Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

«Где люди вольны, как орлы...» - 10

Молодежная экспедиция посетила селение Хучни

Как известно, ФЛНКА проводит публикацию отчетных статей о посещении молодежной экспедицией Автономии районов и сел Южного Дагестана, с целью приобщения молодежи к истории и культуре своего народа, а также привлечения интереса общества к краеведению.

В первой статье мы говорили о посещении древнего Дербента. Во втором материале мы рассказывали о поездке по Магарамхюрскому району. В третьей статье мы говорили о посещении заброшенного древнего аула Филер. В четвертой статье мы рассказывали о поездке по самому высокогорному в Дагестане Докузпаринскому району.
Пятая наша статья повествовала о визите в легендарный аул Фий. В шестой статьей мы говорили о поездке по Сулейман-Стальскому району. В седьмой статье, продолжили говорить о поездке нашей группы по Курахскому району. В восьмой мы повествовали о посещении самобытных горских сел Гелхен, Усуг и Хвередж. В предыдущей статье речь шла о нашей поездке в высокогорный Агульский район.
Сегодняшний наш материал о визите в заключительный пункт наш экспедиционного маршрута - селение Хучни. Это негласная столица региона, который испокон веков называется Табасаран.

По разным обстоятельствам число участников экспедиции к тому моменту уменьшилось. В итоге в Хучни поехали Селим Аллахкулиев, Шамиль Садрудинов, Атикат Курбанова, Эмина Пашаева и Мурад Шихахмедов.
В Табасаране нас встречал хороший друг вице-президента ФЛНКА Руслана Курбанова, Рамин Мурадов. Мы заранее с ним все обсудили и договорились о нашем приезде. После обеда мы выехали в Хучни.
Так получилось, что ехали мы на такси от хучнинского поворота на трассе М-29. Таксистом оказался приветливый разговорчивый мужчина яркой азербайджанской внешности. На его «семерке» мы лихо двинулись в Табасаран.

Следует, наверное, отдельно поговорить о дороге. Хоть на указателе и написано, что от трассы до Хучни 44 км, сложилось впечатление, что там как минимум 100 км. Виной тому полупустыня, через которую проходил наш путь.

Немаленький по площади участок мертвой, по-иному не скажешь, земли располагается в юго-западной части Дербентского района, а также прилегающих территориях Табасаранского района.
Как ни странно, это один из промышленных центров региона. Нельзя, конечно, сказать, что там находится крупное производство. Несколько заводов, небольшие хранилища и обслуживающие их сооружения. Как уточнил наш водитель, предпринимательство с сомнительной репутацией, что в принципе характерно для всего Дагестана.

И вот мы въехали в Табасаран. На контрасте с безжизненной пустыней Дербентского района этот край казался оазисом. С каждым километром окрестности становились все зеленее. Чаще стали попадаться лески, посадки, рощи.

Дорога в райцентр ведет через целый ряд селений: Гелинбатан, Марага, Хели-Пенджик, Татиль, Хапиль и другие. Про аулы региона стоит сказать отдельно.
Несмотря на чисто национальное название, в Табасаранском районе имеются табасаранские  и азербайджанские села, а также 1 агульский аул. Более 80% населения района составляют табасаранцы, 15-16 %  - азербайджанцы, не более 1% - агульцы. Гелинбатан – единственное агульское село в Табасаранском районе.
Мне довелось побывать только в Хучни, остальные селения мы проезжали, не останавливаясь, но все же кое-что я для себя успел отметить. Если судить с точки зрения сельской архитектуры, аулы Табасарана, наверное, наиболее облагорожены. Хорошая ровная дорога, красивые фасады домов, аккуратные ограждения, многочисленные зеленые сады создают атмосферу уюта и благополучия. Думаю, нам есть чему у них поучиться.

Уже в самом Табасаране дорога резко идет вверх и серпантинами уносит нас в горы. Географически Хучни занимает центральное место посреди сел Табасаранского района. По селу протекает главная река Табасарана – Рубас. В черте села в реку впадает ее правый приток Арадир, а слева впадает река Ханаг.
С точки зрения рельефной характеристики Хучни занимает особое, даже стратегическое положение. Если на подходах к селу со стороны Дербента окружающая орография еще мало напоминает горы своими очертаниями, и скорее похожи на холмы, то Хучнинская долина расположена уже посреди гор.
Местные горы, как и большинство гор Табасарана, покрыты сочными, зелеными лесами. С востока над селом возвышается горная вершина Чурбаш (1142), с северо-востока – хребет Беюкдере с безымянной вершиной высотой 1105 метров.
Приехали мы в Хучни уже вечером. Таксист привез прямо к знаменитому в Дагестане Хучнинскому водопаду, где нас и встретил Рамин.

Рамин Мурадов – является депутатам городского собрания Махачкалы. Истинный патриот Табасарана. Уроженец села Ерси. Уже много лет занимается сбором информации, материалов, экспонатов для систематизации изучения родного края.

Готовит к публикации альбомы и журналы с фотографиями сел, домов и быта табасаранцев. В молодые годы был активистом «Молодой республики», совершил путешествие по Дагестану, участвовал в съемках серии этнографических фильмов «Семь ветров».
Узнав, что мы совершаем экспедицию в Южном Дагестане, Рамин откликнулся на наше предложение и приехал в Хучни из Махачкалы, чтобы провести для нас небольшой экскурс по столице Табасарана.

Хучнинский водопад – главная природная достопримечательность Табасарана. Это один из крупных туристических центров Дагестана. Когда вы говорите слово «Табасаран», большинство дагестанцев вспомнит именно водопад.

Водопад расположен на реке Хаган (отсюда второе название – Хаганский водопад) на окраине райцентра. В этом месте река падает вниз с высоты 30 метров. Падение воды создает много шума, брызг, а также небольшое озерко, в котором многочисленные туристы любят купаться.

В виду туристической привлекательности этого чуда природы, предпринималось несколько попыток по приобретению земель примыкающих к водопаду. После длительных переговоров между хозяевами и покупателями сделка так и не состоялась, не сошлись в цене. Прямо у водопада сейчас расположена крупный гостиничный комплекс. Чуть поодаль, ближе к дороге, детская база отдыха.

Мы побывали у водопада, сделали несколько фотографий. После чего поднялись наверх к месту, где река начинает свое падение. Обошли водопад сверху. Там мы развели небольшой костер, у которого мы продолжили наш интересный вечер.

С этой высоты открывается потрясающий вид на всю округу. Действительно, Хаганский водопад чудо природы. Мы пробыли на водопаде дотемна. Остаток вечера мы провели в доме тестя Рамина, где мы и остановились на ночлег.
Отдельно расскажу про семью, которая приняла нас тепло и добродушно. Это по-настоящему интеллигентные и образованные люди. Отец семейства, доктор по образованию, долгие годы работал в России, где был ведущим специалистом в своей отрасли.

Они табасаранцы по национальности. Отлично владеют азербайджанским языком. Дома у них в обиходе оба языка. Вообще, как мне объяснили, в Хучни двуязычие это норма. На каком языке начинают разговор односельчане, на том языке и ведется беседа. Никого это не коробит.

По словам Рамина, азербайджанский язык, который распространен в Табасаране, более похож на турецкий язык, чем на общепринятый азербайджанский. Он долгое время сотрудничает с турками и хорошо владеет их языком, поэтому относит говор селения Хучни к турецкому языку.

Наутро мы совершили поездку к так называемой Хучнинской крепости. В народе же ее обычно называют крепостью «Семи братьев и сестры». Название сие уносит нас на несколько веков назад, к истории, что произошла в эпоху жестоких персидских походов на Дагестан.

У этой легенды есть множество версий. Расскажу Вам наиболее популярную из них. Для защиты от многочисленных набегов внешних врагов Дагестана в 17 веке в месте Харба-Гуран у селения Хучни была построена крепость.
Защиту крепости поручили семи братьям и их красавице-сестре. Укрепление несколько раз осаждали, но защитники давали достойный отпор захватчикам. В тяжелые дни осады сестра , свив из своих длинных кос веревку, доставала воду для братьев из глубокого ущелья. После многочисленных неудач персидский шах дал команду на продолжительную осаду крепости.
Однако и это не дало результатов, тогда он решился пойти на хитрость - обмануть сестру. Шах отправил к девушке женщину с дорогими подарками и обещаниями сделать ее братьев военачальниками, а ее - шахиней.

Поверив сладким речам женщины, доверчивая девушка решилась пойти на предательство. Она налила соленую воду в ножны кинжалов и в дула ружей. В итоге укрепление было взято врагом. Узнав, что во всем виновата их сестра, братья забросали ее камнями, пока она не погибла под целым каменным холмом.

Эта легенда имела и свое продолжение. Близ крепости, у дороги, и в наши дни имеется каменный холм, в народе считают, что это и есть могилы той девушки. На протяжении многих лет каждый проходящий мужчина бросает на могилу по 7 камней - в знак презрения к предательнице. В то время как проходящие женщины отбрасывают с могилы по камню, в знак уважения к силе любви. Одна против семи получается.

Как говорит Рамин, Хучнинская крепость – это один из персидских портов, подобных многочисленным дербентским. Остатки схожих смотровых площадок, башен и фортов все еще можно найти в Табасаране. По одной из многочисленных легенд, до района аула Хучни доходила в свое время сорокакилометровая Горная Стена.

Крепость возвышается над райцентром. Само укрепление представляет собой не имеющее перегородок и простенок сооружение с высокими стенами толщиной порядка 2-2,5 метров. Длина стены, смотрящей на Хучни, доходит до 50 метров, боковые стены – около 25 метров. Сделана крепость из местного камня.

Укрепление действительно выглядит величественно и внушительно. Ее видно издалек и этот вид, как и сама крепость, поражают. К сожалению, этот прекрасный памятник средневекового Дагестана весь разрисован и расписан малолетними вандалами.

Прогулкой по прилегающим к крепости местам мы закончили поездку в Хучни. Мы поблагодарили Рамина за теплый прием, содержательную и интересную экскурсию, а также за составленную нам компанию.