Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Великое достояние Дагестана

Зиярат Мухаммада Ярагского может быть потерян

Развалины мечети в селении Вини-Яраг

Уникальный памятник культуры – достояние республики и прежде всего лезгинского народа сегодня находится в ужасающем состоянии. Это село известно как родина духовного наставника всех имамов – Газимагомеда, Гамзатбека и Шамиля, просветителя и ученого-богослова шейха Магомеда Ярагского, более известного в исламском мире как Мухаммад аль – Яраги.

Инициативная группа, в числу которых вхожу и я, неоднократно поднимали вопрос о необходимости оказания экстренной помощи дому – мечети великого шейха – проповедника идей справедливости и свободы на разных уровнях муниципальной и республиканской власти, в сообществе бизнесменов и предпринимателей. В качестве волонтеров мы регулярно совершаем поездки в старинное село Вини–Яраг, Магарамкентского района, чтобы вести наблюдение о состоянии и тех разрушительных процессах, которых подвергается наследие Магомеда Ярагского.

Первая наша поездка в это село состоялось еще в апреле 2010 года. Тогда, 10 апреля я, Руслан Гереев работая помощником председателя Комитета правительства Республики Дагестан по делам религий, председатель регионального общественного движения «Хаджи–Давуд» Надир Ахмедов и главный редактор еженедельника «Настоящее время» Ханжан Курбанов для привлечения внимания общественности к проблемам сохранения памятников религиозного значения инициировали поездку к историческим местам – зиярату шейха.

Целью командировки было привлечь потенциальных меценатов к делу возрождения памяти и восстановления мечети, связанной с именем великого шейха. Совместно с журналистом местного телевизионного канала ОТВ «Шарвили» (с. Оружба, Магарамкентского района) Исмаилом Курбановым мы совершили, если так можно назвать научную экспедицию в Вини-Яраг, который располагается в живописной гористой местности, в пяти километрах от районного центра – Магарамкент. Здесь на месте произвели осмотр полуразрушенной старинной мечети, сделали фото – и видеосъемку.

Мольба в прямом эфире

В этот же день, все участники данной экспедиции организовали круглый стол в прямом эфире телеканала «Шарвили», в ходе которого дали разъяснения жителям района о цели нашего визита, рассказали о великом наставнике и ученом Мухаммаде аль – Яраги. Коснулись также актуальной и проблемной темы противодействия экстремизму и терроризму в молодежной среде, отметили необходимость патриотического воспитания молодежи как заслона от радикализации общества, ответили на многочисленные звонки телезрителей района.

Участники телепередачи поблагодарили дирекцию телеканала за возможность обратиться в прямом эфире к жителям Магарамкентского района и выразили надежду на скорое возрождение памятника культурного наследия – мечети в селе Вини–Яраг.

Стоить также, отметить, что нами было подготовлены и разосланы соответствующие письма к различным министерствам, ведомствам, депутатам местных и федеральных собраний, банковским и коммерческим структурам, предпринимателям, представительствам лезгинских диаспоральных организаций и другим. Тексты писем также были опубликованы в местной прессе и на различных сайтах.

Видя бездействие социальных институтов и общественности, Центр исламских исследований Северного Кавказа, в одностороннем порядке готовит соответствующее заявление в адрес лезгинской общественности о срочной необходимости возрождения исторического памятника – дома-мечети шейха Магомеда Ярагского.

Обратите внимание, пожалуйста, уважаемые лезгины, что говорил о Ярагском правитель Имамата - Имам Шамиль: «Каждый, кто хоть однажды услышал проповеди шейха Мухаммада, превращается в тигра ислама и непобедим в битвах с врагом».

Имея столько миллиардеров, миллионеров, бизнесменов, предпринимателей, коммерсантов зиярат великого ученого-богослова шейха Мухаммада находится в жалком состоянии.

К большому сожалению, сегодня можно наблюдать много примеров предвзятого отношения к теме Ярагского, которых с годами становится еще больше. Приведу в качестве наглядности всего один лишь пример.

Совсем недавно, возвращаясь с работы, встретил в маршрутном такси моего давнего знакомого – ученого-историка. К моему удивлению, наша беседа плавно перешла к обсуждению деятельности Магомеда Ярагского, а вернее, как пытался мне доказать мой уважаемый собеседник, о якобы преувеличенной исторической роли Мухаммеда аль-Яраги. По его мнению, на самом деле активную роль, абсолютно во всех ключевых и судьбоносных для Дагестана решениях, принимал устаз Джамаллудин Кази-Кумухский.

Феномен Ярагского, если ответить устами ученых Ахеда Агаева, философа, автора книги о М. Ярагском, исламоведа Амри Шихсаидова и др., которые утверждают, что Магомед Ярагский не был ни лакцем, ни аварцем, ни агульцем, ни лезгином. Доктрина его тарикатского вероучения ислама не может иметь национальности, по сути, главная трактуемая им вера – иман.

Во всемирную историю Магомед Ярагский вошел как выдающаяся историческая личность. Рассудительный, трезвый и острый ум, глубокие знания не только в религии, убежденность в правоте своих идей позволили ему перешагнуть через себя ради великой цели – освобождения горцев. Его имя стало символом непогрешимости и чести для кавказских народов.

Только человек огромной нравственной силы и чистоты веры мог поднять на борьбу разрозненных жителей Кавказа. М.Ярагский – лезгин по происхождению, стал сыном всего Дагестана. Он имел отношение к возвышению всех имамов Дагестана и Чечни.

Шейх Мухаммед-эфенди аль-Яраги родился в 1770 году в селении Яраги, расположенном на юге Дагестана, в семье лезгинского ученого. Благодаря его сильной тяге к знаниям и учебе с детских лет он стал исламским ученым. Он изучил множество шариатских наук.

Шейх Магомед Ярагский

В Дагестане не было человека, превосходившего его по знанию Корана и Сунны

Мухаммед-эфенди аль-Яраги собирал горцев на встречи, устраивал обеды и ужины, предпринимал все возможное для того, чтобы привлечь людей и приумножить число своих сторонников. И, конечно же, эти усилия приносили свои плоды, ибо окружение его увеличивалось изо дня в день с невиданной быстротой, а слава о нем молниеносно расходилась по всему исламскому миру.

Однажды, когда перед его домом собралось много людей, мулла-Мухаммед (как звали его окружающие) обратился к присутствующим с такими словами: «Я очень грешен перед Аллахом и Пророком. До сих пор не понимал ни воли Аллаха, ни предсказаний его посланника Мухаммада (мир Ему). По милости Создателя только сейчас у меня открылись глаза и я, наконец, вижу, как проходит мимо меня источник вечной правды.

Все мои прошлые деяния лежат на моей душе как тяжелое бремя грехов. Я потреблял плоды Вашего поля, я обогащался за счет Вашего добра, но священнику не пристало брать и десятой доли, а судья должен судить только за то вознаграждение, которое обещал ему Аллах. Я не соблюдал этих заповедей и сейчас совесть обвиняет меня в грехах.

Я хочу искупить свою вину и просить прощения у Аллаха и у Вас, и вернуть Вам все, что я брал ранее. Подходите сюда: все мое имущество должно стать Вашим! Берите его и делите все между собой!». Так выступил мулла-Мухаммед, но народ единодушно объявил, что мулла-Мухаммед сохранит и свой дом, и свое имущество, и суровая кара постигнет каждого, кто осмелится дотронуться до них. Эта эпохальная речь сыграла огромную роль в понимании смысла его жизни простыми верующими дагестанцами.

Его глубокие познания послужили причиной того, что со всех концов Дагестана к нему потянулись ученики. Его имя стало известно далеко за пределами Дагестана – в Турции, Бухаре и Персии. Известны случаи, когда к нему приезжали из далекой Европы и Азии.

Чтобы понять учение Мухаммеда Яраги, вернемся немного назад и напомним некоторые моменты из истории развития мюридизма. Итак, в середине XIV века в среднеазиатском городе Бухаре один суфийский мыслитель Мухаммед Бах аль-Дин аль-Накшбанди (Магомед Накшбандийский) основал новое учение, сыгравшее немаловажную роль в истории не только Средней Азии, но и всего мусульманского мира.

После смерти мыслителя учение это, получившее название Накшбандийа (в русской историографии учение называется «мюридизмом»), из Средней Азии распространилось в Индию, а затем через страны Среднего Востока в конце XVII века добралось и до Кавказа. Такой долгий по времени путь распространения учения можно объяснить способом передачи духовных знаний в суфийской среде: от одной ступени постижения знания к другой ступени (тарикат) и от наставника – муршида к ученику – мюриду.

Приверженцы накшбандийзма полагали, что мусульманская община (умма) сбилась с праведного пути и отошла от заповедей пророка Мухаммада. Соблюдение предписаний шариата и уклонение от недозволенных новшеств (бид`а – самого страшного из грехов, который мусульманину не надлежит даже представить) являлись одним из способов заставить народ жить праведно.

Но всего этого, по мнению новых проповедников этой ветки ислама, было мало. Шариат должен был регулировать всю общественную жизнь, в том числе правление властителей, которое тоже должно осуществляться согласно шариату. Ведь именно в том, что умма сбилась с праведного пути, виноваты, в первую очередь, власть имущие, погрязшие в грехе, стяжательстве и роскоши.

Между тем Мухаммед Яраги стал муршидом Накшбандийского тариката в Дагестане. Самым лучшим его мюридом и его правой рукой был Джамаллудин Кази-Кумухи. Тарикат стал главным идейным столпом в хутбе устаза Ярагского.

В 1830 году он выступил перед собранием представителей духовенства Дагестана в Унцукуле, где призвал всех к продолжению газавата, и по его же указанию имамом был избран Газимухаммад. Он выдал свою дочь замуж за Газимухаммада. После его гибели Мухаммад Яраги способствовал избранию имамом Гамзата из Гоцатля. А когда и Гамзат был убит, имамом был избран Шамиль, и Яраги поддержал его.

Достоверно известно, что в одном письме, написанном шейхом Мухаммадом Ярагским к Шамилю, говорится: «Если будешь держать постоянную связь с нами, то ты победишь, а если нет, то проиграешь». Письмо было подкреплено соответствующими сурами Священной книги и хадисами праведных предков.

Царская власть, узнав об основополагающей роли Мухаммеда аль-Яраги в Кавказской войне, решила положить конец его деятельности.

Он был арестован и сослан в Тифлис (Тбилиси), но вскоре был освобожден. Мухаммад Яраги умер в 1848 году. Похоронен он в селе Согратль Гунибского района. Его могила стала местом паломничества (зиярат). Вместо себя он оставил муршидом шейха Джамаллудина из Кази-Кумуха, религиозная и общественно-политическая деятельность которого в масштабном историческом контексте Дагестана начинается именно с этого периода.

Специально для информирования широкой общественности по вопросам сохранения и дальнейшей реконструкции памятника – религиозного достояния имени шейха Магомеда Ярагского, Центром исламских исследований Северного Кавказа будут подготовлены серия информационно – тематических публикации о шейхе Ярагском, его исторической роли, его проповеди.

Зиярат шейха Магомеда Ярагского в селении Согратль

Руслан Гереев, представитель ФЛНКА в Дагестане

.

Региональное представительство ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Магарамхюрском районе 12 сентября пройдет масштабный форум, посвященный Мухаммаду Яраги

Открытый районный турнир по вольной борьбе среди юношей им. Мухаммада Ярагского состоится в Магарамхюре

Нет Яраги в лезги отечестве

О происхождении Мухаммада Ярагского

Депутат Народного Собрания РД строит самую большую в горах мечеть

Комментарии (82)
Комментарий #22, дата: 29 апрель 2013 20:19
Куьреви,
Куьреви,
Говоря с представителем этого тухума меня поразил тот факт что мне сразу предоставили информацию о 9 своих поколениях отцов и знание происхождения своего рода.Удивило еще то что говоря со мной он не сказал что Мегьамед не Ярагский а Квардальский,напротив сказал что даже приставка к имени уже говорит сама за себя сказал что Мегьамед Ярагъи был ярагский и его отец ярагский и дед ярагский Он предоставил информацию о своих мирасар на сегодняшний день которые живы здоровы и которые живя уже несколько поколений с лезгинами стали считать себя лезгинами, НО признают свои происхождение и корни с его тухума. Этот факт и посеял во мне сомнение что наша лезгинская версия единственно верная поэтому я и спрашиваю вас есть ли какие либо железные доказательства

Комментарий #21, дата: 29 апрель 2013 20:04
Куьреви,
Ты нам тут пишешь про некую чайную пьянку и после нее якобы разошелся такой хабар , но логически подумать зачем твой отец такое сказал , первый раз слышу чтоб так радовали гостя , можно это повернуть в другую сторону напившись "чая" отец проболтался и когда те подхватили и начали разкручивать хабар отец или добрые советники из Садвала подсказали что нужно пустить опровержение . Чтож вы в 90-х за дружеской чашкой "чая" не замяли этот шуточный хабар а спохватились через столько времени ?!
Слова квардальца могут быть приняты к сведению как иная точка зрения противовес вашей так сказать и по ней выходит что задолго до вашего "чая" аварцы уже наведывались к ним в село миную или после посещения Ярагъа . И это мне поведал тоже очевидец событий как и Вы.
Плюс ко всему я выяснил какой род считается родственным ему. Поговорив с ними они поведали что не считают Яраги агульцем но уверяют что его предки выходцы с их тухума , как они объяснили в те далекие времена не было сильного акцентирования по нациям вот они и ведя проповедническую деятельность влились в лезгинский народ и они не одни такие . А чьи мюриды были пусть выяснят ученые наверняка остались еще свидетели тех событий это все легко проверить .Свет клином на Саид-эфенди не сошелся были разные шейхи но как бы там ни было меня уверили что аварцы приезжали в село. Думаю собрав небольшую экспедицию можно проведать стариков села и собрать много материала .

Комментарий #20, дата: 29 апрель 2013 19:27
Антиквар,
Я не исключаю его агульское происхождение лишь потому что он родился и вырос в лезгинском селе , так же не исключаю то что он был чистый лезгином прост возможно произошла ошибка и путаница , А называя народ и его историков проста так бездоказательно бессовестными и ворами истории не научно , так могут только камни объяснятся "я сказал и все точка " нужно доказательство такое чтоб не было споров .
Сразу видно братское отношение стоять упрямо на своем и не прислушиваться к другому мнению чтоб прийти к общему масляату.
Я еще раз говорю как ни искал я не нашел ни каких доказательств которые напрочь отвергли бы агульскую версию. Единственное это село Яраг которое считается нашим лезгинским

Комментарий #19, дата: 29 апрель 2013 17:41
Цитата: Самур Арчалов
То что вы пишите про шутку одного из ярагцев чтоб порадовать некого агульца Ибрагимова это равнозначно байкам соседа дяди Магомеда и не имеет ни какого отноения с серьезной науке заключение которой я хочу узнать у более мудрых земляках.

Действительно, это все байки, если этот разговор происходил на балконе в компании Агаева, Садыки, моего отца и одного или двух агульцев (Ибрагимов я сказал условно - сейчас точно не помню фамилию) за "рюмкой чая" и этот "чай" им разливал я.
Видимо, следующее "доказательство" более научное, чем мой рассказ очевидца:
Цитата: Самур Арчалов
Чтоб разобраться в вопросе я вышел на агулцев с этого села Квадрал... Один выходец с Квардала поведал что лет 30 назад когда он был ребенком в село приезжали аварские мюриды говорит они сказали что пришли посмотреть родину шейха там же в селе они совершили намаз раздали садакъа сельчанам и уехали.

Аварские мюриди 30 лет назад? Интересно, чьи они были? Вроде Саид-апанди ещё милиционером был!? Причем, эти "мюриды", проигнорировав Яраг, поехали в Квадрал!? Чудеса в решете, да и только! Ярагцы о своих родственниках в Квадрале не знают, а аварцы знают!? Ответственно заявляю: в Яраге есть один небольшой род, происходящий от лакцев и один такой же маленький род, происходящий от аварцев. Все остальные тухумы - лезгинские и они никаких родственников - агульцев не имеют!

Комментарий #18, дата: 29 апрель 2013 17:20
Цитата: Самур Арчалов
Да и вообще уважаемы что вы говорите про устаза ? Как он мог вывести себя из тариката если он сам его устанавливал в регионе , неужели Вы считаете себя умнее шейха ? Понятие ислама заключается в подчинение себя лишь Всевышнему но не как не человеку поэтому призывал освободиться от оков чтоб можно было полноценно исповедовать свою религию. И вообще у меня нет желания обсуждать в сети исламские темы непонятно с кем я предпочитаю узнавать все и общаться напрямую с имамами и алимами. Меня интересует в данным момент историческая тема .

О "выходе" Ярагского из "тариката" писал профессор А.Агаев - единственный ученый, анализировавший "учение" Ярагского. В связи с этим о взглядах Ярагского он писал:
«Не совпадали они и с рядом коранических положений (особенно положением о дарованных Господом «преимуществах одних перед другими», «преимуществах мужчин перед женщинами», различием людей на «свободных» и «рабов», об обязанности подчинения тем, «в чьих руках находится власть», о «закяте и др.) …Хотя в 20-30-е годы Х1Х века Магомед Ярагский защищал и отстаивал мусульманскую религию, проповедовал и преподавал её массам, он, тем не менее, в значительной степени реформировал её, вносил в неё свое понимание, во многом отличающееся от сур Корана и шариата («свобода человека», «равенство» между мусульманами, отрицание рабства, подданства и повинностей, в том числе и религиозным деятелям)».

Комментарий #17, дата: 29 апрель 2013 16:41
Цитата: Самур Арчалов
голословно называя кого то бессовестными

Может, говоря, что Ярагский лезгин, я тоже голословен? Для меня "историки" Рамазановы всегда будут бессовестными, если они так обращаются с именем шейха.
Цитата: Самур Арчалов
это не по братски не по соседски!

Лично я не собираюсь им ни по-братски, ни по-соседски уступать Ярагского. Для этой уступки нет никаких оснований.
Цитата: Самур Арчалов
пусть наши муалимы поведают

Прочитайте любого муаллима, историка (кроме Рамазановых), любые исторические документы, и везде будет написано, что Ярагский был Ярагским, а не Квардальским. Агульцев там даже духу нет.

Комментарий #16, дата: 29 апрель 2013 16:15
Антиквар,
я пытаюсь серьезную тему поднять а Вы на смех все выставляете ,голословно называя кого то бессовестными , ворами и говоря о целом народе как о "не проявившими себя в истории" это просто напросто некрасиво с нашей стороны, это не по братски не по соседски! чести нам не прибавит такие речи если что то имеется пусть наши муалимы поведают всем я лично не нашел таких документов .
Нам не нужны исскуственные лезгины не надо утрировать эту тему

Комментарий #15, дата: 29 апрель 2013 15:57
Цитата: Самур Арчалов
То что вы пишите про шутку одного из ярагцев чтоб порадовать некого агульца Ибрагимова это равнозначно байкам соседа дяди Магомеда и не имеет ни какого отноения с серьезной науке заключение которой я хочу узнать у более мудрых земляках. Чтоб разобраться в вопросе я вышел на агулцев с этого села Квадрал они утверждают что не он ни его ближайшие родственники не жили в селе говорят лишь о далеком предке Ярагъи который переселился в лезгинские земли , утверждают что в селе всегда знали о своих мирасах в Ярагъе. Один выходец с Квардала поведал что лет 30 назад когда он был ребенком в село приезжали аварские мюриды говорит они сказали что пришли посмотреть родину шейха там же в селе они совершили намаз раздали садакъа сельчанам и уехали.
Этот же факт

))))))))Да вы редкий шутник, оказывается! Какой это факт? Вы о каком факте говорите? О байках квардальцев? Я вас уверяю, что байка о квардальских корнях Ярагского родилась в 90-е годы прошлого века. Вы не найдете ни одного исторического документа, ни одной строчки ни в одной книге по истории Дагестана, датированной ранее 90-х годов, в котором бы говорилось об агульскости шейха. О его "агульскости" говорят исключительно бессовестные отец и сын Рамазановы, которые как и квардальцы являются курахскими агульцами.
Агульцы являются нашими добрыми соседями, и нам совсем ни к чему портить отношения откровенным враньем.

Комментарий #14, дата: 29 апрель 2013 15:41
Цитата: Самур Арчалов
Безусловно согласно цепочки на могильной плите нам известно что Мухаммад Яраги его отец Исмаил и его отец Шихкамал и его отец Нюзюр жили в Ярагъе более нам ни чего не известно о его предках, почему мы голословно утверждаем что он являлся лезгином и отвергает то что они ассимилированные агульцы

Вот ни фига себе! Это мы голословно утверждаем? Послушайте, :) весь мир знает, что Ярагский родом из Ярага, его отец, дед и прадед из Ярага. Просто не осталось сведений о более ранних предках. С какого перепугу он агулец? Давайте тогда Гомера будем считать лезгином, ведь нет никаких данных, что его прадед не лезгин. Давайте имама Шамиля посчитаем лезгином, ведь не обо всех его предках точно известно! Пусть Расул Гамзатов тоже лезгин будет, уверен, что не все предки Расула известны. Белиберда какая-то. Мы, оказывается, должны доказать, что Ярагский не агулец! Больше нам делать нечего, как разбираться в бреде горе-историков-агульцев Рамазановых. Мне понятна боль агульцев, никак не проявивших себя в истории, поэтому им хочется отхватить чужой славы. Не получится, товарищи соседи. Покажите хоть один исторический документ, доказывающий, что хоть один предок Ярагского был агульцем. А у нас есть куча документов, что великий шейх родом из лезгинского села Яраг. Вторично это доказывать нет смысла.

Комментарий #13, дата: 29 апрель 2013 15:01
надо СОХРАНИТЬ !!!

народ это НЕОБХОДИМО СОХРАНИТЬ!!!
это наша история, это наше прошлое это наше будущее !
это наши корни! не рубите их! сохраните люди!
не тольки Леки но и все Дагестанцы и Кавказцы должны помогать друг другу сохранять это достояние !!!

поднимите вопрос !!!



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия