Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Где лезги имам современности?

Народам лезгинской группы необходимо новое поколение духовных лидеров

Народы России живут бурной общественной, политической, светской и духовной жизнью. Россияне разных национальностей, начиная от чабана с пастбищ Куруша, завершая президентом страны – ходят на работу, голосуют, смотрят ТВ, воспитывают детей и мечтают о будущем…
 
При этом, после краха идеологии советского периода, страна очнулась от атеистического сна и вспомнила, что духовная сторона наша жизни также требует внимания и кропотливой работы. Народы России вспомнили о своих духовных корнях и ценностях…
 
Глава государства о духовных ценностях
 
Об этом раз за разом напоминает нам и глава Российского государства Владимир Путин, говоря об определяющей роли духовных ценностей традиционных для России религий в формировании нашей идентичности.
 
" Люди нашего поколения помнят о том, как выглядел кодекс строителя коммунизма… И когда даже эта форма перестала существовать, возник морально-нравственный вакуум, который мог быть заполнен только одним – возвратом к настоящим, истинным ценностям", – отмечал по этому поводу Владимир Путин.
 
По его словам, ими могли быть только ценности религиозного характера. "Поэтому не удивительно, что общество само, без подталкивания извне со стороны власти и даже со стороны церкви... само обратилось к своим корням, к вере, к духовным ценностям. Это было естественным возрождением русского народа", – сказал президент.
 
То же самое справедливо и по отношению к мусульманским народам России. "Ислам - яркий элемент российского культурного кода", - подчеркивал Владимир Путина на встрече с мусульманскими лидерами России.
 
«Язык, культура, история, духовные ценности и национальные традиции – это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность, сберегать себя как народ», - отмечал Президент РФ.
 
Россия в храмах
 
И это не просто слова. Лидеры российского государства своим примером активно показывают россиянам, как они понимают совмещение общественно-политической активности россиян с духовными ценностями. Россия не может пожаловаться, что первые лица государства обделяют вниманием православные храмы и великие праздники.
 
Наиболее яркие лидеры мусульманских республик также регулярно и на высоком уровне подчеркивают свою связь с духовными ценностями своих народов. Рамзан Кадыров в Чечне и Рустам Минниханов в Татарстане – являют собой пример чуткого отношения к духовным запросам своих народов.
 
При некоторых оговорках, отметим все же, что лидерам российских народов удается грамотно выдерживать баланс между общероссийскими гражданскими и духовными ценностями. И это как раз и демонстрирует те «духовные скрепы», о которых постоянно твердит глава Российского государства. 
 
Сплав национального и религиозного
 
Причем, что является наиболее ценным для народов России, и форма исповедания православия, и форма исповедания ислама, и других религий в нашей стране складывалась веками сообразно национальному характеру каждого народа.
 
Условно говоря, чеченцы сформировали за несколько столетий уникальный сплав чеченских культурных традиций и исламских ценностей. Который условно называют «чеченской исламской моделью».
 
Татары за долгие века сформировали уникальный сплав татарских культурных традиций и исламских ценностей. Который условно называют «татарской исламской моделью». То же самое касается аварцев, даргинцев, ингушей, карачаевцев и других мусульманских народов.
 
У каждого из этих народов сложилось уникальное духовное пространство, пропитанное их национальными традициями, культурными ценностями, историческим наследием, гордостью за своих духовных учителей прошлого.
 
Духовные лидеры мусульманских народов
 
Кроме того, у каждого из мусульманских народов России сегодня существуют духовные лидеры уровня муфтиев или хотя бы крупных мусульманских лидеров, шейхов, мыслителей, которые развивают и укрепляют в современных реалиях уникальный сплав национальной культуры и религии.
 
Свои муфтии и яркие духовные лидеры есть практически у всех мусульманских народов России – татар, чеченцев, ингушей, карачаевцев, кабардинцев и даже осетин, которые многими в нашей стране ошибочно считаются исключительно православным народом.
 
Чего только стоит пример осетинского муфтия – Хаджимурата Гацалова. Это настоящий пример истинного горца, мудрого аксакала, искреннего мусульманина, глубокого знатока родного языка и культуры, воплощающий в себе как должен жить, выглядеть и воспитывать молодежь осетинский духовный лидер.
 
Такие лидеры – не только гарантия сохранения духовных ценностей в современном мире, а также твердый заслон на пути распространения в среде мусульманской молодежи крайних идей.
 
Дело в том, что именно глубокий сплав национальной культуры, исторической памяти, а также духовных ценностей – является уникальным цементирующим материалом каждого народа в отдельности.
 
Именно благодаря сохранению и развитию этого уникального сочетания и выжили перед лицом истории татары, чеченцы, черкесы и лезгины. Но о последнем примере – приходится говорить с горечью в голосе.

Без имама в народе
 
«Без царя в голове», как гласит русская пословица, не может жить человек. А без духовных лидеров не может жить и развиваться народ. И это в современную эпоху не менее справедливо, чем в прошлом.
 
Но скажите, пожалуйста, где современные духовные лидеры лезгин и народов лезгинской группы? Речь не идет о сельских имамах и работниках Духовного правления. Это больше функционеры, нежели духовные лидеры общенационального уровня.
 
Мы спрашиваем о настоящих, харизматичных, сильных, достойных подражания духовных лидерах, совмещающих глубокое религиозное и светское образование... Глубоко переплетающий родной язык, национальную культуры, историческую память народа и духовные ценности…
 
Глубоко понимающих реалии и вызовы современного общества и тенденции стремительной трансформации мусульманского общества… Могущего на доступном для наших народов языке донести до каждого сердца важность именно такого цементирующего наши народы культурно-духовного сплава…
 
Могущего переложить на язык современного общества идеи Хаджи-Давуда и Гасана Алкадарского, Юсуфа Лакзи и Хакима Хунлики, Мухаммада Усугского и Мирзы Калукского… Где эти лидеры, которые должны исчисляться сотнями?
 
Где же наш новый Хаджи-Давуд? Где же наш современный Алкадари? Где же наш лезгинский Хаджимурат Гацалов? Ведь мы народ – первыми из народов России воспринявший духовные ценности Единобожия и нашедший модель глубокого переплетения их с нашей родной культурой!
 
Где же это все сегодня? 
 
И как мы собираемся выстоять перед лицом чудовищных вызовов современного агрессивного мира с его пороками и угрозами? 
 
И как мы собираемся сохраниться как народ с уникальной двухтысячелетней духовной историей, если нам об этом даже рассказать некому?

Фарида Санджах

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Двуязычие народов лезгинской группы

Владимир Путин рассказал о роли спецназа ГРУ в присоединении Крыма

Пробуждая чувство сопричастности

Путин: Во главе ополчения в 1612 году стоял этнический татарин

В конференции "Духовность как фактор межнационального согласия и укрепления единства" в Черкесске приняли участие представители СКФО и ЮФО

Комментарии (8)
Комментарий #8, дата: 17 декабрь 2014 00:00

[quote=пириви]И первым делом начать с обьединения лезгиноязычных народов(нация ЛЕКОВ)!       Ув.пириви! Извините меня,но Вы или наивны,или еще хуже...! Ингуши, имея 4 района и пара сотен тысяч людей(в Ингушетии),могут позволить себе иметь  национальный очаг-Республику,а ЛЕЗГИНЫ должны учитывать желания арчинцев,агулов,цахуров и т. д.и еще поменять национальное самоназвание ЛЕЗГИНЫ- на леков! Зачем?Что Вы собираетесь сварганить? Империя?  А нам,знаете батенька,нужен ЛЕЗГИНСКИЙ округ, (область,республика).ЛЕЗГИНСКИЙ! Пусть с нами,на нашей земле, живет кто угодно-мы интернационалисты.Но пусть здравствуют Агулистан,Табасаран,Цахуристан и иные- отдельно от нас,пусть процветают эти народы, только без нас.Хватить с нас одной коммуналки-Дагестана! У нас и земли достаточно(больше чем в Сингапуре-5млн население), и народа достаточно( в Абхазии-90тыс.абхазов, в Ю.Осетии-30тыс осетин). Мы пойдем путем создания ЛЕЗГИСТАНА!      Пы.Сы.      А Вам,брат пириви,желаю удачи в создании ИМПЕРИИ ЛЕКОВ!


Комментарий #7, дата: 15 декабрь 2014 19:58

Цитата: муртуз
   Быть может пора бы уже называть вещи своими именами ???!  Нам нужна своя Республика (в составе РФ) - ВАМ ТАК НЕ КАЖЕТСЯ, не ????????????. 
  Иначе ещё лет сто будем гадать и ждать ("катать" очередные статьи !) - когда ж, наконец, появится ...."мессия".
 
   Почему этот вопрос так боятся (именно так мне видится) поднимать наши теперешние лидеры ???????????!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! 
Что бы это было первым делом надо превратиться в НАЦИЮ!И первым делом начать с обьединения лезгиноязычных народов(нация ЛЕКОВ)!А для этого надо пройти тернистый путь становления.Наш исторический враг боиться этого.для него это кошмар и ужас и мешать он будет этому всеми доступными(подлейшими) методами.Но идущий осилит путь!


Комментарий #6, дата: 15 декабрь 2014 00:56

Опять приснопамятный "Мирза Калукский"!! Я бы посоветовал Фариде Санджах, прежде чем ретранслирировать на широкую аудиторию мифы о "Калукском", задаться простым вопросом: что конкретно мы знаем об этом "деятеле", и "где гарантия того, что это не плод воображения тех, кто озабочен созданием мифических "героев" для самоутверждения? Уважаемая Фарида, если у Вас нет ответов на эти вопросы (а у Вас их быть не может!), стоит ли в который раз (!!!) упрямо твердить на сайте ФЛНКА о мифическом "Калукском"??? Может, хватит, в конце концов???


Комментарий #5, дата: 14 декабрь 2014 20:16

   Быть может пора бы уже называть вещи своими именами ???!  Нам нужна своя Республика (в составе РФ) - ВАМ ТАК НЕ КАЖЕТСЯ, не ????????????. 

  Иначе ещё лет сто будем гадать и ждать ("катать" очередные статьи !) - когда ж, наконец, появится ...."мессия".

 

   Почему этот вопрос так боятся (именно так мне видится) поднимать наши теперешние лидеры ???????????!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! 


Комментарий #4, дата: 14 декабрь 2014 18:26

средневековое мракобесие никчему молодёжи


Комментарий #3, дата: 14 декабрь 2014 00:28
Наверно, кого-то, и сильно беспокоит кого назовут лезгинским имамом современности. Думаю, что ни Гасан Алкадари, ни Хаджи-Давуд и другие просветители не ставили перед собой такие вопросы, а жили и творили во имя народа. Их дела видны из далека. Может нам не стоит имамов современности искать, а просвещать народ лезгинский, сплачивать его, обогащаться обычаями и культурой нашего народа? Хочется, чтобы вопрос не оставался риторическим.

Комментарий #2, дата: 13 декабрь 2014 22:53

Есть среди Лезгин такой человек ,если действительно кому -то это интересно прошу найти автора этих строк. только араба -лезгина и агенты фсб лучше не пришлите  .  


Комментарий #1, дата: 13 декабрь 2014 20:38

видимо, Ярагский не дотягивает до некоего авантюриста Усугского и мифического Калукского...




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия