Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Великое достояние Дагестана

Зиярат Мухаммада Ярагского может быть потерян

Развалины мечети в селении Вини-Яраг

Уникальный памятник культуры – достояние республики и прежде всего лезгинского народа сегодня находится в ужасающем состоянии. Это село известно как родина духовного наставника всех имамов – Газимагомеда, Гамзатбека и Шамиля, просветителя и ученого-богослова шейха Магомеда Ярагского, более известного в исламском мире как Мухаммад аль – Яраги.

Инициативная группа, в числу которых вхожу и я, неоднократно поднимали вопрос о необходимости оказания экстренной помощи дому – мечети великого шейха – проповедника идей справедливости и свободы на разных уровнях муниципальной и республиканской власти, в сообществе бизнесменов и предпринимателей. В качестве волонтеров мы регулярно совершаем поездки в старинное село Вини–Яраг, Магарамкентского района, чтобы вести наблюдение о состоянии и тех разрушительных процессах, которых подвергается наследие Магомеда Ярагского.

Первая наша поездка в это село состоялось еще в апреле 2010 года. Тогда, 10 апреля я, Руслан Гереев работая помощником председателя Комитета правительства Республики Дагестан по делам религий, председатель регионального общественного движения «Хаджи–Давуд» Надир Ахмедов и главный редактор еженедельника «Настоящее время» Ханжан Курбанов для привлечения внимания общественности к проблемам сохранения памятников религиозного значения инициировали поездку к историческим местам – зиярату шейха.

Целью командировки было привлечь потенциальных меценатов к делу возрождения памяти и восстановления мечети, связанной с именем великого шейха. Совместно с журналистом местного телевизионного канала ОТВ «Шарвили» (с. Оружба, Магарамкентского района) Исмаилом Курбановым мы совершили, если так можно назвать научную экспедицию в Вини-Яраг, который располагается в живописной гористой местности, в пяти километрах от районного центра – Магарамкент. Здесь на месте произвели осмотр полуразрушенной старинной мечети, сделали фото – и видеосъемку.

Мольба в прямом эфире

В этот же день, все участники данной экспедиции организовали круглый стол в прямом эфире телеканала «Шарвили», в ходе которого дали разъяснения жителям района о цели нашего визита, рассказали о великом наставнике и ученом Мухаммаде аль – Яраги. Коснулись также актуальной и проблемной темы противодействия экстремизму и терроризму в молодежной среде, отметили необходимость патриотического воспитания молодежи как заслона от радикализации общества, ответили на многочисленные звонки телезрителей района.

Участники телепередачи поблагодарили дирекцию телеканала за возможность обратиться в прямом эфире к жителям Магарамкентского района и выразили надежду на скорое возрождение памятника культурного наследия – мечети в селе Вини–Яраг.

Стоить также, отметить, что нами было подготовлены и разосланы соответствующие письма к различным министерствам, ведомствам, депутатам местных и федеральных собраний, банковским и коммерческим структурам, предпринимателям, представительствам лезгинских диаспоральных организаций и другим. Тексты писем также были опубликованы в местной прессе и на различных сайтах.

Видя бездействие социальных институтов и общественности, Центр исламских исследований Северного Кавказа, в одностороннем порядке готовит соответствующее заявление в адрес лезгинской общественности о срочной необходимости возрождения исторического памятника – дома-мечети шейха Магомеда Ярагского.

Обратите внимание, пожалуйста, уважаемые лезгины, что говорил о Ярагском правитель Имамата - Имам Шамиль: «Каждый, кто хоть однажды услышал проповеди шейха Мухаммада, превращается в тигра ислама и непобедим в битвах с врагом».

Имея столько миллиардеров, миллионеров, бизнесменов, предпринимателей, коммерсантов зиярат великого ученого-богослова шейха Мухаммада находится в жалком состоянии.

К большому сожалению, сегодня можно наблюдать много примеров предвзятого отношения к теме Ярагского, которых с годами становится еще больше. Приведу в качестве наглядности всего один лишь пример.

Совсем недавно, возвращаясь с работы, встретил в маршрутном такси моего давнего знакомого – ученого-историка. К моему удивлению, наша беседа плавно перешла к обсуждению деятельности Магомеда Ярагского, а вернее, как пытался мне доказать мой уважаемый собеседник, о якобы преувеличенной исторической роли Мухаммеда аль-Яраги. По его мнению, на самом деле активную роль, абсолютно во всех ключевых и судьбоносных для Дагестана решениях, принимал устаз Джамаллудин Кази-Кумухский.

Феномен Ярагского, если ответить устами ученых Ахеда Агаева, философа, автора книги о М. Ярагском, исламоведа Амри Шихсаидова и др., которые утверждают, что Магомед Ярагский не был ни лакцем, ни аварцем, ни агульцем, ни лезгином. Доктрина его тарикатского вероучения ислама не может иметь национальности, по сути, главная трактуемая им вера – иман.

Во всемирную историю Магомед Ярагский вошел как выдающаяся историческая личность. Рассудительный, трезвый и острый ум, глубокие знания не только в религии, убежденность в правоте своих идей позволили ему перешагнуть через себя ради великой цели – освобождения горцев. Его имя стало символом непогрешимости и чести для кавказских народов.

Только человек огромной нравственной силы и чистоты веры мог поднять на борьбу разрозненных жителей Кавказа. М.Ярагский – лезгин по происхождению, стал сыном всего Дагестана. Он имел отношение к возвышению всех имамов Дагестана и Чечни.

Шейх Мухаммед-эфенди аль-Яраги родился в 1770 году в селении Яраги, расположенном на юге Дагестана, в семье лезгинского ученого. Благодаря его сильной тяге к знаниям и учебе с детских лет он стал исламским ученым. Он изучил множество шариатских наук.

Шейх Магомед Ярагский

В Дагестане не было человека, превосходившего его по знанию Корана и Сунны

Мухаммед-эфенди аль-Яраги собирал горцев на встречи, устраивал обеды и ужины, предпринимал все возможное для того, чтобы привлечь людей и приумножить число своих сторонников. И, конечно же, эти усилия приносили свои плоды, ибо окружение его увеличивалось изо дня в день с невиданной быстротой, а слава о нем молниеносно расходилась по всему исламскому миру.

Однажды, когда перед его домом собралось много людей, мулла-Мухаммед (как звали его окружающие) обратился к присутствующим с такими словами: «Я очень грешен перед Аллахом и Пророком. До сих пор не понимал ни воли Аллаха, ни предсказаний его посланника Мухаммада (мир Ему). По милости Создателя только сейчас у меня открылись глаза и я, наконец, вижу, как проходит мимо меня источник вечной правды.

Все мои прошлые деяния лежат на моей душе как тяжелое бремя грехов. Я потреблял плоды Вашего поля, я обогащался за счет Вашего добра, но священнику не пристало брать и десятой доли, а судья должен судить только за то вознаграждение, которое обещал ему Аллах. Я не соблюдал этих заповедей и сейчас совесть обвиняет меня в грехах.

Я хочу искупить свою вину и просить прощения у Аллаха и у Вас, и вернуть Вам все, что я брал ранее. Подходите сюда: все мое имущество должно стать Вашим! Берите его и делите все между собой!». Так выступил мулла-Мухаммед, но народ единодушно объявил, что мулла-Мухаммед сохранит и свой дом, и свое имущество, и суровая кара постигнет каждого, кто осмелится дотронуться до них. Эта эпохальная речь сыграла огромную роль в понимании смысла его жизни простыми верующими дагестанцами.

Его глубокие познания послужили причиной того, что со всех концов Дагестана к нему потянулись ученики. Его имя стало известно далеко за пределами Дагестана – в Турции, Бухаре и Персии. Известны случаи, когда к нему приезжали из далекой Европы и Азии.

Чтобы понять учение Мухаммеда Яраги, вернемся немного назад и напомним некоторые моменты из истории развития мюридизма. Итак, в середине XIV века в среднеазиатском городе Бухаре один суфийский мыслитель Мухаммед Бах аль-Дин аль-Накшбанди (Магомед Накшбандийский) основал новое учение, сыгравшее немаловажную роль в истории не только Средней Азии, но и всего мусульманского мира.

После смерти мыслителя учение это, получившее название Накшбандийа (в русской историографии учение называется «мюридизмом»), из Средней Азии распространилось в Индию, а затем через страны Среднего Востока в конце XVII века добралось и до Кавказа. Такой долгий по времени путь распространения учения можно объяснить способом передачи духовных знаний в суфийской среде: от одной ступени постижения знания к другой ступени (тарикат) и от наставника – муршида к ученику – мюриду.

Приверженцы накшбандийзма полагали, что мусульманская община (умма) сбилась с праведного пути и отошла от заповедей пророка Мухаммада. Соблюдение предписаний шариата и уклонение от недозволенных новшеств (бид`а – самого страшного из грехов, который мусульманину не надлежит даже представить) являлись одним из способов заставить народ жить праведно.

Но всего этого, по мнению новых проповедников этой ветки ислама, было мало. Шариат должен был регулировать всю общественную жизнь, в том числе правление властителей, которое тоже должно осуществляться согласно шариату. Ведь именно в том, что умма сбилась с праведного пути, виноваты, в первую очередь, власть имущие, погрязшие в грехе, стяжательстве и роскоши.

Между тем Мухаммед Яраги стал муршидом Накшбандийского тариката в Дагестане. Самым лучшим его мюридом и его правой рукой был Джамаллудин Кази-Кумухи. Тарикат стал главным идейным столпом в хутбе устаза Ярагского.

В 1830 году он выступил перед собранием представителей духовенства Дагестана в Унцукуле, где призвал всех к продолжению газавата, и по его же указанию имамом был избран Газимухаммад. Он выдал свою дочь замуж за Газимухаммада. После его гибели Мухаммад Яраги способствовал избранию имамом Гамзата из Гоцатля. А когда и Гамзат был убит, имамом был избран Шамиль, и Яраги поддержал его.

Достоверно известно, что в одном письме, написанном шейхом Мухаммадом Ярагским к Шамилю, говорится: «Если будешь держать постоянную связь с нами, то ты победишь, а если нет, то проиграешь». Письмо было подкреплено соответствующими сурами Священной книги и хадисами праведных предков.

Царская власть, узнав об основополагающей роли Мухаммеда аль-Яраги в Кавказской войне, решила положить конец его деятельности.

Он был арестован и сослан в Тифлис (Тбилиси), но вскоре был освобожден. Мухаммад Яраги умер в 1848 году. Похоронен он в селе Согратль Гунибского района. Его могила стала местом паломничества (зиярат). Вместо себя он оставил муршидом шейха Джамаллудина из Кази-Кумуха, религиозная и общественно-политическая деятельность которого в масштабном историческом контексте Дагестана начинается именно с этого периода.

Специально для информирования широкой общественности по вопросам сохранения и дальнейшей реконструкции памятника – религиозного достояния имени шейха Магомеда Ярагского, Центром исламских исследований Северного Кавказа будут подготовлены серия информационно – тематических публикации о шейхе Ярагском, его исторической роли, его проповеди.

Зиярат шейха Магомеда Ярагского в селении Согратль

Руслан Гереев, представитель ФЛНКА в Дагестане

.

Региональное представительство ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Магарамхюрском районе 12 сентября пройдет масштабный форум, посвященный Мухаммаду Яраги

Открытый районный турнир по вольной борьбе среди юношей им. Мухаммада Ярагского состоится в Магарамхюре

Нет Яраги в лезги отечестве

О происхождении Мухаммада Ярагского

Депутат Народного Собрания РД строит самую большую в горах мечеть

Комментарии (82)
Комментарий #12, дата: 29 апрель 2013 14:47
Цитата: Куьреви

Вопрос:
5 - (10 -

Во первых я не приписываю им эту мысль если внимательно прочтете то увидите ее в статье если нет то читайте
____
Феномен Ярагского, если ответить устами ученых Ахеда Агаева, философа, автора книги о М. Ярагском, исламоведа Амри Шихсаидова и др., которые утверждают, что Магомед Ярагский не был ни лакцем, ни аварцем, ни агульцем, ни лезгином. Доктрина его тарикатского вероучения ислама не может иметь национальности, по сути, главная трактуемая им вера – иман.
____
Да и вообще уважаемы что вы говорите про устаза ? Как он мог вывести себя из тариката если он сам его устанавливал в регионе , неужели Вы считаете себя умнее шейха ? Понятие ислама заключается в подчинение себя лишь Всевышнему но не как не человеку поэтому призывал освободиться от оков чтоб можно было полноценно исповедовать свою религию. И вообще у меня нет желания обсуждать в сети исламские темы непонятно с кем я предпочитаю узнавать все и общаться напрямую с имамами и алимами. Меня интересует в данным момент историческая тема .
Во вторых 20 лет тоже не малый срок для после советского режима когда герои освободительных движений подвергались очернению а некоторые вовсе забвению. Не удивительно что тема открываться стала лишь в 90-е когда все рухнуло и из за отсутствия исторических материалов начала появляться вся эта смута . То что вы пишите про шутку одного из ярагцев чтоб порадовать некого агульца Ибрагимова это равнозначно байкам соседа дяди Магомеда и не имеет ни какого отноения с серьезной науке заключение которой я хочу узнать у более мудрых земляках. Чтоб разобраться в вопросе я вышел на агулцев с этого села Квадрал они утверждают что не он ни его ближайшие родственники не жили в селе говорят лишь о далеком предке Ярагъи который переселился в лезгинские земли , утверждают что в селе всегда знали о своих мирасах в Ярагъе. Один выходец с Квардала поведал что лет 30 назад когда он был ребенком в село приезжали аварские мюриды говорит они сказали что пришли посмотреть родину шейха там же в селе они совершили намаз раздали садакъа сельчанам и уехали.
Этот же факт можно проверить я хочу да и многие наверно хотят чтоб история была справедлива чтоб не было между нашими братскими народами споров распри. Безусловно согласно цепочки на могильной плите нам известно что Мухаммад Яраги его отец Исмаил и его отец Шихкамал и его отец Нюзюр жили в Ярагъе более нам ни чего не известно о его предках, почему мы голословно утверждаем что он являлся лезгином и отвергает то что они ассимилированные агульцы ведь не мало в селах со 100% лезгинским население есть тухумы с лакским аварским армянским арабским ... населением а сегодня они уже лезгины .

Комментарий #11, дата: 29 апрель 2013 11:14
1 ноября 1996 года в Яраге отмечали день рождения Ярагского. В школьном дворе была сооружена трибуна. Очередным выступающим на трибуну поднялся Омар Омарович Бегов - известный тогда носитель папахи в Госдуме. Свое эмоциональное выступление он закончил словами: "Вы думаете, Ярагский - лезгин? Нет, он ДОЛЖЕН и мне - аварцу, он ДОЛЖЕН всему Дагестану!". Все заулыбались и громко зааплодировали, вспомнив биографию оратора, которая давала ему право путать слова "должен" и "принадлежит",
Может быть, после этого выступления Бегова аварцы должны были Ярагского называть аварцем!?.

Комментарий #10, дата: 29 апрель 2013 11:00
Цитата: Самур Арчалов
При всем уважение к Шихсаидову и Агаева заключившем что Мегьамед Ярагъи не был ни агульцем, ни лезгином ни лакцем .... а был верным последователем тарикъата и считал себя только муслимом он все таки имел национальное происхождение. Не для кого не секрет что уже давно ведутся споры между лезгинами и агульцами .

Во-первых, нет ни у Шихсаидова, ни у Агаева той мысли, которую Вы им приписываете. Они говорят о его значении для всего Дагестана, включая Ширван, и о его интернационализме. Сказав "молитвы рабов не будут услышаны", он вывел себя за рамки тариката...
Во-вторых, споры о происхождении не давно ведутся, а только последние 20 лет и то после одной шутки, произнесенной в Яраге одним ярагцем, который хотел сделать приятное присутствовавшему при этом агульцу (кажется, его фамилия была Ибрагимов). При этом присутствовал еще Г.Садыки. Вот шутка и разошлась. Дошло до того, что некоторые агульцы начали утверждать, что Магомед не родился в Яраге, а взрослым приехал в Яраг, хотя любой житель Ярага знает, что отец Яоагского Исмаил жил в Яраге, дедушка Шихкамал жил в Яраге, прадед Нюзюр жил в Яраге, т.е. лезгинский (ярагский) след предков Магомеда прослеживается по крайней мере до 17 века. Имеются подтверждения в виде могильных плит... Чем подтверждается "агульский" след?
В-третьих, ни один потомок ярагского, ни один житель Ярага не знает об агульских корнях своего предка.
Откуда тогда "легенда"?
Будьте добры, приводите источник, откуда эти разговоры.

Комментарий #9, дата: 29 апрель 2013 05:08
При всем уважение к Шихсаидову и Агаева заключившем что Мегьамед Ярагъи не был ни агульцем, ни лезгином ни лакцем .... а был верным последователем тарикъата и считал себя только муслимом он все таки имел национальное происхождение. Не для кого не секрет что уже давно ведутся споры между лезгинами и агульцами . Последние убеждены что он, а точнее его предки были выходцами агульского села Квардал (Курдал) что в Курахском районе , по неизвестным причинам (возможно с целью миссионерской деятельности ) они переселились в лезгинское село Ярагъ а дальше ассимилировались в местной среде и ввиду их династической религиозной деятельности они не придавали особое значение своему первоначальному этносу хотя они утверждают что из поколение в поколение знали о своих далеких родичах . Лезгинская сторона в свою очередь напрочь это отвергает утверждая что они коренные выходцы Ярагъа и что даже ни когда не были женаты на агульских женщинах .

Будучи лезгином мне хочется без предвзятостей и всяких предрассудков разобраться в этнической принадлежности устаза Ярагъи. Есть ли научные доказательства просветите меня .
Мне лично в данном вопросе импонирует мысль автора к сожалению не запомнил : "Мегьамед Ярагъи был агульцев в происхождении и лезгином в быту "
P/S
Про то что он был табасранцем еще читал но про то что он лакцем был или аварцем первый раз только тут прочел ))

Комментарий #8, дата: 28 апрель 2013 23:49
На такой элементарный вопрос, на который вы сами напросились, не можете ответить. В таком случае все эти ваши рассуждения не отличаются от обычной демагогии...

Комментарий #7, дата: 28 апрель 2013 14:15
Цитата: Dagger
Те народы что даже формально соблюдают каноны Ислама более устойчивы культурно, консервативны в проявлениях, менее подвержены ассимиляционным процессам. На пример северокавказских народов чтобы не видеть этого надо быть плоховидящим.

Ну, сквозь призму адронного коллайдера этого никогда не увидишь, а другой угол зрения исключается, в данном случае, однозначно.

Комментарий #6, дата: 28 апрель 2013 13:45
Цитата: Dagger
Те народы что даже формально соблюдают каноны Ислама более устойчивы культурно, консервативны в проявлениях, менее подвержены ассимиляционным процессам. На пример северокавказских народов чтобы не видеть этого надо быть плоховидящим

Какой северокавказский народ является "спасенным"? Можно привести один пример?

Комментарий #5, дата: 28 апрель 2013 12:11
Те народы что даже формально соблюдают каноны Ислама более устойчивы культурно, консервативны в проявлениях, менее подвержены ассимиляционным процессам. На пример северокавказских народов чтобы не видеть этого надо быть плоховидящим.

Комментарий #4, дата: 28 апрель 2013 11:25
Цитата: Dagger
Лезгины бояться Ислама потому что не понимают его ценности для спасения народа и самих себя. Поэтому такое отношение к своим религиозным деятелям.

Чисто из любопытства: можно привести пример из истории "спасенного" народа? Так быстрее поймем необходимость "спасения", яснее чем сейчас осознавая то, что нас ждет в случае "спасения"...

Комментарий #3, дата: 28 апрель 2013 09:58
Лезгины бояться Ислама потому что не понимают его ценности для спасения народа и самих себя. Поэтому такое отношение к своим религиозным деятелям.



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия