Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Дорогами предков 2

Продолжение рассказа о молодежной экспедиции ФЛНКА

18 июля в 9 часов утра участники похода вышли из гостеприимного Гельхена и продолжили путь на северо-запад, в направлении Агула.

Вид на историческую часть селения Усуг
Совсем скоро группа оказалась в первом на своём пути агульском селе Усуг. От Гельхена сюда рукой подать. Восторгаясь атмосферой архаики, царящей в селе, участники экспедиции пошли дальше к селу Хвередж, проходя по юго-западному подножию горы Гурциг (2497 м).

Селение Усуг

Пройдя чуть далее, по правую руку от себя мы увидели Укузское ущелье с одноименным селом в середине. Однако время поджимало, наш путь лежал через Хвередж, и потому мы не стали посещать село. В левой стороне от нас лежало другое агульское селение Курдал (Квардал). На окраине села белело высокое здание, которое является своеобразным символом, по которому можно безошибочно угадать это село.

Дойдя до Хвереджа, группа осмотрела местный старинный минарет и двинулась далее к перевалу близ села Бедюк. Хвередж – последнее селение Курахского района, лежавшее на нашем пути, далее шел Агульский район. После Хвереджа дорога уже шла по правому берегу одноимённой реки. Подъём от Хвереджа до перевала в сторону Бедюка оказался более сложным и крутым, нежели от Усуга до Хвереджа.

Вид на селение Квардал

В скалах вдоль дороги нами были замечены два круглых, глубоких отверстия. Вероятно, они были сделаны для закладки динамита, чтобы взорвать скальную породу и тем самым прочистить место для автодороги. Однако, по неведомым причинам, скалу решили не взрывать. Видимо, потому что имеющийся проём оказался достаточен для автомобильного движения.

В селении Хвередж

В один момент, на высоте около 2300 метров подъём и вовсе прекратился. Впереди не было видно гор, лишь плоское пространство, горы были лишь по бокам. Тогда и стало ясно, что мы уже подходим к перевалу. Однако села Бедюк всё не было.

Минарет в селении Хвередж (XV век)

И вдруг, далеко внизу слева оказалось видно некое село. Сомнений не оставалось – это и есть Бедюк. Однако, времени спускаться к нему у нас не было, поскольку путь шёл через перевал и спуск к Бедюку означал бы серьезное отступление от пути. Потому мы и двинулись вперед.

Затем, достигнув Бедюкского перевала, мы выбрали место для привала, начали трапезу и прилегли отдохнуть. Вот уж, действительно незабываемый отдых – слева белеют снежные вершины Самурского хребта, справа горы хребта Чимидаг. А глубоко внизу впереди – село Рича. Собственно, сам перевал служит перемычкой между Самурским и Чимидагским хребтами.

Вид на селение Бедюк

Неизгладимое впечатление производили отроги хребта Хургабек, неизменно ассоциирующиеся с легендарным селом Рича, благодаря узнаваемым фотографиям в Интернете. После получасового отдыха группа начала спуск по автодороге в село Рича.

Подъем на Бедюкский перевал

Проводя время в беседах, вскоре мы подошли к селу и не могли не заметить, что недаром арабы прозвали его «Воротами». «Баб аль-Къист» – Врата Справедливости. Действительно, скалы, лежащие у въезда в Рича, напоминают каменные врата.

Вид на селение Рича

У выезда из села навстречу нам ехала машина, водитель которой поинтересовался целью нашего маршрута. Наш ответ он прокомментировал словами «Делать вам нечего, ребята», улыбнулся и поехал дальше, что вызвало у нас смех. Мы еще раз могли убедиться, что у нас внутренний туризм, особенно пеший, мягко говоря, «не очень популярен».

Аул Рича и отроги хребта Хургабек

Над нами сгущались тучи. Когда группа уже вошла в Рича, начался дождь, за которым последовал град. Спрятавшись в местном продуктовом магазине, мы переждали и то, и другое и побеседовали с местными жителями.

В селении Рича

С трудом нам удалось уговорить одного ричинца отвезти нас в село Чираг, до которого отсюда около десяти километров. Никто не хотел нас везти, потому что в горах уже несколько дней лили дожди с градом и они были почти уверены, что дороги были не проезжаемы. Но все оказалось не так плохо, дороги были в достаточно неплохом состоянии, лишь  местами подмытые спускающимися с гор потоками.

Селение Чираг

Уже в Чираге мы натолкнулись на уроженцев селения Кули Кулинского района, которые взялись отвезти нас почти до самого Кумуха. Тут-то и начался экстрим. Дорога была каменистая, мягко говоря, неровная. Но наши водители умело гнали машину на высокой скорости. Автомобиль подпрыгивал, мы чуть было не бились головами о потолок.

В селении Кули

В один момент водитель совершил совершенно неожиданный вираж – оставив автодорогу, он прямо въехал на пригорок. Признаться, мы и не думали, что автомобиль способен подниматься по такому крутому склону.

Водитель объяснил это тем, что на этой высоте «ловит  сеть». И действительно, в шкале индикатора сигнала мобильной связи высветилось одно деление. Совершив нужный звонок, водитель повёл машину так же резко вниз. Со временем мы достигли Кокмадагского перевала, находящегося на высоте 2620 метров.

Аул Шовкра

Это очень интересное место. Вокруг зелёные горы. По обе стороны от перевала – вперед и назад, дорога идет на спуск, поскольку перевал является наивысшей точкой пути. Кокмадагский перевал является к тому же водоразделом бассейнов рек Южного и Центрального Дагестана.

По сути, перевал отделяет Южный Дагестан от Центрального. К югу от перевала начинается река Чираг, впадающая в Гюльгери-вац, которая в свою очередь впадает в реку Самур. А к северу от перевала начинается река Казикумухское койсу, образующая ниже по течению реку Сулак.

В селении Шовкра

Вот так, с вершины одного и того же перевала вода, стекая по разные стороны, образует разные реки, чтобы потом, в сотнях километров друг от друга слиться с Каспийским морем.

Немного посидев на перевале и поразмышляв, мы двинулись дальше. Вскоре пред нашим взором предстало первое лакское село на пути – Хосрех. За ним последовал бывший райцентр Кулинского района, селение Кули. Примечательно, что в лакском, как и в лезгинском и многих других языках, «кули» означает маленький. Но село Кули – одно из самых крупных в этой части Дагестана. Видимо, в свое время здесь было совсем небольшое поселение, затем значительно увеличившееся, но сохранившее первоначальное название.

Уже в потёмках мы доехали в село Шовкра, где переночевали у родственников историка Зураба Гаджиева.

Вид на Кумух

На следующее утро, проснувшись, мы осмотрели окрестности селения и прошли пешком в одну из исторических столиц Дагестана, как нередко величают древний Гази-Кумух. Здесь группа прошлась по историческим кварталам села, осмотрела одну из первых в Дагестане мечетей, могилы Муртазали-хана,  предводителя лакцев в Андалальском сражении народов Дагестана против полчищ Надир-шаха.

Также нам повезло оказаться в Кумухе в четверг, потому как именно в этот день недели в райцентре проводится ярмарка, куда едут жители всех селений Лакского района. Традиция всем очень понравилась, впечатлила пестрота и приятная суета, придающая селу в этот день настоящий «восточный» колорит.

По улицам древнего Кумуха

Осмотрев издалека памятник легендарной Парту-Патимат, участники экспедиции сели в маршрутку до Махачкалы, ознаменовав тем самым конец нашей экспедиции.

В заключение уместно отметить, что большая часть исследованного нами пути все же доступна для проезда автотранспорта. Конечно, многие участки дороги пришли в негодность, однако, проблему можно устранить, если применить специальную технику для расчистки пути.

Также необходимо во многих местах укрепить края дороги, чтобы потоки воды не смывали дорогу. Хочется верить, что в будущем путь, который мы прошли, через Курах в Ахты и дальше через Агул в центральный Дагестан вновь оживится. А значит, горные районы Республики получат новый импульс к развитию.