Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Яран Сувар или Новруз?

В отличие от других республик в Дагестане местные праздники оказались второстепенными

Фото: Арсен Садыки
Как известно, день весеннего равноденствия с незапамятных времен является особой датой, которую торжественно отмечают многие народы. Зародившись в земледельческих культурах, эти праздники также были восприняты и кочевыми народами.

Однако у дагестанских народов этот праздник носит глубоко самобытные черты и, несмотря на огромное влияние персидской культуры и, конкретно, Новруза, продолжает отмечаться под своими местными названиями.

В этом отношении празднование Новруза в Республике Дагестан диссонирует с тем, что наблюдается в других республиках России, которые в день весеннего равноденствия отмечают свои национальные праздники.

«Республика Дагестан признает и уважает национально-культурную и историческую самобытность народов Дагестана, создает условия для сохранения и развития их культурных и исторических традиций» – говорится в статье 6 Конституции РД.

Национальные праздники, особенно пришедшие из глубины веков, являются наиболее ярким достоянием данных культурных и исторических традиций. Поэтому вопросы их сохранения и воспроизведения в широком контексте общественной жизни республики являются важными и требуют особого подхода.

Как отмечала известный дагестанский этнограф Ангара Булатова, весенние праздники народов Дагестана можно разделить на две группы. В первую группу включаются празднования дня первой борозды, которым отводилась ключевая роль в земледельческом цикле Нагорного Дагестана (у аварцев, даргинцев, а также лакцев) и кумыков. Одно из отличий дня первой борозды заключается в том, что он не привязан к конкретной календарной дате.

У народов Южного Дагестана и ногайцев на первом месте стоит празднование дня весеннего равноденствия. Если тюрко-иранские народы: таты, персы, терекеменцы, тюрки-азербайджанцы, ногайцы отмечали Новруз, который в Ахеменидской империи приобрел значение религиозного зороастрийского праздника, то празднества лезгинских народов сложились на местной основе, и имеют самостоятельные названия, хотя и испытали воздействие обрядовой системы Новруза.

Надо отметить, что оба празднества в той или иной степени распространены у большинства дагестанских народов, другое дело – какой из них является более значимым в среде того или иного народа. 

В «пограничной» зоне можно отметить интересные явления: у агулов и табасаран главный праздник называется соответственно, Эвелцан и Эбелцан (бытуют и другие названия), т.е. день первой борозды, хотя обрядовая сторона его соответствует лезгинскому Яран Сувару.
Торжества на праздник Эбелцан / Яран Сувар в Хивском районе
Примечательный факт, табасараны и жители лезгинского селения Куг отмечают праздник 14 марта, а не 21. Рутульский Эр также празднуется чуть раньше 17-18 марта, соседствующие с ними жители лезгинского села Хлют также празднуют Эрен Йиф 17 марта

В то же время у лакцев и кайтагцев день весеннего равноденствия гораздо более значим, и отмечается торжественней, чем у других представителей Нагорного Дагестана, что, по мнению Ангары Булатовой, может быть связано с влиянием их южных соседей – лезгинских народов.  

Яран Сувар в ряду местных праздников, символизирующих наступление Нового Года, имеет более торжественный характер и насыщенную различными мероприятиями и обрядами программу и отмечается непосредственно в день весеннего равноденствия.

Неслучайно Ангара Булатова в книге «Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX – начале XX века» праздники лезгинских народов объединяет под этим названием, и свое описание строит на основе того, как этот праздник отмечается у лезгин.

Именно Яран Сувар наиболее подходит на то, чтобы его отмечали на республиканском уровне. Сейчас его место занимает Новруз, который нельзя считать самобытным для Дагестана. Последний характерен для народов и культур, подавляющее большинство которых проживает за пределами Дагестана.
Празднование черкесского Нового года (ИлъэсыкIэ мэфэкI)
В этой связи хотелось бы отметить, что возрождением самобытного адыгского (черкесского) праздника Нового года на уровне республики занимаются в Адыгее и Кабардино-Балкарии. А в прошлом году проект Национального музея Республики Адыгея «Адыгский Новый год» стал лауреатом I степени в номинации «Лучший проект по популяризации народных традиций и промыслов».

