Где лезги имам современности?
Народам лезгинской группы необходимо новое поколение духовных лидеров
13 12 2014, 13:56
Просмотров: 11 093
Комментарии: 8
Раздел: Главная лента / Рубрика - Главные новости / КультураНароды России живут бурной общественной, политической, светской и духовной жизнью. Россияне разных национальностей, начиная от чабана с пастбищ Куруша, завершая президентом страны – ходят на работу, голосуют, смотрят ТВ, воспитывают детей и мечтают о будущем…
При этом, после краха идеологии советского периода, страна очнулась от атеистического сна и вспомнила, что духовная сторона наша жизни также требует внимания и кропотливой работы. Народы России вспомнили о своих духовных корнях и ценностях…
Глава государства о духовных ценностях
Об этом раз за разом напоминает нам и глава Российского государства Владимир Путин, говоря об определяющей роли духовных ценностей традиционных для России религий в формировании нашей идентичности.
" Люди нашего поколения помнят о том, как выглядел кодекс строителя коммунизма… И когда даже эта форма перестала существовать, возник морально-нравственный вакуум, который мог быть заполнен только одним – возвратом к настоящим, истинным ценностям", – отмечал по этому поводу Владимир Путин.
По его словам, ими могли быть только ценности религиозного характера. "Поэтому не удивительно, что общество само, без подталкивания извне со стороны власти и даже со стороны церкви... само обратилось к своим корням, к вере, к духовным ценностям. Это было естественным возрождением русского народа", – сказал президент.
То же самое справедливо и по отношению к мусульманским народам России. "Ислам - яркий элемент российского культурного кода", - подчеркивал Владимир Путина на встрече с мусульманскими лидерами России.
«Язык, культура, история, духовные ценности и национальные традиции – это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность, сберегать себя как народ», - отмечал Президент РФ.
Россия в храмах
И это не просто слова. Лидеры российского государства своим примером активно показывают россиянам, как они понимают совмещение общественно-политической активности россиян с духовными ценностями. Россия не может пожаловаться, что первые лица государства обделяют вниманием православные храмы и великие праздники.
При некоторых оговорках, отметим все же, что лидерам российских народов удается грамотно выдерживать баланс между общероссийскими гражданскими и духовными ценностями. И это как раз и демонстрирует те «духовные скрепы», о которых постоянно твердит глава Российского государства.
Сплав национального и религиозного
Причем, что является наиболее ценным для народов России, и форма исповедания православия, и форма исповедания ислама, и других религий в нашей стране складывалась веками сообразно национальному характеру каждого народа.
Условно говоря, чеченцы сформировали за несколько столетий уникальный сплав чеченских культурных традиций и исламских ценностей. Который условно называют «чеченской исламской моделью».
У каждого из этих народов сложилось уникальное духовное пространство, пропитанное их национальными традициями, культурными ценностями, историческим наследием, гордостью за своих духовных учителей прошлого.
Кроме того, у каждого из мусульманских народов России сегодня существуют духовные лидеры уровня муфтиев или хотя бы крупных мусульманских лидеров, шейхов, мыслителей, которые развивают и укрепляют в современных реалиях уникальный сплав национальной культуры и религии.
Свои муфтии и яркие духовные лидеры есть практически у всех мусульманских народов России – татар, чеченцев, ингушей, карачаевцев, кабардинцев и даже осетин, которые многими в нашей стране ошибочно считаются исключительно православным народом.
Чего только стоит пример осетинского муфтия – Хаджимурата Гацалова. Это настоящий пример истинного горца, мудрого аксакала, искреннего мусульманина, глубокого знатока родного языка и культуры, воплощающий в себе как должен жить, выглядеть и воспитывать молодежь осетинский духовный лидер.
Дело в том, что именно глубокий сплав национальной культуры, исторической памяти, а также духовных ценностей – является уникальным цементирующим материалом каждого народа в отдельности.
Именно благодаря сохранению и развитию этого уникального сочетания и выжили перед лицом истории татары, чеченцы, черкесы и лезгины. Но о последнем примере – приходится говорить с горечью в голосе.
Без имама в народе
«Без царя в голове», как гласит русская пословица, не может жить человек. А без духовных лидеров не может жить и развиваться народ. И это в современную эпоху не менее справедливо, чем в прошлом.
Но скажите, пожалуйста, где современные духовные лидеры лезгин и народов лезгинской группы? Речь не идет о сельских имамах и работниках Духовного правления. Это больше функционеры, нежели духовные лидеры общенационального уровня.
Мы спрашиваем о настоящих, харизматичных, сильных, достойных подражания духовных лидерах, совмещающих глубокое религиозное и светское образование... Глубоко переплетающий родной язык, национальную культуры, историческую память народа и духовные ценности…
Глубоко понимающих реалии и вызовы современного общества и тенденции стремительной трансформации мусульманского общества… Могущего на доступном для наших народов языке донести до каждого сердца важность именно такого цементирующего наши народы культурно-духовного сплава…
Где же наш новый Хаджи-Давуд? Где же наш современный Алкадари? Где же наш лезгинский Хаджимурат Гацалов? Ведь мы народ – первыми из народов России воспринявший духовные ценности Единобожия и нашедший модель глубокого переплетения их с нашей родной культурой!
Где же это все сегодня?
И как мы собираемся выстоять перед лицом чудовищных вызовов современного агрессивного мира с его пороками и угрозами?
И как мы собираемся сохраниться как народ с уникальной двухтысячелетней духовной историей, если нам об этом даже рассказать некому?
Фарида Санджах
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.