надо понимать, в Кыргызстане живут уже не те депортированные лезгины, испытывавшие привязанность к исторической родине. Теперь там уже их потомки, для которых Дагестан – это скорее элемент духовного наследия. А весь быт, связи, занятость, образ жизни связаны с совсем другой страной, где они уже пустили корни.
Дагестанцы Кыргызстана сейчас
Наши земляки живут преимущественно в Сокулукском и Аламудунском районах Чуйской области Кыргызстана. Чуйская область – столичная, ее административным центром является столица страны, Бишкек. Так, по итогам переписи населения 2010 года в области насчитали 2246 лезгин, 1812 даргинца, 353 аварца, 159 агулов, 84 табасарана, 41 лакец. Примечательно, что с 1989 по 1999 гг. численность дагестанских народов в Кыргызстане росла. С 1999 по 2010 гг. наоборот, упала. Вероятно, это объясняется тем, что некоторые переселенцы решили вернуться на историческую родину в годы экономического развития России. Также дагестанцы живут в Жайылском, Кеминском, Московском, Чуйском и Ысык-Атинском районах, но их там едва наберется 200 человек.
На данный момент, как передает Samur Online, они живут в селениях: Жаны-Жер, Жаны Пахта, 9-й и 20-й хутор, поселок Карла Маркса, Нижнечуйское, село Чолпон и др. 9-й Хутор – это один из самых крупных сёл, где проживают лезгины, табасараны и агулы. В селе Чолпон живут одни лезгины. 20-й Хутор населён в основном даргинцами, Жаны-Жер – представители всех дагестанских народов из вышеуказанной переписи. Дагестанцы старшего и среднего возраста прекрасно говорят на родных языках, табасараны и агулы помимо родного языка свободно владеют и лезгинским.
Дагестанцы Кыргызстана занимаются земледелием и животноводством. Выращивают пшеницу, рожь, кукурузу, капусту, перец, свеклу и другие культуры. Дагестанская община очень религиозна, в магазинах в местах компактного проживания не продается спиртное, женщины преимущественно ходят в хиджабе. В каждом селе есть мечеть. Многие дети, помимо светских школ, посещают медресе.
Бывали случаи, когда потомки депортированных кулаков и зажиточных людей после распада СССР восстанавливали права на отнятое у их семьи имущество, на дома. В селе Ахты, например, известен случай с большим домом тухума Зекерияр, который удалось вернуть представителям рода уже в новой России. На фасаде дома висит памятная табличка в память репрессированных лиц.
В последнее время трагедия 1936 года привлекает к себе все больше внимания общества и властей. Так, 23 октября 2021 года в Кыргызстан отправилась дагестанская делегация, возглавляемая министром по национальной политике и делам религий РД Энриком Муслимовым. Тогда состоялись памятные мероприятия, посещение кладбища с захоронениями жертв депортаций.
Масштабы трагедии до сих пор остаются не до конца выясненными. Их и не удастся выяснить, пока не будет проведена надлежащая работа с архивными данными в Дагестане и Кыргызстане. Надеемся, что подобные исследования не за горами.
Лезгины и другие дагестанцы всегда будут благодарны народу Кыргызстана за неоценимую помощь, которую он оказал в те труднейшие годы нашим депортированным землякам.
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.