В Хакасии, несмотря на то, что хакасы – тюркоязычный народ, также не стали уподобляться большинству и празднуют на республиканском уровне не Новруз, а свой праздник Нового года – Чыл Пазы. Кстати, в этот день проводится церемония вручения премий «Человек года», проводимая Советом старейшин хакасского народа.
Кадры с праздничных торжеств в Хакасии
Конечно, нельзя умалять значение Новруза,  включённого ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Однако в Дагестане, как и в любом другом регионе, во главу угла должен быть положен самобытный праздник, сложившийся на местной основе, каковым является Яран Сувар.

Конечно, Дагестан является самой многонациональной республикой России, в которой ни один народ не составляет и трети населения, а скорее всего и четверти. Однако в культурной жизни республики можно наблюдать такие явления, как выставка кукол, организованная Лабораторией национального костюма Дома дружбы, почему-то получившая название «Нани гур», что с аварского переводится, как «кукольное платье». 
Выставка "Нани гур"
Непонятно, почему было принято решение дать название выставки именно на аварском языке, если на ней представлены не только аварские национальные костюмы и само проведение такой выставки не является специфической традицией, зародившейся в аварской среде.

В то же время праздник Нового года в Махачкале отмечается как Новруз, а не Яран Сувар, хотя Яран Сувар и является специфической дагестанской (лезгинской) традицией. Кстати, правильнее этот  праздник проводить в «столице» Южного Дагестана – Дербенте, так как именно в этом регионе традиционно отмечается день весеннего равноденствия как наступление Нового года.

Но даже если отмечать его в столице Дагестана, то не может на себя обратить внимание и национальный состав его населения. Так, согласно последней переписи в этом городе проживает 84,5 тысячи лезгин и около 30 тысяч представителей других лезгинских народов, а азербайджанцев – 6 тысяч и ногайцев – 1,3 тысячи. 

Почему мы в ущерб национальным традициям местных дагестанских народов даже не упоминаем Яран Сувар? Разве это справедливо и рационально? Может все-таки пора уже внимательней отнестись к дагестанскому культурному наследию и лезгинскому в частности, взяв пример с Хакасии и Адыгеи.

Иера Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Яран сувар и Новруз объединяют народы Южного Дагестана

В Махачкале и Каспийске отпраздновали Яран-Сувар

Символ новых надежд

В Сулейман-Стальском районе отметили Яран сувар

Первый объединенный праздник народов Южного Дагестана в Дербенте

Комментарии (27)
Комментарий #27, дата: 16 март 2016 00:59

Автор забыла указать кумыков в Махачкале, которые тоже, представьте, отмечают Новруз. Так нечестно


Комментарий #26, дата: 06 апрель 2015 00:55

Цитата: Kurushvi
Но очень легко найти идиотов, которые в пылу своей фанатичной любви к чужим идеологиям призывают лезгин отказаться от своей идентичности и облачиться в черные одежды и готовиться к смерти. Предел мечтаний таких объектов для психиатров и соответствующих органов, это то, что твориться в Сирии, Ливии, Ираке, Йемене, Афганистане, .... Какие бы красивые слова не говорили, что это не так, реальность показыват, что фанатики этой идеологии - угроза лезгинскому народу.

Это прежде всего беда этих людей, а потом уже все остальное.

Но все ж главная угроза лезгинскому народу в обозримом будущем не "обличившиеся в черные одежды и готовящиеся к смерти", - пока сильна Россия их и бояться нечего. Гораздо хуже для народа те из фанатиков, которые любыми путями пытаются внедрить в лезгинскую среду так называемые "европейские ценности". Кстати, этот тип фанатиков во многом и генерируют религиозный радикализм, что называется, тут к бабке не ходи.


Комментарий #25, дата: 05 апрель 2015 22:59

[quote=Kurushvi][quote=кадим]span style="word-spacing: 1.10000002384186px;"                                                               весьма любопытный случай, я бы даже сказал - клинический... Первый разумно отмечает, что хороводы вокруг костров, танцульки и горлопанство штукатуреных певиц весьма далеки от культуры народа и его традиций, и потом уточняет что это восновном относится к части праздничных концертов, о важности традиционного горского нарядаи платка и тд... Но Нашелся вдруг некто, который начал сочинять про черные одежды, игил, йемен, ливию... в которых вообщето разные истории и идеологии: интервенции, вторжения, борьба за власть-которую в йемене ведут шииты. Управляется и расшатывается все это - известно откуда. Если речь идет о сектах представляющих угрозу как лезгинам, так и др-м народам, то это отдельная тема не имеющая к данной статье отношения. Ключевой момент в том, что нужно держаться середины, не впадая в крайности - фанатизм и излишнюю светскость. Концерты яран сувар действительно больше напоминают светское, нежели традиционное мероприятие, это очевидно, и глупо это отрицать. Не хватает и масштаба, но это другой вопос... А с другой стороны зачем вообще что-то обсуждать, предлагать и высказывать, когда на сайте есть универсальная крутящаяся панда, которая считает свои примитивные комменты самыми нужными, которая от имени всего народа решает что хорошо и что плохо для лезгин, разумеется по-своему... итак все правильно, сойдет, ничего менять и предлагать ненадо, считают такие индивиды.


Комментарий #24, дата: 05 апрель 2015 18:42

[quote=кадим]span style="word-spacing: 1.10000002384186px;">величайшее невежество и заблуждение связывать хороводы вокруг кострищ, горлопанство и танцульки штукатуреных певичек с культурными и традиционными нормами. Больше напоминает шабаш с вызыванием потусторонних сил, или обычный эстрадный концерт с элементами шоу. Это все до-исламский пережиток который наши некоторые современщики используют в виде декоративно-прикладного искусства как повод для праздненств и возлияний. Направить бы всю эту энергию и потенциал на пропаганду истинных ценностей, в том числе по местным сми,тв и уличных баннеров против алкогольных магазинов и наркоты, псевдорелигиозных уголовных элементов, устраивать гуманитарные и благотворительные акции и т.п... Надо быть масштабней и учитывать все стороны и аспекты, тогда будет толк в этом празднике.

 

Такие высказывания характерны тем персонажам, которые сами ничего не делают для сохранения национальной культуры и традиций. Им остается стоять побоку и высказывать свои никому не нужные комменты. Оторвите пятую точку от дивана и сделайте что-то масштабней в следующем году!


Комментарий #23, дата: 05 апрель 2015 18:32

Цитата: Gatagvi
Любопытно, это какой же взрослый человек в здравом уме и твердой памяти устраивает хороводы и прыгает через эти костры??? Скорей, оно забавы для детишек, и Ислам, в силу своей мудрости как мировой религии, никогда их не запрещал. Вот потому-то вариации этого прздника сохранились не только в глухих ущельях лезгинских гор, но и практически у всех народов, начиная от граничащих с арабами персов заканчивая татарами Поволжья. Никакого языческого духа в этом празднике давным-давно быть уже не может, остались отдельные элементы из внешней оболочки. На самом деле, крайне трудно найти идиота, который на полном серьезе будет вешать на себя красную ниточку с верой что это спасет его от гнева языческого бога. Если даже такой субъект и обнаружится, то это в чистом виде клиника и предмет разбора психиатров.
Что касается пьянок на таком празднике, так оно находится в зависимости лишь от степени культуры самого человека, а никак не от самого факта праздника. Будь то любое торжество, начиная от дня Победы, к примеру, и заканчивая обычной свадьбой.

 

Но очень легко найти идиотов, которые в пылу своей фанатичной любви к чужим идеологиям призывают лезгин отказаться от своей идентичности и облачиться в черные одежды и готовиться к смерти. Предел мечтаний таких объектов для психиатров и соответствующих органов, это то, что твориться в Сирии, Ливии, Ираке, Йемене, Афганистане, .... Какие бы красивые слова не говорили, что это не так, реальность показыват, что фанатики этой идеологии - угроза лезгинскому народу.


Комментарий #22, дата: 04 апрель 2015 01:11

[quote=кадим]span style="word-spacing: 1.10000002384186px;">величайшее невежество и заблуждение связывать хороводы вокруг кострищ, горлопанство и танцульки штукатуреных певичек с культурными и традиционными нормами. Больше напоминает шабаш с вызыванием потусторонних сил, или обычный эстрадный концерт с элементами шоу. Это все до-исламский пережиток который наши некоторые современщики используют в виде декоративно-прикладного искусства как повод для праздненств и возлияний. Направить бы всю эту энергию и потенциал на пропаганду истинных ценностей, в том числе по местным сми,тв и уличных баннеров против алкогольных магазинов и наркоты, псевдорелигиозных уголовных элементов, устраивать гуманитарные и благотворительные акции и т.п... Надо быть масштабней и учитывать все стороны и аспекты, тогда будет толк в этом празднике.              все верно. Но по части костров конечно борщанул и даже обобщил, сейчас действительно трудно найти кто серьезно относится к этим ритуалам. Скорее формальность. Но мой акцент был сделан на другом. А именно организации на этом деле всякого рода концертов, противоречащих не то, что исламким правилам (это очевидно), но и обычным морально-этическим нормам и традиционному дресс-коду. Когда собираются обычные штукатуреные светские певички, полуодетые, элементарно без платка - чтобы покрутиться и покричать на сцене (как было в москве и др-х местах). И это все называют - яран сувар! На самом деле сие мероприятия почти ничем не отличаются от аналогичных азербаженских праздненств, и даже концертов на юбилей гейдар алиева... По этому и нужно менять это дело. Если идешь на выступление "яран сувар" зная что это традиционный праздник, то будь добр - соответствуй духу события, и хотябы раз в год вместо тряпок облачись в традиционный горский наряд, хотябы ради уважения к предкам и зрителям. А так пока, больше название - чем соответствие 


Комментарий #21, дата: 03 апрель 2015 11:05

[quote=Радж]span style="line-height: 115%; font-family: 'Calibri','sans-serif'; font-size: 11pt; mso-ascii-theme-font: minor-latin; mso-fareast-font-family: Calibri; mso-fareast-theme-font: minor-latin; mso-hansi-theme-font: minor-latin; mso-bidi-font-family: 'Times New Roman'; mso-bidi-theme-font: minor-bidi; mso-fareast-language: EN-US; mso-ansi-language: RU; mso-bidi-language: AR-SA;">  Верующий в истину человек  не должен сориться со своим братом больше трех дней. Поэтому Абдул, я на тебя нисколько не обиделся, наоборот, хвала Богу, очень рад , что среди моего народа возрождается Истина. Если я чем-то задел, прости, это моя тактика. Лезгинов  по другому не разбудишь.

Салам алейкум, Радж!

Хвала Аллагьу, Милостливому и Милосердному, который направил по прямому пути. Очень рад и благодарен тебе брат за понимание и признаю свою ошибку, что  был не прав по отношению к тебе и очень переживал. Пусть Аллагь воздаст тебе благом, укрепит твой Иман и укрепит тебя на Истине!!!


Комментарий #20, дата: 03 апрель 2015 10:41

[quote=Радж]span style="line-height: 115%; font-family: 'Calibri','sans-serif'; font-size: 11pt; mso-ascii-theme-font: minor-latin; mso-fareast-font-family: Calibri; mso-fareast-theme-font: minor-latin; mso-hansi-theme-font: minor-latin; mso-bidi-font-family: 'Times New Roman'; mso-bidi-theme-font: minor-bidi; mso-fareast-language: EN-US; mso-ansi-language: RU; mso-bidi-language: AR-SA;">  Верующий в истину человек  не должен сориться со своим братом больше трех дней. Поэтому Абдул, я на тебя нисколько не обиделся, наоборот, хвала Богу, очень рад , что среди моего народа возрождается Истина. Если я чем-то задел, прости, это моя тактика. Лезгинов  по другому не разбудишь.


Комментарий #19, дата: 01 апрель 2015 19:23

  Верующий в истину человек  не должен сориться со своим братом больше трех дней. Поэтому Абдул, я на тебя нисколько не обиделся, наоборот, хвала Богу, очень рад , что среди моего народа возрождается Истина. Если я чем-то задел, прости, это моя тактика. Лезгинов  по другому не разбудишь.


Комментарий #18, дата: 31 март 2015 23:16

Сегодня в роли этих «иблисчиков» выступают свои  «верующие» лезгины, которые утверждают, что это нельзя, то  нельзя. Вместе того, чтобы быть примером в возрождении и сохранении  лезгинской культуры и истории.  Как же  отличить этих «иблисчиков»  от Мусульман?  Всё просто. Если он лезгин спроси, заплатил ли закят –это первый признак человека  работающего на благо общества, 2 признак он не требует от других изменяться, он изменяется сам чтобы изменить других (показывает личный пример в добрых деяниях). Если нелезгин помни о двух принципах Ислама: 1- все мусульмане –братья  и 2-Мусульманин тот который желает своему Брату того чего себе желает (спроси у нелезгина желает тебе лезгин иметь своё государство на своей земле или готов ли справедливо распределить бюджетные средства) . 

 Поэтому ещё раз хочу сказать, единственное наше спасение-это минимум своя автономия в составе РФ и это возможно достаточно желание у 4% населения ( по данным ученых) , как говорят бизнесмены «спрос рождает предложение». Иначе, как говорил Столыпин, станем «навозом» для процветания наших врагов.





Назад 1 2 3 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия