Табасаранские ковры
История и традиции ковроткачества Юго-Восточного Дагестана
При раскопках царского кургана на Алтае в 1949 году было найдено плотное ворсовое полотно с изображением оленей, птиц и коней, это т.н. Пазырыкский ковер. Это открытие говорит нам о том, что даже спустя столетия классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких изменений!
Это уникальное произведение искусств с многовековой историей сейчас украшает коллекцию Эрмитажа. И это древнейшее искусство своими корнями уходит на Древний Восток.
Богатая история ковроткачества Ближнего Востока впечатляет. Здесь практически каждый оседлый народ имеет свои уникальные традиции и практические приемы ковроделия. Долгие столетия это искусство является неотъемлемой частью жизни народов этого региона.
Ковроткачество нашло свое распространение и в Дагестане. Это искусство складывалось на протяжении многих веков. По имеющимся сведениям, уже в эпоху бронзы дагестанцы занимались прядением и ткачеством.
Самобытные очаги развития ковроткачества в Дагестане сформировались у лезгин, у табасаранцев, у даргинцев, у аварцев, у кумыков. Южнодагестанские народы создали наиболее совершенные произведения этого древнего искусства.
Особенно развитыми и богатыми традициями обладали народы лезгинской группы. Здесь каждый народ, каждая этническая группа развили свои неповторимые черты и особенности традиционного ковроделия.
Лезгистан и Табасаран являются главными центрами восточнокавказского ковроткачества. Работы мастеров из этих областей славились на всем Ближнем Востоке, их можно было найти в богатейших домах Персии, Османской Империи и арабских стран.
Центрами ковроткачества в Южном Дагестане были Ахты, Микрах, Магарамхюр, Курах, Капир, Сталар, Алпан, Хучни, Аркит, Ерси, Хив, Кандык, Межгюль, Ляхля, Шиназ, Крыз, Будуг и многие другие аулы.В данной работе мы хотим рассказать о табасаранских коврах, о табасаранских традициях ковроделия и о местных мастерах.
Ковроделием в Табасаране, как традиционным промыслом, занимались столетиями. Из овечьей шерсти вручную изготавливалась пряжа, примитивным способом она прокрашивалась.
При этом применялись только красители, сделанные из корней, коры деревьев, листьев кустарников, трав и овощных культур. Единственно, приобреталась индиго, то есть, синяя краска. Такими произведениями искусства украшались свои дома, особенно гостиные комнаты, а определенная часть продавалась или менялась на товары.
Благоприятную почву для своего развития ковроделие получило в 30-е годы минувшего века, когда были созданы более 14 артелей, а затем ковровые фабрики. Строились в нашем районе новые цеха, где трудились более двух тысяч женщин-мастериц.
Еще 2,5 тысяч работали на дому. На предприятия приходили высококвалифицированные специалисты по ковроткачеству. Для Востока ковер- это и мебель ,и обои, и знак достатка. Уровень благосостояния человека на Древнем Востоке определяли по качеству имеющихся в его доме ковров.
В богатом доме всегда должно быть много ковров, причем самого высокого качества. Основу узора табасаранских ковров всегда составлял геометрический орнамент, изображающий символические силуэты животного и растительного мира.
При его построении требуется высокая квалификация, тонкий вкус, индивидуальное мастерство, терпение и усидчивость. Многие наши мастера, не имея перед собой, но зная схему построения узора, выполняют его по памяти.
Несмотря на свою значимость и необходимость, где определенная часть населения района зарабатывает средства на жизнь, но и отражает и ярко показывает культуру и историю древнего табасаранского народа.
И должно быть сохранено, ибо будущие поколения не простят нам, если все произойдет по иному. С переходом на рыночные условия хозяйствования, ковроделие, всегда имевшее свою особенность и высокую трудоемкость, потеряла государственную поддержку.
Высокая инфляция, нарастание кризисных процессов в экономике привели к обесцениванию собственных оборотных средств Предприятий.
Умганат Сулейманова, Представитель ФЛНКА в Табасаранском и Хивском районах
ФЛНКА