Великое достояние Дагестана
Зиярат Мухаммада Ярагского может быть потерян
Развалины мечети в селении Вини-Яраг
Уникальный памятник культуры – достояние республики и прежде всего лезгинского народа сегодня находится в ужасающем состоянии. Это село известно как родина духовного наставника всех имамов – Газимагомеда, Гамзатбека и Шамиля, просветителя и ученого-богослова шейха Магомеда Ярагского, более известного в исламском мире как Мухаммад аль – Яраги.
Инициативная группа, в числу которых вхожу и я, неоднократно поднимали вопрос о необходимости оказания экстренной помощи дому – мечети великого шейха – проповедника идей справедливости и свободы на разных уровнях муниципальной и республиканской власти, в сообществе бизнесменов и предпринимателей. В качестве волонтеров мы регулярно совершаем поездки в старинное село Вини–Яраг, Магарамкентского района, чтобы вести наблюдение о состоянии и тех разрушительных процессах, которых подвергается наследие Магомеда Ярагского.
Первая наша поездка в это село состоялось еще в апреле 2010 года. Тогда, 10 апреля я, Руслан Гереев работая помощником председателя Комитета правительства Республики Дагестан по делам религий, председатель регионального общественного движения «Хаджи–Давуд» Надир Ахмедов и главный редактор еженедельника «Настоящее время» Ханжан Курбанов для привлечения внимания общественности к проблемам сохранения памятников религиозного значения инициировали поездку к историческим местам – зиярату шейха.
Целью командировки было привлечь потенциальных меценатов к делу возрождения памяти и восстановления мечети, связанной с именем великого шейха. Совместно с журналистом местного телевизионного канала ОТВ «Шарвили» (с. Оружба, Магарамкентского района) Исмаилом Курбановым мы совершили, если так можно назвать научную экспедицию в Вини-Яраг, который располагается в живописной гористой местности, в пяти километрах от районного центра – Магарамкент. Здесь на месте произвели осмотр полуразрушенной старинной мечети, сделали фото – и видеосъемку.
Мольба в прямом эфире
В этот же день, все участники данной экспедиции организовали круглый стол в прямом эфире телеканала «Шарвили», в ходе которого дали разъяснения жителям района о цели нашего визита, рассказали о великом наставнике и ученом Мухаммаде аль – Яраги. Коснулись также актуальной и проблемной темы противодействия экстремизму и терроризму в молодежной среде, отметили необходимость патриотического воспитания молодежи как заслона от радикализации общества, ответили на многочисленные звонки телезрителей района.
Участники телепередачи поблагодарили дирекцию телеканала за возможность обратиться в прямом эфире к жителям Магарамкентского района и выразили надежду на скорое возрождение памятника культурного наследия – мечети в селе Вини–Яраг.
Стоить также, отметить, что нами было подготовлены и разосланы соответствующие письма к различным министерствам, ведомствам, депутатам местных и федеральных собраний, банковским и коммерческим структурам, предпринимателям, представительствам лезгинских диаспоральных организаций и другим. Тексты писем также были опубликованы в местной прессе и на различных сайтах.
Видя бездействие социальных институтов и общественности, Центр исламских исследований Северного Кавказа, в одностороннем порядке готовит соответствующее заявление в адрес лезгинской общественности о срочной необходимости возрождения исторического памятника – дома-мечети шейха Магомеда Ярагского.
Обратите внимание, пожалуйста, уважаемые лезгины, что говорил о Ярагском правитель Имамата - Имам Шамиль: «Каждый, кто хоть однажды услышал проповеди шейха Мухаммада, превращается в тигра ислама и непобедим в битвах с врагом».
Имея столько миллиардеров, миллионеров, бизнесменов, предпринимателей, коммерсантов зиярат великого ученого-богослова шейха Мухаммада находится в жалком состоянии.
К большому сожалению, сегодня можно наблюдать много примеров предвзятого отношения к теме Ярагского, которых с годами становится еще больше. Приведу в качестве наглядности всего один лишь пример.
Совсем недавно, возвращаясь с работы, встретил в маршрутном такси моего давнего знакомого – ученого-историка. К моему удивлению, наша беседа плавно перешла к обсуждению деятельности Магомеда Ярагского, а вернее, как пытался мне доказать мой уважаемый собеседник, о якобы преувеличенной исторической роли Мухаммеда аль-Яраги. По его мнению, на самом деле активную роль, абсолютно во всех ключевых и судьбоносных для Дагестана решениях, принимал устаз Джамаллудин Кази-Кумухский.
Феномен Ярагского, если ответить устами ученых Ахеда Агаева, философа, автора книги о М. Ярагском, исламоведа Амри Шихсаидова и др., которые утверждают, что Магомед Ярагский не был ни лакцем, ни аварцем, ни агульцем, ни лезгином. Доктрина его тарикатского вероучения ислама не может иметь национальности, по сути, главная трактуемая им вера – иман.
Во всемирную историю Магомед Ярагский вошел как выдающаяся историческая личность. Рассудительный, трезвый и острый ум, глубокие знания не только в религии, убежденность в правоте своих идей позволили ему перешагнуть через себя ради великой цели – освобождения горцев. Его имя стало символом непогрешимости и чести для кавказских народов.
Только человек огромной нравственной силы и чистоты веры мог поднять на борьбу разрозненных жителей Кавказа. М.Ярагский – лезгин по происхождению, стал сыном всего Дагестана. Он имел отношение к возвышению всех имамов Дагестана и Чечни.
Шейх Мухаммед-эфенди аль-Яраги родился в 1770 году в селении Яраги, расположенном на юге Дагестана, в семье лезгинского ученого. Благодаря его сильной тяге к знаниям и учебе с детских лет он стал исламским ученым. Он изучил множество шариатских наук.
Шейх Магомед Ярагский
В Дагестане не было человека, превосходившего его по знанию Корана и Сунны
Мухаммед-эфенди аль-Яраги собирал горцев на встречи, устраивал обеды и ужины, предпринимал все возможное для того, чтобы привлечь людей и приумножить число своих сторонников. И, конечно же, эти усилия приносили свои плоды, ибо окружение его увеличивалось изо дня в день с невиданной быстротой, а слава о нем молниеносно расходилась по всему исламскому миру.
Однажды, когда перед его домом собралось много людей, мулла-Мухаммед (как звали его окружающие) обратился к присутствующим с такими словами: «Я очень грешен перед Аллахом и Пророком. До сих пор не понимал ни воли Аллаха, ни предсказаний его посланника Мухаммада (мир Ему). По милости Создателя только сейчас у меня открылись глаза и я, наконец, вижу, как проходит мимо меня источник вечной правды.
Все мои прошлые деяния лежат на моей душе как тяжелое бремя грехов. Я потреблял плоды Вашего поля, я обогащался за счет Вашего добра, но священнику не пристало брать и десятой доли, а судья должен судить только за то вознаграждение, которое обещал ему Аллах. Я не соблюдал этих заповедей и сейчас совесть обвиняет меня в грехах.
Я хочу искупить свою вину и просить прощения у Аллаха и у Вас, и вернуть Вам все, что я брал ранее. Подходите сюда: все мое имущество должно стать Вашим! Берите его и делите все между собой!». Так выступил мулла-Мухаммед, но народ единодушно объявил, что мулла-Мухаммед сохранит и свой дом, и свое имущество, и суровая кара постигнет каждого, кто осмелится дотронуться до них. Эта эпохальная речь сыграла огромную роль в понимании смысла его жизни простыми верующими дагестанцами.
Его глубокие познания послужили причиной того, что со всех концов Дагестана к нему потянулись ученики. Его имя стало известно далеко за пределами Дагестана – в Турции, Бухаре и Персии. Известны случаи, когда к нему приезжали из далекой Европы и Азии.
Чтобы понять учение Мухаммеда Яраги, вернемся немного назад и напомним некоторые моменты из истории развития мюридизма. Итак, в середине XIV века в среднеазиатском городе Бухаре один суфийский мыслитель Мухаммед Бах аль-Дин аль-Накшбанди (Магомед Накшбандийский) основал новое учение, сыгравшее немаловажную роль в истории не только Средней Азии, но и всего мусульманского мира.
После смерти мыслителя учение это, получившее название Накшбандийа (в русской историографии учение называется «мюридизмом»), из Средней Азии распространилось в Индию, а затем через страны Среднего Востока в конце XVII века добралось и до Кавказа. Такой долгий по времени путь распространения учения можно объяснить способом передачи духовных знаний в суфийской среде: от одной ступени постижения знания к другой ступени (тарикат) и от наставника – муршида к ученику – мюриду.
Приверженцы накшбандийзма полагали, что мусульманская община (умма) сбилась с праведного пути и отошла от заповедей пророка Мухаммада. Соблюдение предписаний шариата и уклонение от недозволенных новшеств (бид`а – самого страшного из грехов, который мусульманину не надлежит даже представить) являлись одним из способов заставить народ жить праведно.
Но всего этого, по мнению новых проповедников этой ветки ислама, было мало. Шариат должен был регулировать всю общественную жизнь, в том числе правление властителей, которое тоже должно осуществляться согласно шариату. Ведь именно в том, что умма сбилась с праведного пути, виноваты, в первую очередь, власть имущие, погрязшие в грехе, стяжательстве и роскоши.
Между тем Мухаммед Яраги стал муршидом Накшбандийского тариката в Дагестане. Самым лучшим его мюридом и его правой рукой был Джамаллудин Кази-Кумухи. Тарикат стал главным идейным столпом в хутбе устаза Ярагского.
В 1830 году он выступил перед собранием представителей духовенства Дагестана в Унцукуле, где призвал всех к продолжению газавата, и по его же указанию имамом был избран Газимухаммад. Он выдал свою дочь замуж за Газимухаммада. После его гибели Мухаммад Яраги способствовал избранию имамом Гамзата из Гоцатля. А когда и Гамзат был убит, имамом был избран Шамиль, и Яраги поддержал его.
Достоверно известно, что в одном письме, написанном шейхом Мухаммадом Ярагским к Шамилю, говорится: «Если будешь держать постоянную связь с нами, то ты победишь, а если нет, то проиграешь». Письмо было подкреплено соответствующими сурами Священной книги и хадисами праведных предков.
Царская власть, узнав об основополагающей роли Мухаммеда аль-Яраги в Кавказской войне, решила положить конец его деятельности.
Он был арестован и сослан в Тифлис (Тбилиси), но вскоре был освобожден. Мухаммад Яраги умер в 1848 году. Похоронен он в селе Согратль Гунибского района. Его могила стала местом паломничества (зиярат). Вместо себя он оставил муршидом шейха Джамаллудина из Кази-Кумуха, религиозная и общественно-политическая деятельность которого в масштабном историческом контексте Дагестана начинается именно с этого периода.
Специально для информирования широкой общественности по вопросам сохранения и дальнейшей реконструкции памятника – религиозного достояния имени шейха Магомеда Ярагского, Центром исламских исследований Северного Кавказа будут подготовлены серия информационно – тематических публикации о шейхе Ярагском, его исторической роли, его проповеди.
Зиярат шейха Магомеда Ярагского в селении Согратль
Руслан Гереев, представитель ФЛНКА в Дагестане
Региональное представительство ФЛНКА