Обряд выхода невесты за водой
Гаджи Алхасов об элементах традиционной культуры агулов
Наверное, нет необходимости говорить читателю о древности исконно кавказских народов, ибо этот факт абсолютным большинством исследователей воспринимается априори. Для ясности здесь можно указать на то, что в исторических анналах они упоминаются гораздо раньше, чем аморейцы, ассирийцы, евреи и другие народы, сыгравшие значительную роль в истории древнего мира.
В этой связи уместно, вспомнить, например, кутиев, известных в источниках еще под названием кутмухов, которые в свое время вторглись в Месопотамию и в течение ста лет владычествовали над Шумером и Аккадом. Об этническом происхождении кутиев – кутмухов свидетельствуют лингвистические данные.
В частности, частица - мух в названии народа, где она является показателем одной из древних форм множественного числа дагестанских языков, с помощью которой маркировались объекты, не поддающиеся счету. К таким объектам, например, можно было отнести деревья в лесу, волосы на голове, людей и т.п.
Из современных языков в качестве действующего форманта множественного числа эта частица сохранилась в удинском языке, а в форме нефункционирующего реликта - во всех остальных языках лезгинской группы.
Однако надо признаться в том, такой, зафиксированной в хрониках информации о древнейшей истории кавказцев немного, что, безусловно, усложняет ее изучение, а нередко, служит и почвой для необоснованных предположений и различного рода спекуляций.
Тем не менее, существующий пробел можно восполнить, если обратиться к богатому культурному наследию наших народов и, разумеется, при этом найти правильный ключ к пониманию его элементов.
Одним из таких ритуалов является известный обряд «Выхода невесты за водой», суть которого заключается в следующем. Через три дня после завершения свадьбы невеста должна была демонстрировать свой статус полноправного члена новой семьи и общества. Для этого использовался момент первого выхода ее из дома мужа за водой.
По представлениям агулов, это событие имело громадное значение в жизни невесты, и поэтому к нему тщательно готовились. Из дома невеста должна была выходить в начале дня и в сопровождении группы нарядно одетых родственниц и подружек, одна из которых брала с собой заранее приготовленный поднос со сладостями предназначенные для раздачи встречным, в качестве искупительной жертвы.
В горловине кувшина невестки клали свадебный подарочный сверток с носовыми платочками, носками, кисетом и другими подобными вещами. На пути следования их поджидала заранее осведомленная группа молодых людей, преимущественно неженатых. В момент приближения женщин один из них подходил к невестке, вытаскивал из кувшина приготовленный подарок и клал в него деньги. Сумма денег не имело значения.
По прибытию к источнику воды одна из сопровождающих невесту девушек должна была снять с плеча невесты кувшин, заполнить его водой и в качестве вознаграждения за это имела право забрать себе те деньги, которые бросили в кувшин молодые люди.
Содержание этого обряда на первый взгляд кажется довольно простым. Но близкое знакомство с ним приводит нас к пониманию того, что он полон огромным символическим смыслом и отражает собой один из переломных этапов развития общественного устройства древности – этап перехода от одной формы брака к другой.
Исходя из такого понимания заложенного в обряде смысла, подарочный сверток невесты можно интерпретировать как выкуп девушки молодым людям за право принадлежать одному избраннику, в противовес той традиции, согласно которой право обладать ею до этого имел каждый молодой человек.
Горловина сосуда для воды символизирует женское начало, а процесс вытаскивание из него заготовленного заранее подарка и бросание туда денег - сексуальный акт. Не случаен здесь и элемент воды, который во многих народных представлениях символизирует плодородие.
В истории кавказских народов существовал период, когда любой женщиной мог овладеть, если не все желающие мужчины, то хотя бы один из них, кто оказывался первым, и, по всей вероятности, позиция самой женщины при этом не брался в расчет.
Затем наступает период моногамных браков, но старые традиции сохраняют свою силу и женщине, чтобы отделаться от них приходится откупиться перед мужчинами, подменив свои сексуальные обязательства перед ними их материальным эквивалентом.
Существование подобных брачных отношений на Кавказе подтверждается и зафиксированными в литературе сведениями этнографического характера. Так, академик Х.Д. Форн в одной из своих работ, опубликованных в конце 19 в., рассказывает интересную подробность из далекого прошлого из жизни кубачинских женщин.
«Раз в неделю в Кубачах вдовы и покинутые женщины на скамьях перед своими домами, закрыв лица, между 2 – 3 часами ночи отдавались в объятия юношам, которые оставались им совершенно неизвестными.
Это не считалось постыдным или позорным. Напротив, плоды таких отношений содержались и воспитывались на общественный счет». Несомненно, этот обычай так же, как и вышеприведенный, является пережитком широко распространенной когда-то переходной формы от группового к парному браку.
Отголоском описанных выше отношений видимо являлся и другой, сохранившийся до недавних пор у агулов и рутулов, обычай закидывать камнями и грязью вдову повторно выходящую замуж. Можно предположить, что первоначально с этим были не согласны люди молодого возраста.
По мнению Ф.Энгельса в приведенных ситуациях «Женщина откупается от существовавшей в старое время общности мужей и приобретает право принадлежать только одному мужчине».
Традиционная культура кавказских народов неизменно связана с культурой народов Древней Передней Азии. Поэтому в рассматриваемом ключе небезынтересно обратиться к примерам и этого региона.
Так, например, в Передней Азии в древности, как и на Кавказе, вавилонские женщины должны были раз в год отдаваться мужчине в храме Милитты. Некоторые народы региона посылали своих девушек на целые годы в храм Анатис, где они должны были предаваться свободной любви со своими избранниками, прежде чем получить право на вступление в брак.
И как пишет тот же Ф.Энгельс - «Подобные обычаи, облаченные в религиозную оболочку, встречаются почти у всех народов, живущих между Средиземным морем и Гангом».
Но с тех времен в традиционной культуре народов, в том числе и агулов, произошли кардинальные изменения, и подобного рода обычаи, естественно, сейчас абсолютно неприемлемы. Но кое-какие отголоски идеологических представлений тех далеких эпох дошли и до наших дней. И наша задача в этой связи заключается в том, чтобы время от времени напоминать современникам о них как части нашей истории.
P.S. Мнение редакции ФЛНКА может не совпадать с мнением автора
Гаджи Алхасов, представитель ФЛНКА в Агульском районе
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.